Военная реформа: разногласия в Кремле?
Reuters: В четверг российский генерал в отставке - один из ведущих оппонентов проходящей в стране военной реформы - обвинил министра обороны Анатолия Сердюкова в некомпетентности, отметив, что его действия негативно отражаются на способности и без того слабых вооруженных сил противостоять угрозам со стороны НАТО. Сердюков - бывший чиновник налоговой службы, связанный с премьер-министром Владимиром Путиным - в октябре объявил о начале радикальной реформы, призванный придать вооруженным силам, чья структура не изменилась со времен 'холодной войны', большую компактность и мобильность.
Реформы встретили резкие возражения со стороны генералитета, что стало весьма редким проявлением недовольства мерами, принимаемыми могущественным правящим тандемом - президентом Дмитрием Медведевым и премьером Путиным, возглавляющим также партию 'Единая Россия'.
Генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов озвучил озабоченность многих офицеров, которые скорее всего будут сопротивляться принимаемым мерам.
Леонид Ивашов: 'Мы должны остановить эти дикие реформы. Сердюков абсолютно некомпетентен, но смеет реформировать такую сложную систему, как армия. Я категорически против этого, как и 99% офицеров - находящихся на действительной службе, в запасе или в отставке".
По его словам, военные помогут Медведеву осознать негативные последствия планируемых изменений. Он также призвал приостановить осуществление реформы. В ноябре Медведев не присутствовал на ежегодном всероссийском совещании высшего командного состава; по мнению военных аналитиков, это указывает на возможные разногласия в Кремле по поводу реформы.
В августе Россия вторглась в Грузию в ходе войны за Южную Осетию - мятежный регион этой маленькой страны. Многие аналитики в России и за рубежом утверждают: этот пятидневный конфликт показал, что российская армия неспособна вести по-настоящему современную войну против более сильного противника.
Подобно многим другим экспертам, Ивашов отметил: несмотря на победу России, этот скоротечный конфликт показал, что армия слаба, ее командование медлительно, оружие устарело, а полностью боеготовые части отсутствуют. Россия выиграла войну прежде всего за счет высокого боевого духа солдат и подавляющего количественного превосходства в технике. Он обвинил НАТО в том, что она подталкивала своего потенциального участника - Грузию - к войне с Россией.
Леонид Ивашов: 'Мы не хотим, чтобы НАТО проводила эту агрессивную политику экспансии на нашем геополитическом пространстве и размещения военных баз вокруг нашей территории'.
По словам многих российских аналитиков, опасения Москвы, связанные с НАТО и ее возможной агрессией против страны, крайне преувеличены: на самом деле куда большую угрозу представляют международный терроризм и региональные конфликты. Сердюков объявил о планах сокращения офицерского корпуса в два с лишним раза, и создания мобильных, боеготовых соединений. В настоящее время офицерский состав российских вооруженных сил насчитывает 335000 человек, т.е. 30% от общего числа военнослужащих. Сердюков обещает резко повысить денежное довольствие оставшимся в строю офицерам, увеличить закупки самых современных вооружений и обеспечить постоянную боевую готовность всех частей.
Анонимный офицер мотострелковой бригады (Нижний Новгород): 'Мы пока не видели никаких официальных документов по военной реформе. Все очень расплывчато. Может быть, меня уволят из армии, и тогда моя семья - а нас четверо - превратится в бомжей'.
Попытка обуздать хаос
AP: Президент Джордж У. Буш, пытающийся в условиях глобального финансового кризиса действовать на опережение, надеется расширить круг стран, поддерживающих план действий, призванный продемонстрировать, что государствам мира хватает и воли, и средств, чтобы обуздать хаос в мировой экономике. В пятницу начинается, возможно, последняя зарубежная поездка Буша на посту президента: он направляется на саммит 21 страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в столице Перу Лиме.
Буш и еще восемь глав государств, прибывающих в Лиму, в прошедшие выходные участвовали в вашингтонском саммите 'большой двадцатки' - группы, состоящей из самых богатых стран мира, а также развивающихся держав вроде Китая, России и Бразилии. На нем был принят 'пакет' мер, призванных не допустить перерастания нынешнего кризиса в глубокую и затяжную рецессию мирового масштаба.
Пока, однако, эти шаги не успокоили инвесторов. Фондовые индексы Уолл-стрита в четверг упали до самого низкого уровня после начала кризиса год с лишним назад. Промышленный индекс Dow Jones два дня подряд терял по 400 пунктов, и закрылся на отметке 7552 - самом низком уровне за пять с лишним лет, а индекс Standard & Poor's 500 просел до 752 пунктов, ниже минимума, установленного шесть лет назад. Белый дом, однако, настаивает, что идет правильным курсом, и надеется, что поддержка плана действий 'двадцатки' другими странами в конце концов поможет восстановить стабильность на рынках.
До начала дискуссий в рамках АТЭС в субботу Буш проведет переговоры один на один с главами ряда государств: первой в его графике стоит встреча с председателем КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao); она состоится в пятницу. Помимо финансового кризиса Буш должен обсудить с Ху усилия международного сообщества, призванные убедить Северную Корею вернуться в формат соглашения, предусматривающего дипломатические и экономические уступки Пхеньяну в обмен на его отказ от ядерного оружия, сообщил репортерам на брифинге, проведенном накануне поездки Буша, пресс-секретарь Совет национальной безопасности Гордон Джондро (Gordon Johndroe). По его словам, этот вопрос будет обсуждаться и в субботу, на переговорах Буша с лидерами Японии и Южной Кореи.
До отъезда из Лимы в воскресенье Буш также должен встретиться с российским президентом Дмитрием Медведевым, однако точное время этой беседы пока не согласовано - что, возможно, лишний раз свидетельствует о сильном охлаждении отношений между двумя странами.
Ху и Медведев участвовали в переговорах в рамках 'двадцатки' в минувшие выходные, и Буш стремится заручиться их поддержкой, чтобы добиться одобрения плана действий на саммите АТЭС. Он обсудит с обоими лидерами ход осуществления плана действий по борьбе с финансовым кризисом и ряд внешнеполитических вопросов. В частности, в повестке дня встречи с Медведевым числятся такие темы, как напряженность вокруг Грузии и американские планы по размещению ракет-перехватчиков в Восточной Европе, пояснил Джондро.
Чиновники из Белого дома, признавая, что другие лидеры, возможно, так или иначе учтут тот факт, что предстоящая встреча станет последним международным саммитом с участием Буша, подчеркивают, что президент рассматривает свою поездку не как 'прощальный визит', а как возможность даже под конец пребывания у власти добиться поставленных им целей.
Буш надеется, что страны АТЭС - в их число входит ряд государств, получающих немалые выгоды от международной торговли - пообещают, вслед за 'двадцаткой', не возводить в течение ближайшего года новых протекционистских барьеров. Это, по его мнению, позволит избежать возврата к политике по принципу 'разори соседа', из-за которой спад начала 1930-х перерос в Великую депрессию. Ожидается, что лидеры стран АТЭС также выступят за скорейшую выработку основных принципов соглашения в ходе текущего раунда переговоров о международной торговле, так называемого 'Дохийского раунда', чтобы эта задача была выполнена к концу декабря.
Аналитики, однако, считают достижение этой цели маловероятным, поскольку многие страны предпочтут сделать паузу в переговорном процессе до вступления в должность избранного президента Барака Обамы (Barack Obama). Если на прошлой неделе Обама направил на встречу с лидерами 'двадцатки' бывшего конгрессмена Джима Лича (Jim Leach) и бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright), то на саммите АТЭС его представителей не будет.
Буш надеялся, что в ходе своей последней зарубежной поездки он сможет заявить об успехах в развитии свободной торговли в регионе, однако Конгресс отказался ратифицировать уже заключенное соглашение о свободе торговли с Колумбией. В то же время аналогичный договор с Перу был одобрен законодателями в прошлом году и должен вступить в силу с января 2009 г.
Ожидается, что страны АТЭС поддержат план действий, но некоторые аналитики отмечают: у ряда азиатских стран, которым десять лет назад, в ходе финансового кризиса в их регионе, Вашингтон и другие западные страны читали нотации, может возникнуть мысль - не следует ли им теперь поменяться ролями и предложить бывшим 'учителям' кое-что из их собственных рецептов. Чарльз Фримен (Charles Freeman), специалист по Китаю из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies), полагает, что им трудно будет удержаться от 'язвительных комментариев' - ведь в 1997-98 гг. им указывали, что преодолевать кризис следует за счет сокращения бюджетного дефицита, отказа от поддержки 'неустойчивых' банков и повышения процентных ставок. Сейчас, однако, ничего подобного не предусматривается. 'Если посмотреть на принимаемые нами меры, . . . то они диаметрально противоположны, - отмечает Фримэн. - Мы снижаем процентные ставки, поддерживаем банки. . . Получается - что позволено Юпитеру, то не позволено быку'.
____________________
Фигура умолчания ("ИноСМИ", Россия)
Что сулит Путину новый закон? ("ИноСМИ", Россия)