На встречу с российскими военными журналистами, устроенную международным медиа-клубом 'Impressum', отправился и наш корреспондент: выяснить, что же на самом деле происходило в Южной Осетии в первой половине августа.
Лидер оппозиционных грузинских 'Новых правых' Манана Начкебиа недавно давала в Таллинне мастер-класс: как правильно любить Грузию и не любить Саакашвили. Военкоры 'Комсомолки', напротив, о грузинском президенте почти не говорили. Только напомнили на всякий случай: с недавних пор сам Саакашвили уже не отрицает, что грузины пошли в атаку первыми. Поэтому спорить насчет того, 'кто первый начал', теперь просто бессмысленно.
Инфовойна: мировой заговор или в Си-эн-эн не умеют работать?
Совсем без претензий и упреков в адрес тех или иных деятелей, впрочем, не обошлось. Собравшиеся начали с самих журналистов. Почему, победив грузинских военных, Россия не смогла ничего противопоставить прогрузинской медиа-машине? Почему россияне на первых порах проигрывали информационную войну? А потому что был международный заговор, объясняет редактор 'Вестей' на РТР Марина Сафронова.
Все крупнейшие западные информагентства были подключены к ленте новостей российского телевидения. Но почему-то CNN и BBC сообщили о столкновениях в Южной Осетии не сразу, а попозже, когда в направлении Цхинвала шли уже российские войска. 'Ровно сутки на Си-эн-эн и Би-би-си ничего не говорили о войне, хотя благодаря РТР знали, что происходит, - говорит Сафронова. - Либо эти сутки молчания были кем-то оплачены, либо мы должны усомниться в профессионализме западных коллег'. Поверить в первое, согласитесь, намного проще.
Что и кого бомбили в Гори
Помните кадры разрушенного российскими бомбами и ракетами Гори? Да, кадры-то есть, а ракет, скорее всего, не было. Российских ракет, - утверждает военный корреспондент 'Комсомольской правды' Дмитрий Стешин, работавший в августе 'на той стороне', то есть в Грузии. Российские военные если что и разбомбили, так это военные склады под городом, расположенные непростительно близко к жилым кварталам.
Стешин считает, что во всем следует винить взорвавшийся под Гори склад боеприпасов. Когда похожий склад сдетонировал на Украине, несведущие люди тоже могли подумать, что ракеты и снаряды сыплются с неба не потому, что разлетелись от ударной волны, а потому, что их сбросили самолеты ненавистных кацапов. Корреспондент 'КП' обращает наше внимание на другую деталь: пострадавшие жители Гори охотно демонстрировали фрагменты ракеты 'Точка', но показать воронку, которая по идее должна была остаться после взрыва, отказались. Может, ее и вовсе не было? Кто сказал, что эта 'Точка' не прилетела с грузинского военного склада?
Ага, если Цхинвали - значит, грузины геноцид устроили, а как русские Гори бомбили - так все по правилам. Чем убийство мирных грузин не преступление? - возмущается чрезвычайный и полномочный посланник Грузии в Эстонии Зураб Маршания. Вместо поднадоевшего всем за время грузинского конфликта слова 'геноцид' он говорил об 'этнических чистках', устроенных в грузинских селах Южной Осетии (о том, кем, когда и почему они были сожжены, читатели могли узнать в номере 'ДД' за 5 сентября).
'Грузины, видимо, считаются людьми второго сорта, если их можно было безнаказанно вычистить', - заключил Маршания. А вот некий житель Эстонии, спасавший в августе родственников из осажденного Гори, пошел еще дальше, прямо обвинив 'КП' в злонамеренном искажении истины. Российская армия потеряла 130 танков - а журналисты молчат, скрывают.
- Почитайте Латынину, она написала, как все на самом деле было, - посоветовал он 'комсомольцам'.
- Латынина? Да не было ее там, - ответил Стешин, в одиночку представлявший российскую прессу в Гори. - Она сама мне звонила тогда по три раза в день.
- Продажные козлы! - крикнул спаситель родственников на прощание и вышел вон.
Врут журналисты. Ой, врут!
Называйте автора прокремлевским прихвостнем, если угодно. Но в то, что репортажи российских военкоров - ложь, а монополией на правду владеют грузины, 'продажный козел' из 'ДД' все-таки не поверил. Если спецкор 'КП' Виктор Сокирко отзывается о министре обороны Сердюкове в духе 'ну чего от него еще можно было ожидать, от торговца мебелью?' - это тоже заказ спецслужб?
А от российских журналистов досталось не только 'гражданскому' министру обороны. Если кто помнит, 9 августа события развивались примерно так: утром 58-я армия идет на Цхинвали, днем появляются сообщения, что грузины выбиты из города. А к вечеру выясняется, что не выбиты. 'Не думаю, что это была дезинформация, - говорит Сокирко. - Скорее всего, кто-то в генштабе или еще где поторопился с выводами'. Вплоть до вечера 10 августа город контролировали грузины.
Когда спецкоры 'КП' Александр Коц и Виктор Сокирко сидели на 'броне' в составе передовой колонны, шедшей на южноосетинскую столицу 9 августа, они так и думали: сейчас грузин из города выбьют, и делу конец. Одно настораживало - лицо генерала Хрулева. Лицо обреченного: в городе - превосходящие силы грузинской армии, в тылу - растянувшиеся российские войска, а командующий Северо-Кавказским военным округом требует наступать прямо сейчас. Вот и повел генерал наскоро сформированный сводный батальон. 'Это от безысходности, - говорит Сокирко. - Он понимал, что людей посылают на верную смерть'. Сокирко не исключает, что потери российской армии могли быть занижены.
Интервью с гранатометчиком
Верная смерть приближалась к спецкорам дважды. Сначала - в виде молоденькой грузинки в натовской форме с автоматом. Заклинание 'Не стреляйте, мы - журналисты' подействовало, и она опустила оружие. Сокирко признался, что хотел чуть ли не интервью у нее взять, но не успел: спустя три секунды грузинку прошило пулеметной очередью.
Грузинский огонь, как того Хрулев и опасался, был настолько плотным, что батальон повернул назад. Но на обратном пути волшебное 'мы - журналисты' уже не помогло. Грузинский гранатометчик не передумал открывать огонь, несмотря на то, что стрелял в упор и сам находился в зоне поражения. В результате стрелявший погиб, а Александр Коц получил серьезные осколочные ранения. До сих пор он ходит с перебинтованной рукой. 'Того солдата можно понять. Он напуган, а тут какая-то толпа людей, - говорит Коц. - Логика простая: надо валить, пока тебя не завалили. Поэтому обиды не чувствую, хотя и особой любви к нему - тоже'.
Не смотри! Козленочком станешь
Альтернативы независимости для Южной Осетии российские журналисты не видят, сколько их козлами ни обзывай. Например, Дмитрий Стешин предлагает построить на границе ЮО и Грузии бетонную стену. Лет на тридцать-сорок, чтобы улеглось все, что булькает сейчас по обе стороны границы. 'Там патологическая ненависть друг к другу', - сказал Стешин.
Но если верить грузинским источникам, то Стешин неправ, и осетинам в составе Грузии бояться нечего. Видели ли эти источники осетин, погибших в Цхинвали? Видели, как пленных грузин приходилось буквально прятать от осетин, и прочие неприятные вещи? Получается, вина российских корреспондентов как раз в том, что они были в зоне конфликта и видели эту самую ненависть. И 'неоимпериализм Москвы', о котором в Таллине накануне вещала Начкебиа, здесь вовсе ни при чем.
_________________________________
Кавказская война своими глазами ("Delfi", Эстония)
Презумпция (не)виновности для РФ ("Час", Латвия)
Уроки информационной войны на Кавказе (BBCRussian.com, Великобритания)
Грузия проигрывает России в бою, зато выигрывает в информационной войне ("The Times", Великобритания)
Проиграла ли Россия информационную войну Грузии или Западу? ("Limes", Италия)
Мы шьем дратвой по мешковине, а там - шелком по батисту ("Новая газета", Россия)
"Самый главный солдат Грузии - PR-консультант Червь" ("REGNUM", Россия)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)