Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Нино Бурджанадзе говорила с Котэ Кублашвили в резком тоне?

Иногда можно простить даже поражение в войне, потому что для этого есть объективные и непреодолимые причины. Но эта война позорно проиграна потому, что руководство было не на высоте своего положения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страна, проигравшая войну и находящаяся в сложнейшем положении, должна спросить у населения его мнение, какую политическую силу оно поддерживает. Это мнение выясняется путем выборов

23-го ноября бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе и члены ее команды официально учредят новую политическую партию - 'Демократическое движение - Единая Грузия'.

А до этого Нино Бурджанадзе направила правящей силе страны 43 вопроса, на которые так и не получила ответа. Однако определенная часть общественности заявляет, что раз она задает вопросы власти, у нас тоже есть вопросы к ней самой, и пусть она на них ответит.

На некоторые из них Нино Бурджанадзе ответила в ходе беседы с 'Джорджиан таймс'.

'Джорджиан таймс': - Вы формируете свою партию, и, естественно, главная цель - приход к власти и президентство ее лидера, хотя бы потому, что вы уже дважды выполняли эти обязанности.

Нино Бурджанадзе: - Когда создается политическая партия, и в ней объединяются серьезные люди, естественно, у этой партии есть заявка прийти во власть путем выборов и предложить народу серьезную альтернативу, серьезный путь развития страны и решения имеющихся проблем.

Наша партия действительно будет ориентирована на то, чтобы предложить людям конкретный путь развития. Она действительно будет той политической силой, которая, будучи в оппозиции или во власти, не проблемы создаст людям, а будет заботиться об их решении. Естественно, мы считаем, что после произошедших в Грузии событий политическая обстановка в стране непременно должна измениться.

Страна, проигравшая войну и находящаяся в сложнейшем положении, должна спросить у населения его мнение, какую политическую силу оно поддерживает. Это мнение выясняется путем выборов. Мы не говорим о проведении выборов сегодня или завтра. К сожалению, в стране нет правовых условий. В первую очередь, я имею в виду свободу телевидения, то избирательное законодательство, которое сегодня имеется, ту избирательную среду, которая необходима для проведения любых демократических выборов. Надеюсь, что они обязательно состоятся т весной, но непременно должны быть проведены в нормальной обстановке, и население само решит, кого избрать.

- Если верить власти, войну мы выиграли. А как считаете вы и члены вашей команды, мы действительно выиграли эту войну?

- Не думаю, чтобы кто-либо в здравом уме считал, что мы выиграли войну. Это большой цинизм, проявленный властью по отношению к собственному народу, и не думаю, что он это простит власти. Иногда можно простить даже поражение в войне, потому что для этого есть объективные и непреодолимые причины. Но эта война позорно проиграна потому, что руководство было не на высоте своего положения.

Не было руководства и элементарной координации в отношении тех солдат, которые самоотверженно сражались. И это тоже люди могли в определенной степени простить власти, однако, уверена, ту ложь, тот цинизм, то насмехательство, которое эта власть проявила после войны в адрес общественности, она никак не простит ей, когда узнает всю правду.

Между прочим, если вы обратили внимание, в последнее время со стороны властей прозвучали заявления, мол, кто сказал, что мы проиграли войну. Мы проиграли только битву, она продолжается, и если у кого-то капитулянтские настроения и т.д. Это - демагогия и больше ничего. Ни у кого нет капитулянтских настроений, в том числе и у Нино Бурджанадзе. Я настроена бороться за то, чтобы наша страна воссоединилась, но признать, что мы проиграли войну, - это одно, а капитулянтские настроения - другое.

Выиграть борьбу и достичь успеха ты можешь только тогда, когда правильно проанализируешь, накажешь того, по чьей вине мы проиграли эту войну, а не станешь его поощрять, не скажешь, что такого правительства, оказывается, мир не видел. Действительно, никто в мире не видел такого правительства, которое проиграет войну, а потом президент его похвалит и поощрит.

- Известно об адресованных Вами властям 43-х вопросах, на которые вы не получили ответа и, наверное, не получите. Но у общественности есть вопросы и к вам...

- Пожалуйста, готова ответить.

-Что бы вы ответили хотя бы относительно событий 7-го ноября прошлого года.

- Уважаю право общественности иметь вопросы ко всем, кто у власти, в том числе, и ко мне. Хочу сказать им, что в отличие от многих других, у меня есть ответы на вопросы. Может быть, для какой-то части общественности они не являются исчерпывающими, а для значительной части - исчерпывающими, но ответы есть. Я всегда готова ответить на вопросы тех, у кого есть объективное желание разобраться в обстановке. Я давала разъяснения относительно событий 7-го ноября и могу сказать однозначно, что тогда сделала все, чтобы обстановка не дошла до такой, как 2-го ноября, и чтобы не обострилась до такой степени, но, к сожалению, никто во власти не прислушался к моим предостережениям. В кулуарах были разговоры, мол, Бурджанадзе в панике, но никто не придет (на митинг).

Я много раз, иногда во всеуслышание, а иногда внутри команды заявляла о многих наших неправильных действиях, но в мои слова зачастую не вникали. 7-го ноября я сделала все, чтобы предотвратить то, что случилось. Естественно, в такой обстановке ресурсы ограниченны, и многое происходило в автоматическом режиме. Во всяком случае, с утра я никак не ожидала такого развития событий, как 7-го ноября.

Утром я была в патриархии, когда началось подавление митинга. Поэтому, естественно, мои действия не могли быть очень быстрыми, хотя я сделала все, чтобы добиться для участников митинга элементарных поблажек, впустить их в здание парламента, чтобы потом их защита была в определенной степени гарантирована

Главный вопрос в связи с событиями 7-го ноября, почему не ушла в отставку Нино Бурджанадзе. Я прояснила и его. Между прочим, несколько дней назад я просмотрела тогдашнюю прессу, в которой один из лидеров пишет о том, с какими восторженными возгласами шли силы 'Национального движения', в том числе и нынешний наш посол в Китае, и как отреагировала на это Нино Бурджанадзе. Она выступила в прямом эфире телевидения и жестко потребовала пресечь любые подобные победные возгласы и призвала сторонников власти не раздражать еще больше людей.

Сделала все для того, чтобы направленные из районов автобусы 'Национального движения' не вошли в город; чтобы разошлись активисты 'Национального движения', собравшиеся перед Госканцелярией. Сделала все для того, чтобы страна избежала кровопролития и чтобы 8-9-го ноября по улицам не ходили танки. Поэтому говорю: я права перед своим народом, что не ушла в отставку 7-го ноября. Это было бы хорошо для рейтинга Нино Бурджанадзе, но плохо для страны, и я не имела на это права.

- Что касается задержания женщин за незаконное пересечение границы, что бы Вы сказали о своем заявлении на этот счет?

- Это была абсолютно высосанная из пальца тема. Ее автор - адвокат тех расстроенных женщин, которого я в свое время совершенно сознательно и заслуженно освободила от работы. Это была его спекуляция на беде отчаявшихся женщин.

Во время моего пребывания в Финляндии я заявила, что не в курсе деталей этого дела, но если действительно имело место нелегальное пересечение границы, в таком случае надо серьезно разобраться, и как только вернусь в Тбилиси, сделаю все для того, чтоб изучить обстоятельства произошедшего. Если кто-то виновен, будет наказан, если - нет, эти люди должны быть оправданы.

Когда поднялся такой ажиотаж, я лично встретилась с этими женщинами, объяснила им мотивацию моего заявления. Между прочим, писали, что Бурджанадзе сделала такое заявление ради своего мужа, так как Финляндия оказывает финансовую помощь Департаменту охраны границы Грузии, которым он руководит. Как будто граница - собственность моя или моего мужа!

Связывать одно с другим было абсурдом. Эти женщины ушли от меня абсолютно информированные, без претензий, так как убедились, что мои слова были истолкованы неправильно. Потом я оказала им максимальную помощь, чтобы они доказали правду. Я специально пригласила к себе госпожу Терри Хакала, тогдашнего посла Финляндии, а ныне - главу миссии ОБСЕ в Грузии, чтобы оказать максимальную поддержку и помощь этим женщинам. Так что, это была спекуляция того адвоката, которого я сняла с работы.

- Почему вы отказались создать комиссию по делу о гибели Гиргвлиани?

- Те, кто в то время находился в моем окружении, знают мое отношение к трагедии семьи Гиргвлиани. Я с первого дня боролась за то, чтобы виновные были наказаны. Просто громогласно об этом не говорила, так как в отличие от других, ни тогда, ни теперь не намерена набирать очки на трагедии этой семьи. Добилась освобождения от должности Санодзе и Ахалая. Во мне острейшую реакцию вызвало решение сократить убийцам Гиргвлиани срок наказания на шесть месяцев. Могу сказать, что впервые в жизни я в очень резком тоне говорила с судьей Котэ Кублашвили. Об этом решении я ничего не знала. Могу еще очень многое сказать в связи с этой темой. Для меня это было практически равносильно личной трагедии. Для меня, как матери двух сыновей, это было в десять, в сто раз тяжелее, чем кто-либо может представить, и я делала все, чтобы добиться какого-то результата.

А на спекуляции, почему Нино Бурджанадзе не подержала создание временной комиссии по расследованию дела Гиргвлиани, отвечаю: я и на пленарном заседании заявила, почему противилась созданию такой комиссии, хотя знала, что это повернут против меня. Очень понятно сказала, что такая комиссия не смогла бы расследовать дело об этом убийстве и выявить настоящих убийц. Комиссия оставалась бы только комиссией, подтвердившей версию властей, в которую никто не верил, в том числе и я. Я не хотела участвовать в этом фарсе.

- Претензии, связанные с беженцами, тоже несправедливы?

- Отвечу и на вопрос, касающийся беженцев, который тоже стал предметом спекуляций. Между прочим, когда приводят это мое высказывание, вырванное из контекста, никто не говорит о том, что я осудила выдворение этих людей на улицу в дождь и потребовала создать для них хоть какие-то нормальные условия.

Что касается моего заявления, то когда я услышала такое эмоциональное заявление от одной из женщин-беженок, мол, пойду сейчас умолять Багапша и получу гражданство Абхазии, я тоже вскипела. Я бы не отреагировала так эмоционально, если бы та женщина сказала, что осуждает подобные действия нашей власти и сделает все, чтобы призвать ее к ответу за такое отношение к людям. Все это понятно, но меня действительно больно поразило, когда она заявила, что пойдет умолять Багапша. Я сказала ей, что это неправильная позиция, критикуй свою власть, включая Нино Бурджанадзе, но не говори то, что льет воду на мельницу врага.

- Что ваша партия предложит инакомыслящему населению, чтобы оно поддержало вас?

- Эта власть не в состоянии исправить обстановку. Именно потому, что неспособна вести диалог как с врагом, так и с доброжелателем, неспособна увидеть реальное положение вещей и адекватно его проанализировать. Именно потому говорю о необходимости выборов, которые решат, кому народ доверит свою судьбу.

А чтобы люди приняли правильное решение, важна открытость медии, телевидения, чтобы люди получали реальную информацию о том, что происходит в действительности. После этого они могут сделать адекватную оценку.

Что предлагает наша партия? Могу заявить одно: она не будет основываться на принципе личной преданности.

Главным принципом будет профессионализм, уважение к стране, к своему делу. В ней объединятся очень многие, кто является профессионалом в своей сфере. Пути выхода из создавшейся ситуации мы предложим общественности 23-го ноября. Однако хочу сказать, что проведение съезда 23-го ноября чуть не оказалось под угрозой срыва, потому что мы практически не могли найти зал, в котором нам не отказали бы. Некоторые из владельцев залов даже не скрывали, что у них возникли бы серьезные проблемы с мэрией и с различными властными структурами, а потому они и отказывали нам.

- Что вы скажете о курсе старого нового правительства, в частности, о его финансовой политике?

- Относительно правительства я сделала довольно острое заявление. В тот же день три телевидения записали мой комментарий. Но почему-то он оказался 'неинтересным' для телевизионных компаний, и только посредством интернета и газет оно было распространено.

Со стороны власти это были циничные изменения в правительстве. Продолжают насмехаться над народом. Потому что, когда в стране, проигравшей войну, снимаешь министра культуры Нику Вачеишвили и министра окружающей среды, это просто насмешка над обществом. Такая же реакция была и на Западе абсолютно у всех, кто интересовался и анализировал тематику Грузии.

Что касается курса лари, я, будучи председателем парламента, неоднократно об этом заявляла, председатель комитета Ираклий Ковзанадзе тоже не раз очень резко критически выступал по этому вопросу, но правительство пропустило это мимо ушей. Могу сказать, что у меня есть немало оснований думать, что это - не чисто экономическая, а искусственно созданная проблема. Есть серьезные подозрения, что те люди, кто заранее знал о подобных колебаниях курса в течение субботы-воскресенья, изъяли большие деньги из кармана населения и переложили их в собственный карман.

Речь идет приблизительно о 10-15 миллионах. Когда Национальный банк уверяет, что они специально отпустили в пятницу курс лари, это тоже категорически неверно. Ни в одной цивилизованной стране такое решение не принимается в пятницу, так как в субботу и воскресенье нет никакого механизма вмешательства и урегулирования. Экономисты знают это лучше меня, и я убеждена, что объяснят.

Если сегодня Национальный банк утверждает, что у него есть ресурс для стабилизации и удержания курса лари, тогда этот шаг надо было предпринимать постепенно, и изменение курса лари должно было происходить поэтапно, а не скачкообразно, на 16 пунктов за один только банковский день.

____________________________________

'Железная леди' Нино Бурджанадзе ("The Times", Великобритания)

Переход Бурджанадзе в оппозицию - ее согласованная игра с Саакашвили ("Georgian Times", Грузия)

Н.Бурджанадзе: 'Правительство лжет нашему народу о войне' ("Spiegel", Германия)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Самые популярные опасения на ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Удар по претендентам на супердержавность (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Литва под колпаком КГБ (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Соблазн антикоммунизма и политтехнологии III Рейха (Общественная палата читателей ИноСМИ)