'Великолепно!' - подумал я. Два часа за столом и телефоном: беру мнение у одного политика 'про', у другого - 'контра'-голодомор, и дело в шляпе. Читателям - беспристрастный материал, пусть кумекают, что-де в Киеве и как, а у меня в кармане легкий гонорар.
А потом подумалось мне: а кому в очередной раз интересен 'разогрев' посредством мнений профессиональных русофобов, апеллирующих к России, и мнений профессиональных русофилов, апеллирующих к России же? А посредине, между ними, - простые русские украинцы. И вряд ли они любят риторику Кремля по болезненным вопросам так, как Кремль думает, что они любят. А на деле, для простых граждан республики, Кремль и его прихвостни вроде Маркова и Затулина все больше вызывают раздражение.
***
Итак, траурный украинский президент, траурная его супруга, траурные свечи от делегаций 44 стран мира, исключительно траурный Михаил Саакашвили, траурные два свидетеля голодомора возле президентской четы, траурные ленты на всех участниках у новосозданного мемориала, траурные голоса дикторов телетрансляции, траурные черные одеяния на всех, траурного, конечно же, цвета зонты, и траурный какой-то мерзкий дождь со снегом.
Трагические документальные фильмы по всем общеукраинским телеканалам. Скорбные передачи и минута молчания. Трансляция возложения венков со свечами у новосозданного мемориала в честь погибших 75 лет назад от голода и освящение каменного изваяния духовенством.
Пик скорбных торжеств выпал на 22 ноября. Ранее в этот день отмечали годовщину начала 'оранжевой революции'. Теперь о ней, похоже, на Украине даже не вспоминают.
Холодно, ветрено, и от этого тоже траурно во всей Украине. Траурно оттого, что президенты Эстонии, Македонии и председательствующий в Президиуме Боснии и Герцеговины, обещавшие приехать на траур, почему-то не приехали. Однако это не испортило траурного праздника на Киево-Печерских холмах, где провели мероприятия, посвященные памяти жертв голодомора.
Новый мемориальный комплекс, посвященный жертвам голодомора, раскинулся на Днепровских холмах, по прямой линии между могилой Неизвестному солдату и Киево-Печерской Лаврой. Со смотровой площадки над 31-метровым памятником жертвам голодомора 1932-1933 годов открывается траурная панорама на левый берег Киева. У основания памятник жертвам голодомора обрамляют четыре креста. Они выполнены из брутальных железных листов, напоминающих тюремные решетки. В центре каждого креста распятый на них аист - символ семейного благополучия. Все это было траурно, а еще пару дней назад...
'Мы все успеем, другое дело, что долгое время работы не финансировались', - говорят рабочие за три дня до сдачи мемориала. Правда, невооруженным глазом было видно, что на объекте - аврал. Как в доперестроечные времена, пытаются сдать работу 'под дату', впопыхах.
'Я приехал сюда из Чернигова сегодня утром. Уже работаю. Вечером обещают дать деньги', - говорит 30-летний Николай. Действительно, здесь не спрашивали паспорта, а лопаты, тачки и дрели выдавали всем желающим поработать. Достаточно утром устроиться на работу, как вечером будет произведена оплата труда - 140 гривен за смену (около $23). Приезжие строители переодеваются кто где может. Под деревьями и на листах пенопласта аккуратно сложены вещи и обувь. Похоже, люди переобулись прямо на улице, для того чтобы сразу взяться за работу.
Стройка, призванная по-новому посмотреть на трагические страницы истории Украины, стала поистине всенародной. Каково же было удивление корреспондента 'ДД', когда на строительной площадке он увидел работников из далекого Узбекистана. 'Приехали в Киев. Работы не было, - вот пошли на стройку, - говорит один из парней, отрываясь от работы, - спасибо Ющенко, теперь мы не только получили возможность заработать, но и многое узнали о голодоморе'.
Официальный Киев впервые назвал точную цифру погибших во время голодомора в республике - 3,5 млн. украинцев. Ранее называлось от 4 до 11 млн. пострадавших. Особенность нынешних 'празднеств' в том, что на Киево-Печерских холмах сдали первую очередь мемориального комплекса памяти жертв голодомора. Помпезность и широта празднования трагической даты в новой украинской истории обошлась в 134 млн. гривен (около $25 млн.). Почти столько же заложено в бюджете на социальную помощь детям-сиротам - 125 млн. гривен, на мероприятия по профилактике СПИДа и туберкулеза потратят 10 млн. гривен за целый год.
Край лукомор'я дуб зелений,
i золотий ланцюг на нiм,
i день i нiч там кiт учений
на ланцюгу кружляэ тiм;
iде праворуч - спiв заводить,
лiворуч - казку гомонить...
Это не из реквиема по невинно убиенным в 1932-33 годах, не из обращения президента Украины Виктора Ющенко по поводу 75-летия голодомора. Это Александр Сергеевич Пушкин из школьных украинских учебников в переводе: обязательный фактор для всех граждан. Точно так же, как голодомор. Точно так же, как на уроках истории украинским детям предписывают собирать истории своих родственников о голодоморе.
Правда, этому можно сопротивляться. В одиночку. Россия и ее марковы-затулины здесь, по-видимому, ни при чем. В минуту молчания автор громко слушал музыку, в минуту рассказов одних и тех же свидетелей голодомора по всем всеукраинским телеканалам опрашивал родственников о далеких временах.
Из родственников автора никто от голодомора не умер. Не пострадала ни крестьянская украинская семья с 12 детьми на Полтавщине, ни крестьянская русская семья с четырьмя детьми на Северном Кавказе. В большой украинской семье супруги автора на Черниговщине тоже никто не умер от голодомора. Хотя партийцев или активистов продзачисток среди них не было. Это я так, на всякий случай. Правда, моему ребенку историю о голодоморе, от которой пострадала вся его семья, нам рассказать-таки придется. Какую? Еще не придумали, но такую, чтобы оценка в школе была получше.
Голодомор - это ужас, кто бы сомневался. Но, как мне кажется, не только для украинцев, но и для всех экс-советских граждан. Автор как-то нанес 'полевой визит' в одно из сел Черниговщины, в котором в голодный год умерло 500 человек. Оказалось, что старательные историки, получившие грамоту от президента за исследования в области голодомора, смогли обнаружить лишь 50 тел. Хотя места захоронения якобы нашли точно, по наводкам свидетелей. И такими вот 'неточностями' нашпиговано большинство исследований. Говорят о сотнях погибших, находят - десятки.
Вот поэтому автор сам читает своему ребенку 'Руслана и Людмилу' по-русски, вот поэтому на Украине еще есть работа для профессиональных русофобов и русофилов. А что же Россия?
А это для большинства украинских русских - соседняя страна, никак не влияющая на их жизнь и никак с ними, похоже, исторически не связанная. Страна, где живут с каким-то своим другим прошлым. Это и понятно: ведь на Украине живут все-таки русские, а в России - россияне.
__________________________________
Европейский геноцид ("The Wall Street Journal", США)
Ющенко: Медведев унизил миллионы невинно убиенных ("Украинская правда", Украина)
Заглядывая в пламя чумы ("Зеркало Недели", Украина)
Голодомор-33: а был ли геноцид? ("Украинская правда", Украина)
Ющенко: "Голодомор - возможно, самая крупная гуманитарная катастрофа" ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Бунт агентов и предателей (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Даздрапутен (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Иконописный Сталин (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Двое в бочке (Общественная палата читателей ИноСМИ)