Над Европой повеяло новой 'холодной войной'. Дмитрий Медведев занес над странами Восточной Европы и Прибалтики если не меч, то ракетные комплексы 'Искандер'. На передовой нового мирового противостояния - Польша и Литва.
Когда я был маленький, в школе нам - с гордостью, разумеется, - говорили, что в иностранные языки переняли из русского два слова - sputnik и perestroika. Похоже, в последние дни добавилось еще одно - Iskander. Говорят, разработчики ракетного комплекса долго подбирали романтичное название.
Но сейчас это слово стало символом новой угрозы с востока. Или - его сделали таким символом? Для пропаганды слово подходит как нельзя лучше - Iskander. В нем отзвуки если не нового вторжения гуннов, то дикость скифов. Так и грезятся орды варваров, которые со дня на день хлынут в Европу, но уже не на лошадях и с луками, а на танках и с автоматами Калашникова.
Под знаком ракетного комплекса 'Искандер' начинается новая 'холодная война'. Я не шутил, когда чуть выше сказал, что на передовой Польша и Литва. Как же может быть иначе? Польша уже согласилась разместить у себя американскую ПРО - вместе с Чехией. А Литва - по данным источников американских же газет в Вашингтоне - по-прежнему остается запасной площадкой для размещения ракет.
Но - как бы я не относился к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину - о размещении 'Искандеров' было объявлено уже после того, как Польша и Чехия дали свое согласие Вашингтону, а Литва подтвердила свои союзнические обязательства партнерам по НАТО.
Именно обязательства Литвы, Чехии и Польши перед НАТО стали большой политической ловушкой, которая сейчас определяет линию поведения новичков Североатлантического альянса. Но об этом - чуть ниже.
Ракета выходит на цель
Лет десять назад, такой же осенью, как сейчас, - питерская газета, в которой я тогда работал, отправила меня на стрельбы под Лугу в Ленинградской области. Подозреваю, что послали меня только как самого молодого: ветеранам не хотелось ехать в несусветную рань в неописуемую даль - почти за 150 километров от Питера, на ракетный полигон.
Там я первый раз увидел 'Точку У' вживую. На первый взгляд - ничего особенного: большой тягач с контейнером наверху. Я напросился с наблюдателями в зону цели - решил, что на месте старта будет скучно. Я не жалел о своем решении ни минуты, хотя коллеги оставались рядом с командным пунктом, в палатке полевой столовой. А в зоне цели свистел ледяной ветер, от которого едва защищал окоп.
Мы недолго ждали сообщения с КП:
- Стартовала, - сказал один из наблюдателей. Смолкли все разговоры. Мне показалось, что слышно, как потрескивает сигарета.
И тут небо взорвалось. Как бывает, когда над головой пролетает сверхзвуковой самолет. В километре от нас что-то бабахнуло. И снова - тишина. Только ветер шумел.
Потом командующий стрельбами сказал, что промах составил меньше десяти метров.
Уже потом я много слышал и читал о том, что 'Точка' устарела. Но всякий раз вспоминал, с какой силой ракета шла на цель. Это действительно была сила. Меня, как мальчика, который вырос в Питере и часто ходил в военные музеи, эта сила поразила и восхитила.
В прицеле - Европа
В последние дни, пробираясь через напечатанные в европейских газетах статьи и комментарии об 'Искандере', я часто вспоминал те стрельбы. И вот о чем подумал: мне никогда не приходило в голову представить себя на месте тех, кто может оказаться в прицеле 'Точки У' или 'Искандера'.
Без шуток - это действительно страшно. И я могу понять ужас европейских политиков, которые наверняка читали доклады своих военных экспертов, что сбить 'Искандер' практически невозможно. На подходе к цели ракета совершает такие маневры, что противостоять ей не может никакое современное зенитное оружие.
При том, что раньше 152-я ракетная бригада в Калининградской области была вооружена всего лишь 'Точками', у которых радиус действия - 120 километров. А сейчас им на смену идут 'Искандеры', у которых радиус поражения уже 500 километров.
Наверное, если бы я жил в Вильнюсе, Риге или Варшаве, то чувствовал бы себя как жители Лондона в конце Второй мировой, когда на них обрушились ракеты 'Фау'.
Но дальше - уже политика. С одной стороны, Россия не скрывала, что оставляет за собой право на симметричный ответ продвижению американской ПРО в Европу. С другой стороны, Россия оказалась заложницей собственного силового имиджа после событий в Южной Осетии.
Думаю, что никто не будет отрицать, что Россия неожиданно стала страной, которая может позволить себе силу. Другой вопрос, куда это Россию заведет. Я не во всем согласен с бывшим премьер-министром Эстонии Мартом Лааром, но готов принять его точку зрения, что Россия рискует оказаться в международной изоляции.
И здесь я склонен согласиться с господином Валдасом Адамкусом, что после заявления Дмитрия Медведева в Восточной Европе сложилась напряженная ситуация. Но - не только потому, что - в терминологии европейских газет - Россия 'играет мускулами' и 'размахивает 'Искандерами' как мечом' (всего лишь цитаты).
НАТО как кабала
Причина кризиса в Восточной Европе в целом и в Литве в частности в обязательствах... перед НАТО. Прописная истина в том, что Литва и еще шесть стран вступили в альянс 29 марта 2004 года.
Еще раз хочу подчеркнуть - семь стран вступили в НАТО в марте 2004 года. К этому моменту изменилась сама суть альянса - из оборонительного союза он стал наступательным. И здесь, собственно, всего два вопроса: первый - на кого наступать? Второй - сколько стоит стать полноправным членом НАТО?
Что касается первого вопроса, то здесь все просто: на кого может наступать Литва? Вряд ли, на партнеров по НАТО - Латвию и Польшу. Остаются только Россия и Белоруссия. Можно, конечно, предположить, что вторжение будет направлено на Украину, но это уже из разряда фантастики.
Второй же вопрос... Если честно, я не знаю, сколько в действительности стоит полноправное членство в НАТО. Эти цифры не столько засекречены, сколько очень запутаны.
Могу предположить, что цена вопроса очень высока. Например, один ударный вертолет 'Апач' стоит около 14.000.000 долларов или почти 36.000.000 литов.
Я эти цифры привел не для 'красного словца'. Если не ошибаются коллеги из уважаемых и солидных газет и журналов Европы, то в 2009 году члены НАТО должны начать перевооружение.
Для новичков, которые вошли в альянс в марте 1999 года, марте же 2004 года и октябре 2008 года это означает, что им придется списать то вооружение, с которыми их армии входили в альянс и - купить новое. И даже если не купить, то провести модернизацию. Что сравнимо с покупкой нового оружия. Например, обновить все тот же 'Апач' обойдется в те же 14 миллионов долларов.
(Нечестно, но все-таки подмывает пересчитать цену вертолета в пенсии и социальные пособия. Нет. Думаю, это будет совсем нечестно. Грязный прием).
Могу сказать, что в Эстонии и Латвии перспектива перевооружения, мягко говоря, политиков не вдохновляет. В Литве эта тема ушла на второй план на фоне выборов в Сейм и - экономического кризиса. Но теперь пришло время о ней вспомнить.
Ничто не может оправдать военные расходы лучше, чем реальный враг у ворот. И тут такой 'подарок' от России: новые ракеты в Калининградской области, растущая угроза на востоке. Можно скорректировать бюджет.
У меня и в мыслях нет подозревать, что господин Адамкус именно военные расходы имел в виду, когда говорил, что бюджет на 2009 год нужно пересмотреть. Президент по-настоящему заботится о благополучии нации. Но - с другой стороны - он и его сторонники так увлечены идеей, что Россия - враг на Востоке. И если - вдруг - Москва предложит Литве партнерство и помощь, что Адамкус и его соратники от нее откажутся, заподозрив Россию в новом коварстве.
Я вот только не могу понять, зачем такие расходы всей Литве? Ведь в стране живут не только политики? К слову, точно так же я не могу понять размаха военных расходов в России, тем более что правительство последнее время превратило реформу армии едва ли не в очередной национальный проект.
Внешний враг - всего лишь удобный предлог. Что для России, что для Литвы. Хотя, мне кажется, что политикам в Вильнюсе приходится сложнее: ведь нужно найти компромисс между обязательствам перед партнерами по ЕС и НАТО и - интересами собственной страны. Но часто красивые слова литовских политиков остаются всего лишь словами.
Но - обязательства-то никто не отменял. Те, которые перед НАТО. Допустим, что перевооружение можно будет если не 'замотать', то отложить до лучших - в прямом смысле - времен. И вот тут начинается самое интересное: отложенное даже на два-три года перевооружение некоторых членов НАТО означает, что весь альянс будет... ослаблен. Останется только политический союз, который опирается на военных США. Это уже как-то совсем обидно.
++++++++++++++++++++++
P.S. Тов. читатели, будьте предельно бдительны! Не забывайте, пожалуйста, голосовать :))) В финале Народного голосования ИноСМИ занимает 12 место. Напоминаем, по правилам конкурса с одного IP можно голосовать только 1 раз в 24 часа. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/.
__________________________________
Российский гамбит напоминает о временах 'холодной войны' ("The Washington Times", США)
Живущие на передовой новой 'холодной войны' ("The Guardian", Великобритания)
Украина - это особый вопрос, и для НАТО и для России ("The New York Times", США)
Пока мир приветствует Обаму, президент Дмитрий Медведев приказывает разместить в Европе ракеты ("The Times", Великобритания)
Первый удар в поединке новичков нанесен ("The Guardian", Великобритания)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Идеология под названием "величие России" (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Армия теней (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Ходит, куда хочет, или Игра в украинскую политику (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Стратегический спецназ КГБ (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)
Партия - детям! (Чрезвычайная комиссия читателей ИноСМИ)