Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зураб Ногаидели: Я даже представить не мог, что президент примет столько глупых решений и допустит столько преступных ошибок

Власти Грузии за 15 минут втянули нас в заведомо проигрышную войну

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я даже представить не мог, что президент примет столько глупых решений и допустит столько преступных ошибок. Войну непременно надо было предотвратить. Втягивать Грузию в авантюру было величайшей безответственностью со стороны сегодняшнего руководства и в первую очередь - президента. Ответственности за это он не избежит

После непродолжительного тайм-аута Зураб Ногаидели возвратился в активную политику и уже объявил о создании оппозиционной партии. Он не нервничает из-за того, что общество все еще воспринимает его вместе с Нино Бурджанадзе как члена властной команды. 'Мне это приятно, потому что я не собираюсь долго оставаться в оппозиции', - заявил в интервью 'Джорджиан таймс' экс-премьер.

'Джорджиан таймс': - Вы всегда были скупы на слова, а сейчас вдруг разговорились. Чем вызвана такая метаморфоза?

- Говорить я мог и тогда, но для меня была четко определена моя роль. Я смотрел на свое дело как технократ или менеджер. И ту роль, которую я себе определил, достаточно хорошо выполнял. Я имею в виду не только период моего премьерства, поскольку считаю, что у меня успешная, долгосрочная политическая карьера - предмет мечты для многих. Будучи премьером, я был ограничен этой ролью, поэтому уступал другим более активные общественные отношения, хотя и тогда можно было очень многое сказать о моих успехах

- После тайм-аута ваше возвращение в политику неоднозначно воспринято как властью, так и оппозицией. Говорят, что прежде чем станете оппозиционером, вы должны пройти большой путь. Другие же считают, что и Бурджанадзе и вас все еще воспринимают в обществе как представителей власти, поэтому вам будет трудно зафиксировать отличную от власти позицию...

- Очень даже хорошо, если общество не воспримет меня настоящим оппозиционером, так как я не намерен долго оставаться в оппозиции. Вместе с единомышленниками создаю политическую партию, но не для того, чтоб надолго оставаться в оппозиции, и не для того, чтобы принять участие в выборах по олимпийскому принципу, а с целью победить и применить на благо страны силы и энергию.

С самого начала я сознавал, что мои действия вызовут неоднозначную реакцию как у бывших однокомандников, так и среди оппонентов, и в разных слоях общества. Жизнь я начинаю не сегодня и соответственно, не пытаюсь быть 'новым' человеком. Я прошел довольно большой жизненный путь, не хочу забывать то, что было раньше, и начать жизнь заново. Горжусь пройденным путем, тем опытом, который приобрел. Именно поэтому осмеливаюсь предложить обществу свою службу. Если в Грузии объявят конкурс кто, когда и что сказал, я в нем вообще не приму участия, но если будет конкурс, кто что сделал для Грузии, в нем я непременно буду участвовать, и по сравнению с сегодняшними оппонентами у меня довольно серьезные шансы победить в нем.

Мы упрямо идем к серьезному экономическому кризису и политическому противостоянию. Обществу нужно выйти из этого положения. Мы предложим этот выход.

- Среди общественности бытует мнение, что вы сумеете реабилитировать себя только в том случае, если до конца проследите за расследованием дела о смерти Зураба Жвания.

- Сегодня комментировать это не хочу, хотя за этим вопросом следим и ознакомим общественность с нашей позицией.

- Есть предположение, что после создания партии вы объединитесь с Нино Бурджанадзе. Кстати, она назвала вас жестким политиком и даже укоренила этот термин в политических кругах.

- Встречи и обсуждения на пользу стране я провожу со многими лидерами нашего политического спектра, так как сотрудничество партий считаю одним из важнейших вопросов. Значительная часть наших проблем вызвана именно тем, что до сих пор не было сотрудничества между партиями. Это противостояние и довело нас до сегодняшнего положения. Я не раз встречался с Гачечиладзе, с Бурджанадзе, и продолжу эти встречи и впредь. Сегодня пока рано говорить о том, как в конечном итоге произойдет перераспределение сил в политическом спектре Грузии, поскольку выборы не стоят в повестке дня. Соответственно, бессмысленно говорить, что кто-то с кем-то объединится. Главное - наладить диалог между политическими силами, и после того, как определится новая политическая картина, уже не будет прецедента отказа одной партии от сотрудничества с другой и единоличного решения вопросов. Мы видим, до чего это нас довело. Я был рад, когда мы принимали важные для развития экономики решения. Но в конечном итоге поучилось так, что эти люди (власть) за какие-нибудь 15 минут втянули нас в заведомо проигрышную войну. Исходя из этого, надо сделать выводы, которые принесут пользу стране. Убежден, что это станет решающим фактором во время будущих выборов.

Что касается эпитета 'жесткий', я и сейчас не отказываюсь от него.

- Вы сказали, что если бы были премьером, войны не было бы. Смогли бы предотвратить войну?

- Войну непременно надо было предотвратить.

Втягивать Грузию в авантюру было величайшей безответственностью со стороны сегодняшнего руководства и в первую очередь - президента.

Ответственности за это он не избежит. Ничто не было подготовлено к этой войне, и мы воочию это увидели.

Первым долгом, наши внешние партнеры должны были быть на нашей стороне. В действительности же произошло иначе, никто не поддерживал эту нашу авантюру, что было очевидно для всех, кроме президента и тех, кто принял такое решение. Они были обязаны обеспечить международную поддержку, но не смогли, и, несмотря на это, все же и ввязались в войну и совершили серьезное преступление.

Второй вопрос - готовность экономики к этой войне и к последующему периоду.

Для всех, в том числе и для президента, с которым я не раз беседовал на эту тему, было ясно, что не существовало конкретного плана функционирования экономики во время боевых действий. От меня президент знал, что в результате войны экономика очень пострадает и разрушится, что и происходит сегодня на наших глазах.

Мы убедились в 'готовности' вооруженных сил к этой войне. И вина за это лежит на руководстве армии, в том числе и на главнокомандующем. Их истеричные действия в дни боев внесли полную дезорганизацию и в армию, и в общество. И это обязательно должно стать предметом обсуждения общественности.

Говорить о деталях я не могу, но моя позиция ясна всем. По правде говоря, я ни в коем случае не мог представить (в том числе и потому, что часто говорил с Саакашвили на эту тему), что он примет столько глупых решений и совершит столько преступных ошибок. Как вы думаете, возглавил бы я проект стоимостью два с половиной миллиона, если бы наверняка знал, что Грузия втянется в эту войну?! Будь я премьером, постарался бы и, вероятно, сумел бы предотвратить вооруженный конфликт. Кто-то может возразить мне, мол, убедить Саакашвили ты бы не смог, и он принял бы решение, не поставив тебя в известность.

- Есть ли у вас план выхода из этого тупика?

- Этому действительно никак не поможешь. Эта война намного отдалила нас от осуществления нашей мечты. На наших глазах разрушается экономика, в обществе углубляются отрицательные эмоции, и мы, может, медленно, но неуклонно идем к серьезному кризису. Предметом обсуждения должны стать действия лидеров во время этой войны, и соответственно, возложение на них конкретной политической ответственности.

- Часть бывших ваших соратников требует призвать к ответственности и вас, обвиняя в том, что вы вместе с Джинчарадзе и с помощью Патаркацишвили отмывали деньги. Что можете сказать по этому поводу?

- Подобный вопрос пресса ни раньше, ни теперь не поднимала в отношении меня. Статей, где меня обвиняют в отмывании денег, я не знаю, и не имею желания знать. Могу сказать лишь одно: я ни тогда, ни теперь не подчиняюсь шантажу.

______________________________________

Грузия угрожает НАТО ("Газета 2000", Украина)

Михаил Саакашвили: 'Все - российская пропаганда' ("Cicero", Германия)

Вина Грузии ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Саакашвили: "Если им нужна моя голова, меня это больше забавит, чем тревожит" ("The New York Times", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Четыре претендента на патриарший престол (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Кому выгодна война? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Распутин при дворе фюрера (Общественная палата читателей ИноСМИ)

За Ленина, Петлюру и Юденича! (Общественная палата читателей ИноСМИ)