Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вино - это люди, которые его делают

Хотите знать секрет, как допить самую последнюю каплю айсвайна, оставшуюся на дне бокала? Запоминайте: допив айсвайн, надо налить в бокал немного сухого игристого вина и выпить, гармонично завершая ужин...

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рождественская ночь не создана для сна. И европейцы не спят. Но только если большинство жителей Старого Света поднимают в эту ночь бокал вина, то немецкие виноделы зачастую проводят ее на своих виноградниках. Работа у них такая: они собирают самые последние ягоды, чтобы превратить их в божественный напиток, известный ценителям вин как 'айсвайн'...

Рождественская ночь не создана для сна. И европейцы не спят. Но только если большинство жителей Старого Света поднимают в эту ночь бокал вина, то немецкие виноделы зачастую проводят ее на своих виноградниках. Работа у них такая: они собирают самые последние ягоды, чтобы превратить их в божественный напиток, известный ценителям вин как 'айсвайн' (Eiswein или 'ледяное вино'). Сложность в том, что ягоду надо собирать ночью, вручную, замерзшей на лозе при температуре не выше -7 градусов. И вот ведь какая шутка природы: погода такая чаще всего наступает к Рождеству. Наемные работники к этому времени успевают уехать домой, и нехватка рабочих рук компенсируется с помощью родственников, друзей и соседей, которые в качестве награды за труд получают наутро горячий завтрак с бокалом молодого вина.

В последние годы климат проявил неприятную для немецких виноделов склонность к потеплению, что не способствует производству айсвайна в Германии. Однако виноделы не отчаиваются. В долине Рейна, известного своими многочисленными виноградниками, раскинувшимися на плодородных склонах, его производство продолжается.

Вообще, в производстве вина, как ни в каком другом деле, важен человеческий фактор. Одно дело - прийти в магазин (даже не важно, специализируется он на продаже вина или нет), почитать этикетки (даже что-то понимая в этой хитрой науке), выбрать себе бутылочку-другую (в зависимости от пристрастий и толщины кошелька). И совсем другое - посетить винодельческое хозяйство, пообщаться с его хозяином, послушать его рекомендации, продегустировать вино, а иногда и просто поговорить 'за жизнь'. Поверьте, отношение к вину при этом меняется, причем всегда в лучшую сторону. Потому что вино - это люди, которые его делают.

Чтобы ни одна капля не пропала...

Ровальда Хэппа (Rowald Hepp), управляющего директора Замка Воллрадс (Schloss Vollrads), друзья называют 'человеком с белой салфеткой'. И небезосновательно. У него, профессионального винодела, всегда в кармане кусок белой ткани - для наглядности рассказа. По мере посвящения вас в тайны виноградников замка, на его салфетке сменяют друг друга образцы почвы, виноградные гроздья, винные пробки и др. Слушая, как он говорит о виноградниках, производстве вина, истории замка, вы ни за что не догадаетесь, что господин Хэпп - нанятый менеджер. Замок Воллрадс вот уже более десяти лет принадлежит одному из крупных банков, однако весь хозяйственный уклад сохраняется таким, каким он был при прежних частных владельцах, семье Грайффенклаус (Greiffenclaus), жившей здесь с 1330 до 1997 года.

Визитная карточка замка - гармония еды и напитков в его ресторане. Минеральные почвы виноградников и уникальный микроклимат долины Рейна дают возможность замку производить высококачественные рислинги, самыми изысканными из которых признаны те самые знаменитые айсвайны. Кстати, господин Хэпп поделился секретом, как допить самую последнюю каплю айсвайна, оставшуюся на дне бокала. Запоминайте: допив айсвайн, надо налить в бокал немного сухого игристого вина и выпить, гармонично завершая ужин... В игристом как раз и растворится та самая последняя ценная капля.

Иногда полезно опаздывать...

Ближайший сосед замка Воллрадс - замок Йоханнисберг (Schloss Johannisberg), построенный в XVIII веке на месте старого монастыря бенедиктинцев. Земли под виноградниками, принадлежащими замку, упоминаются в документах 817 года. На них из века в век выращивается только один сорт винограда: как нетрудно догадаться, это рислинг. Ягода прекрасно созревает, несмотря на весьма и весьма 'северное' расположение - 50-я параллель, которая считается северным пределом виноделия, проходит прямо через виноградник замка.

Самая известная легенда замка рассказывает о том, как местные виноделы стали производить шпатлезе - немецкое полусладкое вино позднего сбора. В далеком теперь уже XVIII веке производство вина в Германии контролировалось церковью. Епископ каждый год выдавал разрешение на сбор урожая, и без специальной бумаги ни на одном винограднике не могли начать сбор ягоды. В 1775 году гонец из замка Йоханнисберг отправился ко двору епископа за разрешением, но что-то задержало его на обратном пути. Законопослушные монахи-виноделы ждали своего гонца около трех недель. За это время ягоды перезрели, их поразила 'благородная гнильца', но урожай все-таки собрали, залили в бочки и стали ждать вино. Результат превзошел все ожидания - полученное вино по своим вкусовым качествам оказалось даже лучше прежних. В результате опоздавшему гонцу поставили памятник, а сегодня, когда разрешения епископа стали давней историей, в замке Йоханнисберг производят полную линейку вин - от совершенно сухих до айсвайнов.

Современность или традиция?

Потребители уже давно заучили наизусть ряд 'винных аксиом', например: хорошее вино не может быть в бутылке с яркой этикеткой, качественное вино закупорено натуральной пробкой, вкусное вино не может быть дешевым и т.д.

Молодое поколение немецких виноделов, изучив дисциплину под названием 'маркетинг', решило поломать многовековые традиции и постепенно диктует свои правила игры на одном из самых древних рынков. 'Молодой винодел' в Германии, как правило, уже достиг сорокалетнего возраста и естественного баланса опыта, знаний и желания развивать свой бизнес.

Мартин Теш (Martin Tesch) - яркий пример такого молодого винодела-новатора. Его семья владеет виноградниками в регионе Наэ (Nahe) и производит вина с 1723 года. На пороге нового тысячелетия господин Теш решил, что время требует обновления, и провел в своем хозяйстве, говоря современным языком, полный ребрендинг. И вот уже несколько лет его вина разливаются в бутылки черного цвета, закупориваются суперпрочной стеклянной пробкой и привлекают клиентов не только прекрасным вкусом, но и яркой броской этикеткой совершенно нереальных цветов - оранжевого, желтого, бирюзового... Цены на его продукцию, кстати, тоже весьма доступные.

Ох уж эта молодежь!..

Штефан Румпф (Stefan Rumpf) недавно отметил 60-летний юбилей и, хотя он по-прежнему полон сил и идей, уже подумывает о том, чтобы уйти на заслуженный отдых. Правда, он пока не решил, на кого из трех сыновей оставит свое большое хозяйство, в котором с 1708 года накопилось много - более 15 га виноградников, винодельня, подвалы, огромный дом, членство в VDP...

Господин Румпф сожалеет о том, что современную молодежь пугает тяжелый хлеб винодела. Ведь трудиться надо с утра и до ночи и в любую погоду: объезжать виноградники, следить за сбором урожая, контролировать ферментацию, участвовать в дегустациях, всего не перечислишь... Хотя, как показалось, его опасения беспочвенны, поскольку его младший сын, получающий образование в области винного маркетинга, как раз с воодушевлением говорит о том, что именно такая разнообразная работа, не требующая ежедневного скучного хождения в офис, его и привлекает. Время покажет!

Удивительный мир вина и цвета

Попробуйте поставить вкус вина в зависимость от цвета. Не в том смысле, что вино делится на красное, белое и розовое. Впрочем, не мучайтесь, за вас это уже сделал Ульрих Аллендорф (Ulrich Allendorf), превратив обычную дегустацию в своем хозяйстве в целое шоу.

Вообразите себе, что на дегустацию он приглашает вас не в старинный подвал, не на виноградник и даже не в уютный зал ресторана. Вы с бокалом в руках заходите в небольшую, абсолютно пустую комнату с белыми стенами и скромно выстраиваетесь вдоль стен... Внимание, представление начинается!.. Комната постепенно освещается красным, зеленым, синим, желтым цветом. При каждой смене цветовой декорации хозяин, как заправский шоумен, предлагает продегустировать вино в вашем бокале. Хотите верьте, хотите нет - одно и то же вино из одного и того же бокала при разном освещении кажется разным! Неожиданно свет гаснет совсем, очередной глоток вы делаете в полнейшей темноте. А потом начинает звучать музыка... И вы уже просто теряетесь в собственных ощущениях, потому что ваши вкусовые рецепторы на языке не верят вашим глазам, изучающим винный лист: число оттенков вкуса в бокале явно больше списка откупоренных шедевров...

Выдержавшим эксперимент на закуску полагается награда - потрясающие бутерброды по рецепту пра-пра-пра-прабабушки господина Аллендорфа.

Ирина Искакова, специально для ИноСМИ

Фото: Ирина Искакова, Anker Tiedemann, Ernst Büscher

____________________________________

Рождество - это повод для радости, несмотря ни на что ("The Independent", Великобритания)

Рождество - это подарки . . . но в том-то и загвоздка ("The Times", Великобритания)

Рождество в Москве оным не является ("The Guardian", Великобритания)

Рождество в России: Дед Мороз и елка ("Novinky", Чехия)

Россия Санта-Клауса ("The Washington Post", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Непримиримая Россия (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Большевистский дед Мороз (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Суверенные права "чекистов в законе" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Сопли" и "яйца" года (Общественная палата читателей ИноСМИ)