Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В.Третьяков: Россия не может быть 'маленькой и тихой страной' - это будет уже не Россия

За большую внешнюю политику надо в том числе и платить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия, безусловно, должна иметь большую и активную внешнюю политику. Практически - глобальную. Ибо она - глобальная Великая Держава. А за большую внешнюю политику надо в том числе и платить. Россия не может быть 'маленькой и тихой страной' - это будет уже не Россия. Великая Держава - это не только преимущество. Это еще и миссия, даже бремя

Политолог Виталий Третьяков отвечает на вопросы читателей ИноСМИ. Начало можно прочесть на нашем Пресс-клубе

______________________________________________

Сломать советский агитпроп

ffke653, 02.11.2008 22:01

Здравствуйте, уважаемый Виталий Товиевич! Я очень рад тому, что Вы лично сделали такой шаг и решили покончить с остатками советского агитпропа, решили сами заняться подготовкой тележурналистов. Советский агитпроп занимался лишь имитацией борьбы с основными соперниками СССР, реальной же его борьбой была борьба с собственной страной. Сколько русофобствующих журналистов отобрал и подготовил только один Засурский, который недавно признался в том, что он с 40-х годов слушал Би-Би-Си и стал с тех времен искренним патриотом Запада. Впрочем, о русофобской атмосфере на журфаке МГУ Вы лучше всех знаете, сами его закончили. Тот же процесс захватил и другие звенья советского агитпропа - наиболее злобные ненавистники страны (не СССР даже, а именно России) находились в организациях долженствовавших бороться с внешними противниками страны, например в Институте США и Канады АН СССР. К великому сожалению, все эти русофобские круги продолжали контролировать важнейшую часть общественного организма - средства массовой информации - и после провозглашения РФ. Более того, как показали дальнейшие события, ситуация даже усугубилась. Одни репортажи "незабвенной" Елены Масюк чего стоили. Только при президентстве Путина ситуация стала исправляться. И Вы с передачами "Что делать?" сделали огромный вклад в то, чтобы "развеять липкий мрак", чтобы поставить в фокус общественного обсуждения простейшие интересы общества и страны. Спасибо Вам за это огромное. А теперь хочу задать Вам вопрос: можно ли ожидать, что инфоиндустрия России будет платить нашим заклятым западным друзьям той же монетой? Например, в США до сих пор действует закон "о порабощенных народах", целью которого является расчленение России. Возможно ли "зеркально" осветить вопрос о порабощенных народах в Северной Америке? С учреждением стипендий студентам и аспирантам из числа индейцев, мексиканцев, французов, которые изучали бы вопросы захвата Флориды, Техаса, Калифорнии, вопросы сравнения бытия индейцев, мексиканцев там же, а также во французской Луизиане до и после прихода янки-оккупантов.

Вопрос об информационной политике России в современных условиях очень сложен и требует пространного разговора. 'Той же монетой' - не самый эффективный прием. Хотя иногда и этим методом нужно действовать. Но лучше - упреждающе и оригинально-неожиданно. То, что эту политику надо интенсифицировать и чрезвычайно расширить - безусловно. Впрочем, главное тут - выпестовать правящий класс самой России, который не вел бы информационную войну против своего народа и своей страны.

Реально.

Петр Георгиевич, 03.11.2008 00:45

Мы с Вами одного года рождения (я рожден 01.01.1953. - спасибо маме и папе). Но дело не в этом. Мой вопрос вполне серьезный. Как Вы лично относитесь к тому, что как наши с Вами родители (предки) творили историю, революцию 1917 года, промышленную и сельскохозяйственную революцию с 1930 года, боролись, как на Западе с "неправильными людьми - кулаками и середняками по сей день" (что в принципе привело к репрессиям, а на Западе приветствуется как гражданская позиция), победа в 1945 году, поднятие целины (где я реально - "как говорил Путин" - тяпкой - бум-бум), запуск спутника, тот же БАМ (я тоже участник), как освоение Сибири и Дальнего Востока. Готовы ли Вы осудить своих родителей за их исторический путь и веру в то, что они делали? "Предупреждаю" - я никогда своих родителей не осуждал, кроме как в 14-16 лет (ибо был глуп, наверное, как и все дети в этом возрасте, так как они не позволяли мне "бегать" со сверстниками до утра и "не понимали меня"), а о дедах вообще и слова нет, я перед ними преклонялся. Понимаю, вопрос сложный, потому, что не об истории, а о конкретном Вашем отношении к своим предкам, творившим историю! Считаю так, если Вы не осуждаете своих предков, то просьба, не осуждать моих и других предков живших в России в то время!!!!! Но просьба, ругните по полной и меня и себя за то, что мы натворили для детей и внуков наших в мире ныне творящим нами!!!!! Можете не отвечать на мой вопрос в прессе прямо, ответьте по mail.ru на мой адрес. С огромным уважением!!!

Никогда не обещаю то, что не смогу сделать (написать лично Вам). Но здесь - отвечу. Советская история - великая и трагическая. Это история великой страны и великого народа. Маленькие страны и малые народы имеют 'маленькую историю', иногда - но далеко не всегда, счастливую (и не надолго). Чтобы не повторять известные слова Пушкина об истории своего Отечества, скажу одно: я не имею права судить своих (и Ваших) предков, так как не знаю, как бы на их месте поступил сам.

Разумеется, и в моей семье есть репрессированные. И преступления государства (не только, впрочем, его) в нашей истории очевидны. Но моя реакция на рассказы (а особенно на истерики) относительно этих преступлений, такова: не судите предков - сами поступайте лучше, честнее! И кайтесь за свои грехи, а не за грехи умерших и погибших. А вот этого-то у особо крикливых критиков отечественной истории я и не вижу. Себе прощают все - предкам нашим ничего.

Про Карабах

Эрнст Азнавурян, 03.11.2008 11:12

Уважаемый, Виталий Товиевич, как Вы думаете, в свете последних развитий, что будет с Карабахским вопросом.

Мне хорошо известны (в нюансах) позиции и Армении, и Азербайджана, и карабахских армян по этой проблеме. Вывод очевиден: либо нынешний статус-кво, либо война. Что лучше для всех - ясно. Думаю, что после казуса Косова и истории с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии Запад на ближайшие несколько лет на кавказском направлении приутих и будет действовать более ответственно. То есть на ближайшие десять лет все сохранится так, как есть. Если только США не попытаются реально втянуть Грузию (или Азербайджан) в НАТО и создать базы НАТО на Кавказе. Тогда, увы, новая большая Кавказская война, предсказать все последствия которой крайне трудно. Не хотелось бы...

Современный мир.

Eugen N. Pro, 03.11.2008 12:26

Уважаемый, Виталий Товиевич, как Вы считаете, возможна ли в современном мире ситуация, когда человек станет дороже денег?

Если экономика остается рыночной, то ответ, увы, очевиден: не возможна. С этим будем жить, как минимум, еще полсотни лет.

Вопрос выбора.

Евгений Николаевич, 03.11.2008 12:56

Уважаемый, Виталий Товиевич, как Вы считаете, какой метод действий является наиболее гуманным в современном мире: насильственная эвакуация населения с территорий вероятного конфликта (конфликта экономического, идеологического и т.д.) или наблюдение за убийствами мирного населения военными силами противника? И еще, как Вы думаете, те, кто сегодня считает людей щепками, а мертвых людей - решенными проблемами, всегда ли они будут думать так или когда-нибудь, когда уже будет поздно, эти люди раскаются в подобном ходе мыслей?

В принципе на Ваш первый вопрос я ответил выше - говоря о поведении России в истории с нападением Грузии на Южную Осетию. Политика вообще жестокая вещь. Внешняя политика - тем более. А тех, кто раскаивается в своих действиях, да еще среди политиков и военных, я вообще видел очень мало (особенно среди политиков, которые всегда убивают чужими руками). Раскаяние в мемуарах, написанных в комфорте и в глубокой старости, или на скамье подсудимых, когда победители судят побежденного, за настоящее раскаяние не признаю. Да и их немного. Человек есть существо, всегда способное себя оправдать. Это и в жизни так, в политике - тем более.

Владимир, 03.11.2008 12:58

Многоуважаемый Виталий Товиевич! Я с большим интересом смотрю Вашу программу. Хотелось бы знать Ваше мнение по некоторым вопросам. 1. Почему Россию, в которой пока еще более 80% русских, все время называют "многонациональной страной"? Согласно определению ООН, страна считается мононациональной, если численность какой-либо нации не превышает 60%. В наше время развитие коммуникаций привело к тому, что практически в любой стране можно найти людей многих десятков национальностей, но от этого эти страны не становятся многонациональными. 2. Массовый террор в России, по существу геноцид русского народа, начался в 17 году, когда за несколько лет были уничтожены миллионы лучших представителей русского народа. Руководили этим 'тройки' и 'двойки', практически целиком сформированные из людей одной малочисленной национальности. Теперь стало известно, что Сталин в конце двадцатых годов обнаружил, что проводить индустриализацию некому. И тогда по его указанию началось расследование, кто же именно извел цвет русского народа, способного индустриализировать страну. И именно тогда начался процесс возмездия, который нынешние крикуны-демократы-либералы называют большим террором. Почему же об этом очень редко, и только на региональных каналах, сообщают наши свободные СМИ? С наилучшими пожеланиями, Владимир.

1. С одной стороны, так повелось - особенно на 'многонациональности' Советского Союза, то есть и России, ибо это были практически синонимы, постоянно говорили в советское время. С другой стороны, Россия действительно многонациональна - и, соответственно, почему бы не называть вещи своими именами. Другое дело, что по статистическим параметрам Россия сейчас подпадает под классификацию моноэтнической страны. Наконец, я уже отмечал выше: четкой стратегии и политики в сфере определения статуса русского народа в России и ее разноплеменности (многонациональности) государство сегодня не имеет. В основном пытаются поддерживать испытанную, но не всегда эффективную советскую концепцию 'дружбы народов'.

2. Да, это очень сложная и одновременно деликатная проблема в истории России ХХ века. О ней сегодня и пишут, и говорят. Но официального, то есть такого, которого придерживается государственная власть России, объяснения всего этого по-прежнему нет. Возникнуть оно может в рамках новой государственной (национальной) идеологии, которая должна включать и историческую часть. Рано или поздно такая идеология появится.

Semen, 03.11.2008 15:16

Уважаемый Виталий Товиевич, что Вы думаете о ситуации в Крыму? Чем может закончиться это противостояние с украинскими УНА и УНСО, поддерживаемыми Ющенко? Даже если придет к власти якобы русскоязычный Янукович (косноязычный Черномырдин ему даст фору, кстати, это не мое мнение, а родственников из Украины). Как может такой лидер "Партии регионов" выиграть выборы? Американцы провели своего агента влияния у нас под носом в президенты. И мы это проглотили, и опять заигрываем с Украиной. Американцы обрабатывают население Украины методом зомбирования тоталитарных сект. Почему наши политики не пользуются различными видами воздействия психотехники для достижения результатов? Если мы сдадим Украину, мы проиграем свою страну!

Плохо я думаю о ситуации в Крыму и вообще на Украине. Уже говорил об этом. Главное: нужно признать, что у современной Украины как нового, в 1991 году (а не раньше) возникшего государства есть два государствообразующих народа (причем каждый со своими землями): украинцы и русские. И оба эти народа должны иметь абсолютно равные права в государстве Украина (Украино-Русской Республике). Тогда все встанет на свои места. Иначе, увы, исторические перспективы Украины просматриваются и в довольно печальных вариантах.

Доступное жилье - это средство возродить Россию!

Сергей, 03.11.2008 15:22

Государство должно прилагать усилия по возрождению русской деревни и регионов с низкой плотностью населения. Одна из причин низкой рождаемости - недоступное для 95% россиян современное комфортное жилье. Для решения этой проблемы предлагаю государству в рамках существующей сейчас программы "никому не доступное жилье" разработать типовой проект недорого индивидуального модульного дома. Проект должен быть выполнен с учетом современных требований по экономии электричества, воды, теплосбережению. Дома должны быть быстровозводимыми и с использованием стандартных, повсеместно доступных материалов. Нужно уделить особое внимание теплоизоляции и отоплению. По возможности использовать негорючие или трудновоспламеняющиеся материалы. Нужно предусмотреть для больших семей возможность совмещать 2-3 таких модуля в большой дом. Проекты должны распространяться бесплатно, возможно в пакете с ипотечными программами, частично субсидируемыми государством. Насколько я знаю, существуют государственные программы по отселению людей с территорий, зараженных радиацией из-за аварий и сброса ядерных отходов в реки предприятиями, производящими расщепляемые материалы для энергетики и ВПК. В Россию возвращаются русские беженцы, бегущие от исламского геноцида и средневекового мракобесия из Средней Азии и Кавказа. Этот проект идеален для них. Крупные домостроительные комбинаты по всей стране могли бы наладить производство комплектов для быстрой сборки таких домов. Это создаст сотни тысяч рабочих мест и для десятков миллионов россиян поможет решить проблему с комфортабельным, современным и действительно доступным жильем. После этого начнется такой демографический взрыв, что государству придется экстренно строить роддома. И я думаю, что это будет неплохо! Разбудите Медведева и Путина, это надо было делать еще вчера. Пусть срочно займутся жилищным вопросом россиян! Иначе процессы станут необратимыми, и мы потеряем страну.

Безусловно, жилищная проблема в России (и прежде всего за счет индивидуального жилья) должна быть в ближайшие годы (10-15 лет) решена. Если этого не будет - автоматически не решатся и многие другие проблемы. Одно из главных препятствий в решении этой проблемы сегодня - алчность владельцев строительных компаний. Этот вопрос надо прежде всего решать политически, затем - юридически (включая репрессивные меры по отношению к нарушителям тех норм, которые становит государство), а уж затем - экономически.

Общенациональная идея: в чем она?

Канин Артур, 03.11.2008 16:58

Уважаемый г-н Третьяков! Из всех Ваших слов не могу понять, в чем же общенациональная идея России. Вообще, что это такое? Если Вы не знаете, то кто же тогда знает? Как, на Ваш взгляд, выглядит оппонирование партий "Единая Россия" и "Справедливая Россия"? В чем у них противоречие или они надувают политические щеки и одновременно нас - граждан РФ? Какие интересы могут объединить в одну нацию олигархов и население страны, лишенное общенациональной собственности? На мой взгляд, из ответов на эти вопросы можно найти хотя бы часть ответа на вопрос "Что делать?". Спасибо.

Слишком много вопросов внутри одного. Национальная идея России - быть и оставаться Россией. А партии и политики - все это вторично.

Politika

Semen, 03.11.2008 17:08

Все эти сопли о русском либерализме приведут к распаду страны. Что и добивается Запад сделать с нами. Надо навязать Западу, что грузин Сталин учинил голодомор в Украине и др. республиках СССР. И что Россия пострадала от грузина больше всех. Потому что, читая статьи на ИноСМИ, порой волосы встают на голове от таких русофобских настроений, культивируемых на Западе.

На этот вопрос я фактически уже ответил.

О "промывании" мозгов на Западе

Татьяна, 03.11.2008 17:08

Уважаемый, Виталий, здравствуйте. Я одного возраста с Вами. Со времени создания Вами одного из самых интересных, заставляющего думать и анализировать, издания - "Независимой газеты", я стала интересоваться и отслеживать ваши взгляды на разные политические, экономические проблемы. Редко когда я не соглашалась с вашими оценками. Я читаю и смотрю разные источники информации, в том числе ИноСМИ. Согласны ли Вы с моим выводом о том, что западное население в основной своей части потребляет продукцию СМИ, не утруждая себя критическим анализом, как это происходит у нас, так как с советских времен мы привыкли думать, искать другой, не лежащий на поверхности смысл, что называется читать между строк? Это от лености ума? Спасибо. Татьяна.

В основном с Вами согласен. В России сегодня по большинству вопросов больше плюрализма, чем на Западе. А Запад и многие западные СМИ очень сильно напоминают советский идеологический застой времен позднего Брежнева. Даже удивительно.

перспективы

Ксения Загоровская, Рига, 03.11.2008 19:10

Согласны ли Вы с мнением, что мир из послевоенного мира превращается в довоенный? Насколько реально предложение Дм. Медведева о разработке новой концепции международной безопасности? Ну и о Латвии. Есть ли надежда, что кризис наладит разрушенные отношения между нашими странами? С большим уважением, ваша поклонница из Риги

Ксения, добрый день! Рад Вас слышать и очень дорожу нашими добрыми отношениями. Не верю, что в ближайшие пять-шесть лет предложение Медведева реализуется - Запад (или его влиятельные ястребы) не позволят. Нас (Запад в первую очередь) ждет еще один очень большой политический кризис, после которого он, возможно, и поймет, что только Россия является его настоящим союзником. Но, разумеется, не в ранге подчиненного. Приближением войны, безусловно, попахивает. Увы...

Пока Латвия и другие похожие страны не перестанут играть роль провокаторов в отношениях между Россией и Западом, Россией и НАТО, Россией и Евросоюзом, а пока такой позитивной тенденции я не вижу, улучшения отношений не будет. И пора бы, наконец, перестать притеснять русских, господа латышские националисты и расисты! Либо перестаньте утверждать, что вы какие-то там 'европейцы'. Троглодиты - другое дело. А как может европейская, цивилизованная и с высочайшей культурой Россия иметь хорошие отношения с троглодитами? Не возможно по определению.

Есть два города, в которых я часто бываю. 'Европейская' Рига и 'азиатский' Ташкент. И там, и там в основном говорят по-русски. И там, и там население во многом русское. В Риге даже больше (пропорционально) русских, чем в Ташкенте. Но в Ташкенте русских и русский язык не притесняют, а в Риге - увы... Почему? Видимо, потому, что узбеки (одна из древнейших наций мира) куда цивилизованней латышей.

Semen, 03.11.2008 19:44

Виталий Товиевич, хотелось бы с вами подискутировать. Но я понял, что это отдушина в одну сторону. Например, некоторые блогеры рассуждают - зачем нам внешняя политика, мы должны вариться в своем соку. Я категорически против! Мне нравятся рассуждения "Сергея" о призыве русских из стран сателлитов (извините за выражение). А по поводу блогеров, которые хотят замкнуться на (Таити, Таити, нам и здесь хорошо) на наших проблемах (типа Екатерины, читай в блоге), мы не сдвинемся в наших победах над америкосами никогда. Как рассуждает Екатерина? Зачем нам тратить деньги на страны ближнего зарубежья, если мы и так хреново живем? Катя, ты еще хреновей будешь жить, если мы будем импотентами во внешней политике!

Россия, безусловно, должна иметь большую и активную внешнюю политику. Практически - глобальную. Ибо она - глобальная Великая Держава. А за большую внешнюю политику надо в том числе и платить. Россия не может быть 'маленькой и тихой страной' - это будет уже не Россия. Великая Держава - это не только преимущество. Это еще и миссия, даже бремя. Тот, кто с этой миссией не справляется, а этого бремени нести не способен - живите в Швециях-Швейцариях. Но только учтите, рано или поздно вашу судьбу будут определять другие. Благополучие столь же конечно, как и величие. Но с помощью величия благополучие можно продлить. А вот наоборот - не получается.

Об отношениях Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха

фазиль, 03.11.2008 20:30

Уважаемый Виталий Товиевич, как вы считаете, встреча президентов России Азербайджана и Армении может разморозить ситуацию вокруг Нагорного Карабаха?

Уже отвечал - смотрите выше. Не удастся. Но хорошо уже то, что такие встречи помогают не впасть в новый виток вооруженного конфликта.

интеллигенция в 21 веке

deepdiver, 03.11.2008 21:18

Добрый день, интеллигенты и 21-й век... какие они?

Считаю, что таковых уже нет. Есть воспитанные люди - это совсем другое. Есть интеллектуалы - это тоже другое. И остались те, кто постоянно называет себя интеллигентами. Это такое злое и бессмысленное семя вечно хающих Россию полубездельников, полупровокаторов (чаще только интеллектуальных, но порой и вполне политических).

Наступать на грабли у нас стало привычкой?

Сергей Митрофанович, 04.11.2008 00:32

Уважаемый Виталий Товиевич, Вы согласны с мнением, что сравнительно низкий уровень жизни в СССР не только результат неэффективной системы хозяйствования, но и в немалой мере результат навязанной нам гонки вооружения? Запад в целом, и США в частности, давно используют один и тот же modus operandi. Сначала инициируется словесная атака, придумываются ярлыки и клички. Затем находятся недовольные или беспринципные олухи, из которых формируют легион 'борцов за свободу', марширующих на 'марше несогласных'. На прозападных олухов, обязательно находятся олухи-ура-патриоты, которые рады стараться, тоже начинают маршировать. И опять двадцать пять. Все работают - жизнь свою устраивают, а русские маршируют, украинцы митингуют, грузины от этой картины нервно жуют галстуки в сторонке. Все при деле. Кто 'америкосов побеждает', кто за 'идеалы Майдана' в истерике бьется. Когда мы все, наконец, поймем, что всех нас ОПЯТЬ 'развели как лохов', а выгода от этого бедлама только тем, кто эту игру придумал и нам навязал?

Нужно не разводиться, а жить и работать в своей стране (России) так, как мы считаем нужным. И не читайте западных газет - лучше пишите в свои.

Нагорный Карабах

Вадим, 04.11.2008 11:16

Уважаемый, Виталий Товиевич, 2 ноября 2008 года при посредничестве России в Москве состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана, на которой обсуждался вопрос Нагорно-Карабахского урегулирования. Как Вы думаете, что принципиально новое способна предложить здесь Россия? - Каковы возможные компромиссы в этом вопросе, и не являются ли они результатами игры с нулевой суммой? - Насколько гибки позиции сторон? - Заинтересованы ли обе стороны в урегулировании проблемы? С уважением к Вам.

Уже отвечал. Максимум положительного, что можно достичь (в том числе и с помощью России) - сохранения статус-кво на ближайшие годы. Иного компромиссного решения пока нет и не просматривается.

Политика

Бурлаков Иван, 04.11.2008 14:18

Здравствуйте! Виктор Товиевич, как вы думаете; какие изменения наступят в правительстве США относительно глобального влияния на Европу в 2009 году? Как новый президент США Барак Обама будет выстраивать свои отношения между европейскими странами, блоком НАТО и с Россией в целом? Большое спасибо.

Думаю, ничего принципиально нового мы не увидим. В общем-то, в этом сходятся и все мои друзья-американисты. США все равно хотят видеть всех, Россию в том числе, в своей команде', а лучше - своим подчиненным. И Обама пока ничего нового не сказал.

Армия и народ

Алла Шефрукова, 04.11.2008 15:59

Уважаемый Виталий Товиевич, в 2005 году 21 февраля, накануне Дня защитника Отечества, вице-премьер Сергей Иванов, тогда министр обороны, разогнал с помощью ОМОНа Офицерское собрание, которое пригласило его поучаствовать в торжественном заседании в здании РАГС. Разрешение на собрание было получено от Администрации президента. С тех пор в армии нет Офицерского собрания, а есть родительские комитеты, как в школе. Как вы расцениваете подобные шаги демократии, и можно ли считать генерала Иванова офицером после такого случая, если ему нечего было сказать офицерам в тот день лично? К тому же он в армии не служил.

Не совсем в курсе этой коллизии. Если Офицерское собрание можно разогнать, то тогда это не Офицерское собрание. Считаю, что институт Офицерских собраний в Российской (Русской) армии должен быть. В военной реформе для меня много непонятного. По-прежнему не считаю, что она удачна и продумана.

Образование, массмедиа и шире...

Владимир, 04.11.2008 17:50

Почему власть не остановит процесс кретинизации страны. Что это - целенаправленная политика, неспособность переломить ситуацию или полное непонимание (игнорирование) проблемы? Насколько этот процесс является стихийным, а насколько организованным с мест и "из-за бугра"?

Отчасти ваше описание справедливо. Если позитивные стимулы не продуманы или не работают, власть всегда прибегает к негативным методам управления (манипулированию). Плюс эгоистические бизнес-интересы системы массовой культуры. Американская массовая культура, безусловно, отупляет и она, безусловно, используется как политическое оружие. Ей нужно просто максимально перекрыть каналы проникновения в Россию, а главное - пестовать свою высокую культуру и распространять ее.

Апартеид русского этноса в России

Максим, 04.11.2008 19:56

Когда чеченцам, ингушам, татарам и пр. этносам в России можно создавать свои моноэтнические мононациональные монорелигиозные республики, а русскому этносу нельзя, как это называется? Апартеид или расизм? Если Вы не в курсе, то в результате этнических чисток и геноцида мусульмане в Чечне и Ингушетии практически полностью уничтожили или изгнали православных христиан. Там уже шариат вводят и отменяют российское законодательство. Возвращаются в средневековое мракобесие. Почему молчат об этом чудовищном геноциде русского этноса Госдума, правительство и президент? Правозащитники вообще всегда молчат по этому поводу. Они русских игнорируют. Вот если бы им Радуева, Закаева или Басаева защищать, так они бы все повылезали из своих "правозащитных" частных фирмочек, поглощающих гигантские грязные гранты от ЦРУ. Занялись бы обычной для себя публичной русофобией. Может быть низкая рождаемость русских - это ответ этноса на апартеид и геноцид? Русские с 1917 года видят, что их права государство не защищает. Отдает предпочтение то грузинам, то прибалтам с украинцами, но русским - никогда. Это люди второго сорта в России? В Чечне их жизнь ничего не стоит. Так зачем же рожать детей? Для исламистского рабства? Ведь с таким преступным отношением к русским через 100-200 лет Россия может превратиться в исламисткую клоаку с ядерным оружием. Вы хотите для своих правнуков такого "светлого" будущего? А что об этом думает товаристч Третьяков?

Уже отвечал - не вижу продуманной и целеустремленной национальной и межнациональной политики в России. Надо завести - полезная вещь...

чиновник

berti68, 04.11.2008 23:36

Какие перспективы у российского чиновника? Есть ли надежда, что Россия дождется эволюции этого вида управленцев?

Пока особых новых перспектив не вижу. В основном живут на административную ренту, проще говоря - воруют или берут взятки. Но и без чиновников нельзя. Русская бюрократия и ужасная, и великая одновременно. Все-таки управляет страной много веков - и эту страну сохранила.

Пятая колонна

Михаил, 05.11.2008 00:35

Не секрет, что США создали внутри нашей страны мощную 5-ю колонну. Не считаете ли Вы, что пришло время для ее физического искоренения?

Ее нужно просто отрезать от основных материальных ресурсов и подвергнуть моральной и отчасти политической обструкции.

Образ "русского брата"

Файзулло Насруллоев, Таджикистан, 05.11.2008 02:49

Виталий Товиевич! Существует ли в природе понятие "русский брат"? Если да, то каким должен быть наиболее идеальный образ "русского брата", дабы все - таджики, узбеки, казахи, армяне имели четкое понимание о том, что можно ожидать от русских, а что нельзя?

Много езжу по странам СНГ - русских там по-прежнему в основном любят и уважают. Идеальным 'старший брат' быть не может - особенно, когда 'младшие' подрастают. Россия и русские своим национальным окраинам никогда зла не делали - вот и весь сказ. Нужно просто это знать. А тех, кто этого знать не хочет, ни в чем не убедишь. Пока они не попробуют указку и розги другого 'Старшего Брата', а точнее - Хозяина.

Вина поколений

Дмитрий Иванович, 05.11.2008 08:44

Виталий Товиевич, здравствуйте. Согласен с предыдущим высказыванием Петра Георгиевича и в продолжение темы вопрос, который мне не дает покоя - нам с Вами (нашему поколению) ведь стыдно перед нашими детьми, внуками, что мы в 91-м году не утопили в Москва-реке этих ельциных-гайдаров... и в результате "прозубоскалили" страну. В любой стране, и Вы лучше меня знаете, всегда стоял выбор малой и большой крови, пассионарная нация никогда не сохраняла свою дееспособность без этого выбора.

Об 'утопить' не соглашусь. Но то, что думать надо тогда, когда история делается, а не только в периоды стабилизации, согласен.

О программе "Что делать?"

Александр Калюжнов, 05.11.2008 13:50

Уважаемый Виталий Товиевич! Можно ли надеяться, что Ваша передача вернется в Петербург? И нельзя ли пока (до ее возвращения?) найди где-либо версию для печати, чтобы пусть с опозданием, но читать ее?

Много раз отвечал на эти вопросы. Если питерское телевизионное начальство снимает 'Что делать?' из эфира, то я поделать ничего не могу. Обращайтесь к нему. Или прямо на канал 'Культура'. Я эфиром не владею и не распоряжаюсь. Но решение товарищей из Питера очень показательно. К сожалению, за свой счет делать такие распечатки не могу. А производящая компания и транслирующая на это не идут.

Когда мы поставим точку в гражданской войне?

Александр, 05.11.2008 14:27

Даже сейчас, после 1917 года в России прослеживается два течения. Белые и красные. Причем красные всегда хотят кого-то убить, замочить, выслать, закрыться и т.п. К примеру, предыдущий комментарий Дмитрия Ивановича. Может это и есть русский крест, который мы будем всегда нести. У меня ребенок в школе учится (13 лет). Она еще не знает, кто такие Ленин, Сталин, и сильно ли от них отличается Гитлер. Она не знает, что была гражданская война, не знает, что мы проиграли Первую мировую, что была коллективизация, что были репрессии, она не знает про голод в СССР. Она просто этого не знает! Но зато она уже что-то слышала про голодомор на Украине и про шествия эсэсовцев в Риге! Я подозреваю, что в школе ей так об этом и не скажут. Но как же мы хотим жить дальше, не зная свою историю. И к чему это все приведет. Вы не догадываетесь к чему я клоню?

Да, я много раз говорил и писал, что, к сожалению, холодная Гражданская война в России, начавшаяся горячим периодом в начале ХХ века, все продолжаются. И белые здесь ничуть не лучше красных. Я стою за разработку и публичное подписание Договора об общественном примирении и снятии всех претензий друг к другу. Инициатива должна быть либо за властью, либо за самыми авторитетными общественными и партийными силами. Или просто за наиболее авторитетными людьми. Но как раз последние постоянно эту войну разжигают. Им бы помолчать лет двадцать.

прохожий, 05.11.2008 14:48

Что нам делать с гнойниками Европы, да и мира - Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей?

Терпеть их - что же остается. Провокаторы ведь все равно рано или поздно получают кнутом. Либо от тех, либо от других. Но в свой круг провокаторов приглашать нельзя. И разговаривать на равных с ним нельзя. С их хозяином - можно.

Что на очереди?

Абдураззак, Узбекистан, 05.11.2008 20:44

Ваш великий поэт писал: И снился мне кондовый сон России - // Что мы живем на острове, одни. // Души иной не занесут стихии, // Однообразно пролетают дни. // Качнет потомок буйной головою, // Подымет очи: дерево растет. // Чтоб не мешало, выдернет с горою, // За море кинет - и опять уснет. // Россия уже выдернула из себя (с большой кровью) марксизм и демократию - и кинула за море. Что вы выдернете из себя в следующий раз? Рыночную экономику? Легисфильство? Что на очереди, как Вы думаете? С уважением, Абдураззак Нуриддинов.

А почему я должен отвечать на Ваш вопрос? Меня моя Россия вполне устраивает, а исповедоваться перед теми, кто ее не любит (ваше право), не собираюсь.

Голосуй головой, а не другими частями тела

В. Василий, 06.11.2008 03:08

Господин Третьяков, демократия, конечно же, вещь прекрасная. Очень важно, чтобы люди имели возможность свободно изъявлять свои политические пристрастия и выбирать лидеров, которые отражают их интересы. Но есть в этой системе небольшие изъяны. Я точно знаю, что далеко не все из тех, кто голосует, имеют представление о том за кого они свой голос отдают. С вашего позволения немного пофантазирую. Может быть, стоило бы ввести карточку избирателя, которая бы устранила возможность фальсификации голосовавшего и которая бы активизировалась после простенького экзамена из нескольких незамысловатых вопросов о партиях или кандидатах, участвующих в голосовании? Например, экономика - коммунисты: против частной собственности? Да - нет, и т.д. Может быть, даже партии/кандидаты заранее во время предвыборной гонки сами договаривались бы на какие два-три вопроса, которые подчеркивают разницу между претендентами, избиратели должны ответить. Это, на мой взгляд, устранило бы из голосования людей, которые на выборы ходят исключительно ради процесса и голосуют пальцем в небо. И еще, в США люди, совершившие преступление, не имеют права голоса. Может быть, стоит перенять опыт?

Вопрос сложный - ответ может быть очень длинным. Коротко: я уверен, что демократия западного образца, которую переняла Россия, находится в глубоком идеологическом и институциональном кризисе. Надо постепенно разрабатывать, обнаруживая ее ростки в реальной жизни, другую модель. А пока - за неимением лучшего - пользоваться этой.

Почему бы России не поддержать врагов Америки?

Vektinion, 06.11.2008 04:11

Вопрос о России

Rurik890, 06.11.2008 09:26

Уважаемый Виталий Товиевич! Есть китайское изречение: "Если сидеть на берегу реки, то увидишь, как по ней поплывут трупы твоих врагов". Что сейчас выгоднее для РФ - "ждать на берегу реки" или заниматься изменением русла. Т.е. нужно ли просто жить и работать, каждый на своем месте или нужно яростно бить морду "врага", чтобы выжить?

Изречение превосходное. Но Россия, в отличие от Китая, находится в центре Евразии (то есть глобальной политики), а не на ее окраине. Просто сидеть - не получится и не получается. Но в целом, конечно, нужно спокойно давать возможность другим делать их ошибки.

Создавать рабочие места для россиян, а не для русофобских соседей

Алексей, 06.11.2008 10:24

Нужно закрыть внутренний рынок России для Украины, ставшей участницей ВТО. Иначе через нее транзитом хлынут некачественные товары со всего мира, и это угробит возрождающуюся российскую промышленность и с/х. Зачем покупать на Украине металл? У нас своего металла завались. Девать некуда. Украинский сахар, алкоголь и кондитерская продукция сильно снижают долю российских производителей на рынке. Нужно существенно сократить аппетиты иностранных оранжевых незалежалых капиталистов и их западных хозяев на российском рынке. Российские крепкие напитки и конфеты лучше украинских! Проверено! Также следует ускорить выполнение госпрограммы по сокращению вплоть до полного прекращения транзита российских экспортных грузов через полуфашистскую русофобскую Прибалтику. В России есть свои морские порты. Их мощности нужно загружать, а не финансировать эстонцев и латышей, марширующих на фашистских парадах. Нужно создавать рабочие места в России, а не в других странах! России не нужны страны-содержанки и нахлебники. Экономика России для россиян!

Я считаю, что недружественные России страны за политику своих властей должны платить. С Украиной вопрос сложнее - там слишком много русских (не менее 20 миллионов). Но там дело быстро идет к развязке. Лишь бы Ющенко не сотворил какую-нибудь чудовищную каверзу.

Пара вопросов

Андрей, 06.11.2008 15:05

Уважаемый Виталий Товиевич... 1. С Вашей точки зрения, когда можно ожидать нападения на нас США и его союзников? 2. Как Вы думаете, нас будут убивать всех подряд или только по национальному признаку (например, только русских)?

Не хотелось бы отвечать на такие вопросы. И легче (и удобнее всего) назвать их провокационными. Тем не менее - отвечу. 1. Не могу полностью исключить этого - относительно США. Но не считаю это очень вероятным. 2. Тот, кто захочет победить вооруженным путем или завоевать Россию, разумеется, главной силой сопротивления будет считать русский народ.

Все по порядку

Сергей, 06.11.2008 16:20

Любой здравомыслящий человек знает, что частности не имеют решения без решения общих вопросов. За 8 лет наблюдения за политическими баталиями "элит" обрел устойчивое ощущение вселенского идиотизма. Самый безобидный случай - обсуждение вопросов, решение которых давно найдено человечеством и нашло воплощение в народных традициях, "необъяснимых" общественно-семейных устоях и нравах, политической культуре. Все равно, что слушать спор "интеллектуалов" - является ли число ПИ корнем многочлена