Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Услышать Париж и умереть

Россия не брезгует подбирать на мировой музыкальной помойке акустический мусор

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смеяться над любовным отношением немцев к мусору легко. Все уже забыли, как во времена Советского Союза пионеры вместе с крокодилом Геной и его маленьким плюшевым ушастым приятелем собирали металлолом на пользу народному хозяйству. Или как в конце восьмидесятых годов некоторые люди не выкидывали баночки от кока-колы после употребления клейко-сладкого содержимого, а бережно сохраняли их для украшения кухни...

DER SPIEGEL В России охотно посмеиваются над западной системой вторичного использования мусорных отходов. Такое, мол, может прийти в голову только немцу: аккуратно сортировать мусор, чтобы продлить жизнь пустых упаковок, жестяных банок и старых газет.

Каждое субботнее утро добропорядочные бюргеры собираются со своими ящиками и пакетами у помоек, где специальные надзиратели следят, чтобы зеленая винная бутылка не оказалась внутри контейнера для белого стекла, а медная проволока - в ящике для железа.

Смеяться над любовным отношением немцев к мусору легко. Все уже забыли, как во времена Советского Союза пионеры вместе с крокодилом Геной и его маленьким плюшевым ушастым приятелем собирали металлолом на пользу народному хозяйству. Или как в конце восьмидесятых годов некоторые люди не выкидывали баночки от кока-колы после употребления клейко-сладкого содержимого, а бережно сохраняли их для украшения кухни.

Конечно, время уважительного отношения к банкам из-под колы давно позади, однако и сегодня в России в чести некоторые вещи, на Западе давно уже воспринимаемые как мусор. Речь идет не о материальных ценностях и тем более не об отходах. Вторичному использованию подлежат и ценности духовные - например, музыка. Россия, так много давшая миру в этой области - начиная от классических произведений, включая мелодичные фольклорные напевы и заканчивая русским роком с его интеллектуальными текстами, - зачастую не брезгует подбирать на мировой музыкальной помойке акустический мусор, любовно приводить в порядок и давать ему новую жизнь.

Скажем, группа 'Модерн токинг'. Нельзя утверждать, что в Германии она полностью забыта. С момента своего основания и до сего времени эта группа является примером одного из ужаснейших вкусовых умопомрачений в музыкальной истории. Еще во времена жизни дуэта прослушивание 'Модерн токинг' приравнивалось к смертельному греху. Немецкая панк-группа 'Золотые лимоны' своим хитом 'День, когда умер Томас Андерс' выразила чувства всех людей, обладающих хотя бы зачатками вкуса: 'Он навсегда закрыл глаза и ушел от нас, и я каждый день мочусь на цветы на его могиле'.

В России этот день так и не настал. 'Модерн токинг' до сих пор весьма популярна, а бывший красавчик Томас Андерс, постаревший и разжиревший, не слезает с русских концертных площадок. Что и неудивительно - нигде в мире им больше не интересуются.

Мир захлестнула очередная волна ретро. Музыка прежних времен, когда мы были молоды и влюблены, когда мы были детьми или вовсе еще не родились, дает нам ощущение защищенности. Это верно и для не самых талантливых произведений. Успехом пользуются даже глуповатые, наивные и нелепые композиции. 'Боже, какими мы были наивными', - думаем мы и тешим себя иллюзией, что теперь-то уж переросли подобные радостные благоглупости. 'Чингисхан' и 'Бони М' в Германии, как и в России, снова звучат на всех вечеринках. Пусть эти песни и простоваты, но после пары коктейлей вполне годятся, чтобы развеселить гостей. Однако в случае с 'Модерн токинг' ностальгический эффект не работает. Не всякая плохая музыка через пару десятилетий автоматически превращается в культ.

Эффект тоски по юности не срабатывает и с Мирей Матье. Ее популярность в лучших домах России вызывает изумление в Европе - не только у немцев, но и прежде всего у французов. Ни один француз, с уважением относящийся к великой традиции шансона, не поставит эту даму со странной стрижкой и бездушным металлическим голосом в один ряд с великими художниками Шарлем Азнавуром, Жильбером Беко и Эдит Пиаф. Это было бы столь же кощунственно, как если бы на Западе сочли бардом хлыщеватого Диму Билана, приравняв к Высоцкому и Окуджаве.

Последнее, однако, очень маловероятно - хотя бы потому, что европейцы весьма плохо знакомы как с выдающимися, так и с менее выдающимися явлениями русской культуры. Мы сами придумали себе своих русских. Так, некий талантливый оперный певец по имени Ганс Рипперт однажды решил, что в роли псевдорусского он сможет заработать гораздо больше, чем в роли Бориса Годунова. Он завел себе огромную меховую шапку, облачился в ярко-красную вышитую косоворотку, начал говорить по-немецки с русским акцентом и называть себя Иваном Ребровым. В отсутствие какой бы то ни было аутентичной конкуренции этот человек на многие годы стал для немцев единственным проводником русской культуры - от 'Калинки' до 'Казачка'.

Подобная отговорка - 'мы никогда не слышали настоящей французской певицы' - для русских, однако, невозможна. Все происходит ровно наоборот. Любое культурное явление, приходящее из Франции, воспринимается в России как откровение, что, в свою очередь, приводит к смещению масштабов. Je t'aime, rendez-vous, au revoir, pissoir - не важно, что, лишь бы из Парижа. В котором, кстати, немецкая любовь к сортировке отходов воспринимается столь же насмешливо, как и в России. Что и замыкает круговорот мусора в природе.

____________________________________________________

Россияне ностальгируют по всему советскому ("The Globe And Mail", Канада)

Пластиковый пакет - воплощение российской мечты о богатстве ("Liberation", Франция)

Мифы о России. С головой, повернутой назад ("Зеркало Недели", Украина)

Германия - страшная сказка? ("Focus", Германия)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Кризис или Суд Божий (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Победа за нами! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Алексий II Калита (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Медведева и гламур (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Политтехнологии III Рейха (Общественная палата читателей ИноСМИ)