Начавшийся летом 2008 г. диалог между Европой и властями Беларуси был, оказывается, только прелюдией. 3 декабря ЕС предложил шести постсоветским странам новую концепцию взаимоотношений. По сути, у Беларуси появился реальный шанс стать страной, может быть, бедной, но европейской. В смысле, находящейся вне сферы влияния России.
Концепция Восточного партнерства предложена Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Часть этих стран до недавних пор считалась союзниками Кремля. Некоторые, как Беларусь, до сих пор тесно завязаны на Россию, получают от нее дешевые энергоносители и кредиты. Еще 10 лет назад такое предложение Брюсселя было бы встречено смехом, по крайней мере, со стороны нескольких государств (Беларуси и Армении - в первую очередь). Но мир изменился, и у каждой из бывших союзниц ныне есть обида, которую она могла бы припомнить 'большому брату'. На пресс-конференции, где комиссар ЕС по внешней политике и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер обрисовала общие контуры нового подхода к постсоветскому региону, не скрывалось: выработку предложений к 'шестерке' ускорила августовская война на Кавказе.
В наиболее интересной ситуации оказалась Украина. Политика этой страны более других интегрирована в Европу, военные проводят совместные учения с НАТО с той же периодичностью, с какой белорусы тренируются пускать ракеты вместе с россиянами. Можно было бы ожидать, что официальный Киев получит некие преференции в политическом сближении с Европой, ближе всех подойдет к ассоциированному членству или даже вступлению. И вот в рамках концепции Восточного партнерства Украина оказывается ровно на тех же правах, что и Беларусь или Армения.
Все предыдущие годы взаимоотношения между странами постсоветского региона и Россией предопределялись тем, что нынешние границы ЕС, после вступления в них восточноевропейских государств - последние. Беларуси не светило от Европы ровным счетом ничего - ни в финансовом, ни в политическом смысле. Предыдущая концепция 'добрососедства', в рамках которой строились отношения со странами, граничащими с ЕС, предусматривала в лучшем случае помощь в развитии дорожной инфраструктуры и решении экологических проблем. По сути, Европа заботилась о том, чтобы к ней можно было комфортно подъехать, а на ее границах не дымили какие-нибудь взрывоопасные производства. Причем даже из этой ограниченной политики добрососедства Беларусь исключили, приостановив реализацию европейских обязательств после введения визовых санкций.
В этих условиях у Беларуси не было другого выбора, кроме как оставаться суверенной с оглядкой на Россию. Потому что в Брюсселе поддерживать этот суверенитет геополитически не брались, а во время встреч в кулуарах открытым текстом признавались: Минск находится в сфере влияния Москвы, так что Европе на эту территорию и соваться не стоит. Концепция Восточного партнерства - коренное переосмысление этих подходов.
Нет, в экономическом плане нам по-прежнему особо ничего не светит. Раз в полгода давать Беларуси миллиардные кредиты Европа не обязуется. Экономический 'пряник' лишь один - доступ на общеевропейский рынок и создание зоны свободной торговли, но в случае унификации национального законодательства с европейским.
Зато в политике Беларуси впервые предложено многое. Например, членство в некоей новой европейской ассоциации стран, граничащих с ЕС. Похоже, Брюссель вознамерился заменить СНГ, о неэффективности которого высказывался и белорусский президент, неким СЕГом - Союзом европейских государств. С постепенным приближением СЕГа к ЕС, вплоть до полного открытия границ. Как было заявлено на пресс-конференции, в перспективе для стран - участниц Восточного партнерства предусмотрена полная отмена визового режима с ЕС.
Европа продолжает настаивать на том, что перед присоединением к Восточному партнерству Беларусь должна выполнить ряд условий. Так, ее лидер будет приглашен на учредительный саммит стран Восточного партнерства в июне 2009 г. только в том случае, если весной будут окончательно сняты визовые ограничения для белорусских чиновников, пока приостановленные лишь на полгода. Впрочем, все это тактика.
Как бы ни улучшался климат отношений между Минском и Брюсселем до сих пор, рано или поздно все упиралось в стратегический потолок - в 'политику добрососедства', выше которой прыгать было некуда, а ее характер отбивал в принципе всякое желание прыгать. Сейчас Европа предложила именно новую стратегию, в контексте которой и тактические задачи диалога Беларусь-ЕС наполняются новым смыслом. Одно дело - когда Европа закрывает глаза на особенности ситуации с правами человека лишь для того, чтобы допустить свой бизнес на наш рынок. И другое - когда то же самое делается с целью вывести Беларусь из сферы влияния России. Причем в рамках обнародованной стратегии, имеющей долгосрочную перспективу, заканчивающуюся падением 'шенгенской стены'. В контексте новой стратегии даже критикующая Европу оппозиция может смириться, ибо все идет к светлому европейскому будущему Беларуси.
При всем этом вовсе не факт, что Беларусь воспримет предложение Брюсселя на ура. Специфика момента такова, что официальный Минск куда сильнее интересует экономика. Здесь же Москва, даже переживающая финансовый кризис, является куда более перспективным другом, чем Европа. К тому же западный вектор до сих пор у нас использовался лишь для того, чтобы давить на Россию. Брюссель, кажется, с этим успел смириться. Найдутся ли во власти стратеги, способные оценить новый геополитический пакт и вписать Беларусь в него?
Удивительно, но Михаил Лермонтов написал 'Прощай, немытая Россия!', отправляясь не в цивилизованный Париж и не в просвещенный Лондон, а на Кавказ. В сердцах он назвал Россию 'страной рабов, страной господ'. Именно за кавказским хребтом он стремился укрыться от 'всевидящего ока' и 'всеслышащих ушей'. И вот спустя 150 лет Беларусь в компании с Грузией и Арменией получает предложение, из которого следует, что она, наряду с не менее демократичными кавказскими народами, является более европейской страной, чем Россия, которой отмену виз и членство в европейской ассоциации никто не предлагает.
_________________________________
Насколько крепка 'последняя диктатура в Европе'? ("Geopolitika", Литва)
Лукашенко - признанный демократ ("The New York Times", США)
'Последний диктатор' подлизывается к Западу ("The Financial Times", Великобритания)
Белорусский проныра ("Diena", Латвия)
Лукашенко ведет игру на двух досках ("Liberation", Франция)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Смерть шпионам - 2 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сны о 1937 (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Россия всегда сеяла смуту в Грузии (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Новодворская: Общий ряд лжецов (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Киберсолдат против Калаша (Общественная палата читателей ИноСМИ)