После южноосетинского конфликта Европа спорит о том, можно ли строить свое будущее без России.
'Сегодня, следя за тем, что происходит в мире, язык не поворачивается говорить о прошлом, потому что мы, по-моему, сейчас находимся на грани чрезвычайно серьезного кризиса, требующего объединения всех сил. И, может быть, сейчас это хороший шанс для нас всех забыть конфликты, ради которых мы были готовы воевать еще несколько месяцев назад, и сосредоточиться на преодолении экономического кризиса', - так несколько неожиданно начал свое выступление на форуме 'Гражданский мир' политолог Александр Рар, член совета по внешней политике Германии.
По словам Рара, экономический кризис затронет все страны мира, не исключены также и большие политические перетряски. В этой новой ситуации находимся все мы, и рассматривать последствия августовской войны России и Грузии и изменения в архитектуре европейской безопасности нужно с учетом нынешних реалий.
Политолог считает, что Европейский союз сейчас будет использовать все свои ресурсы, чтобы стабилизировать ситуацию в странах на своих восточных границах. И вопрос только в том, сможет ли ЕС осуществить свои амбициозные планы и стать наравне с США влиятельным игроком на политической мировой арене.
Очередной документ о европейской безопасности называется 'Новое европейское партнерство'. В роли архитектора нынче выступила Чехия, которую очень поддерживает Швеция.
Как говорит Рар, согласно новым веяниям восточная политика ЕС будет направлена на укрепление ее нового ближнего зарубежья, с тем, чтобы Россия не выстроила свою зону влияния на южном и западном побережьях. Этот план потребует больших финансовых вливаний (четверть миллиарда евро).
Евросоюз в отличие от гусарских наскоков НАТО, намерен распространять свое влияние мягкими методами через мощный поток демократических институтов. Речь идет о шести странах - Украине, Молдове, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджане, которые через различные программы будут вовлекаться в западный круг.
'ЕС хочет с ними очень тесно сотрудничать вплоть до открытия им двери в союз в ближайшие 10-15 лет', - говорит политолог.
Минус этого документа, по мнению Рара, в том, что Россия в нем вообще не упоминается. Это позиция тех стран (к их числу относится и Эстония), которые считают Россию безнадежным партнером и предлагают использовать весь арсенал времен 'холодной войны' для ее сдерживания, выдавливания ее в Азию.
Но есть позиция Германии, Франции, Италии, Испании, которые примирились с Россией такой, какая она есть. Эти страны указывают на то, что с ней можно было выстраивать отношения в 1990-е, и даже с путинской Россией в 2001-2002 годах. Поскольку сегодня отстаиваемые Западом и Россией ценности слишком различны, нужно ждать и находить приемлемые формы сотрудничества, стратегического партнерства. Главное - не потерять Россию. 'Будущее Европы нельзя строить против или без России', - говорит политолог.
Такое противостояние указывает на то, что в Евросоюзе произошел раскол по отношению к России. И это очень серьезно, поскольку это диалог о будущем Европы.
Александр Рар надеется, что ЕС начнет диалог с Дмитрием Медведевым, что новая администрация США не повторит ошибки президента Буша, который не хотел разговаривать с Россией.
'С моей точки зрения, нынешняя ситуация, когда вся Европа строится на фундаменте НАТО и ЕС, а Россия остается вне европейской архитектуры, опасна для стабильности Европы на ближайшие годы, - говорит он. - В условиях кризиса, который нас ожидает, надо идти на разные формы сотрудничества ради стабильности и безопасности Европы'.
ШЕСТЬ ВОПРОСОВ АЛЕКСАНДРУ РАРУ
- После южноосетинского конфликта многие, в том числе и в России, говорили, что Москва не остановится, и в ближайшие годы участь Грузии может ожидать и другие страны, в том числе, и Балтии.
- Я знаю Путина. У него есть свои убеждения, которые многим не нравятся на Западе, но таких устремлений у него нет. Но кто, действительно, может гарантировать, что Путин или Медведев вечно будут у власти? Никто. В России все меняется, в принципе у них не столь устоявшаяся система, как, скажем, в Германии, где просто невозможно себе представить, что какие-то военные свергнут госпожу Меркель. А в России можно представить. И тогда все возможно.
- Наш министр обороны Яак Аавиксоо заявил недавно, что если мы не будем вкладывать больше денег на оборону, 20 процентов эстонцев будут отправлены в Сибирь или расстреляны.
- Бред. Сейчас даже русских в Сибирь не отправляют. Я могу представить, почему он это говорит. Россия, конечно, не ангел и постоянно дает повод для критики, т.е. очень подходит на роль пугала. К сожалению, это так. Если хочешь здесь сделать карьеру в определенных кругах, то чем более резко ты высказываешься, чем более агрессивный тон, тем больше доверия со стороны того, кому это нравится. Но верят ли они сами в то, что говорят?
- У стран старой Европы, которые выступают за развитие отношений с Россией, есть какие-то рычаги влияния на государства Центральной и Восточной Европы, отвергающих всякое сотрудничество c Россией?
- Были. Во время правления Франции не удалось же создать фронт отторжения России. Партнерство возобновляется. Но это трудно. Ну, если кто-то хочет конфликтовать, скажем, из-за мяса (а мясо польское, кстати, действительно было плохое)... Иной раз это просто амбиции, мол, мы вам можем запретить, особенно часто это проявляется в отношении Польши к Германии. Но я не думаю, что из-за отдельных политиков в Польше, Эстонии или Литве Евросоюз создаст кордон для России. Хотя сейчас такая стратегия просматривается.
Поэтому мне интересно понять, как здесь ситуация с бизнесом. В Германии, когда госпожа Меркель делает что-то не так с точки зрения бизнеса, ее 'вызывают на ковер'. Приезжают 20-30 крупных бизнесменов и говорят: 'Вы, конечно, канцлер, но вот сниматься в обнимку с господином Саакашвили было не совсем правильным. Это влияет на наш бизнес в России, на доверительные отношения. Мы не поощряем ни ту, ни другую сторону конфликта'. С ней был очень жесткий разговор, и она изменила свою точку зрения.
- Наш бизнес часто жалуется на то, что правительство, особенно премьер-министр, его не слышит, игнорирует его интересы.
- При рыночной экономике игнорировать бизнес - это немножко самоубийство.
- Так кто же победит - сторонники сотрудничества с Россией или противники?
- Это зависит от России. Как она выстроит свою политику. Если они там начнут играть в эти игры, угрожать, то у немцев, итальянцев, французов не будет аргументов. Сейчас это трудно. Путин обиделся, лично серьезно обиделся на немцев, на европейцев. Он столько хотел предложить, мог предложить, но его не выслушали.
- Сейчас складывается впечатление, что Россия пошла по пути воинствующего патриотизма.
- И да, и нет. Делают заявления, потом идут на попятный. Вначале пугали, что будут устанавливать ракеты 'Искандер' в Калининграде, через неделю заявили о готовности к диалогу с Обамой и даже предложили сотрудничество. Медведев заговорил о выборах губернаторов и т.д. Может быть, две линии борются.
Единственное, что в России должны понять, - то, что этот финансовый кризис разрушает все их амбициозные планы стать великой державой в ближайшие годы. О росте ВВП до 10 процентов можно забыть, нужно спасать социальные программы. Россия сейчас скатилась на уровень пятилетней давности, и нужно все начинать чуть ли не заново. Это ужасно обидно и противно, но, с другой стороны, все в такой ситуации. Если из этого сделать правильные выводы, то будет хорошо или не так страшно.
Если это приведет к агрессивным настроениям, то не дай Бог. Надо оставаться оптимистом. Все не так страшно. Причины многих конфликтов вполне понятны. Тот же грузинский конфликт. Не самое страшное комплекс старшего брата. Но комплекс младшего брата...
VII форум 'Гражданский мир', состоявшийся на прошедшей неделе, был посвящен проблемам безопасности в Европе и Эстонии в связи с происшедшим в августе этого года российско-грузинским конфликтом.
_________________________________
Цель Германии - направлять отношения Запада с Россией ("The New York Times", США)
Комплекс России ("Rzeczpospolita", Польша)
А.Рар: Хотел бы пожелать, чтобы проходили российско-французский или российско-польский диалоги ("ZDF", Германия)
Александр Рар: реинтеграция на постсоветском пространстве неизбежна ("ИноСМИ", Россия)
А. Рар: Европе не нужно никого бояться ("ZDF", Германия)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Средневековое измерение Кремля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Возвращение советского стиля? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Европа смердит аки дикий зверь (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Сталинизм: цивилизация ненависти и вражды (Общественная палата читателей ИноСМИ)