Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Итальянские солдаты в долине Нутеллы

В Зугдиди расквартирован контингент EUMM (European Union monitoring mission) - миссия наблюдателей Евросоюза, которая патрулирует границу Грузии с Абхазией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тяжела дорога в Зугдиди, если тебе пришлось сесть на поезд днем, и только во второй класс, и тебе попалось последнее место последнего купе последнего вагона. Подбрасывает и раскачивает, от Тбилиси до Зугдиди, восемь часов и 360 километров. В Зугдиди расквартирована миссия наблюдателей Евросоюза, которая патрулирует границу Грузии с Абхазией...

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Italia, за что мы ей крайне признательны

____________________________________

Тяжела дорога в Зугдиди, если тебе пришлось сесть на поезд днем, и только во второй класс, и тебе попалось последнее место последнего купе последнего вагона. Подбрасывает и раскачивает, от Тбилиси до Зугдиди, восемь часов и 360 километров.

По прибытии в шесть утра на станции меня ожидают Лоренцо Тавелла, 49 лет, из Кремоны, капитан 2-го ранга ВМФ Италии, командующий международным контингентом войск, направленным Евросоюзом, и Александр Миклашевич, 25 лет, старший капрал горнострелковых (альпийских) войск, рожден в Минске, родители-белорусы, но гражданин Италии. Лицо серьезного парня, рост баскетболиста, серьезность и дисциплина стиля Красной Армии. "Это один из наших переводчиков для общения с местными жителями, ценный человек", - хвалит его капитан.

В Зугдиди расквартирован контингент EUMM (European Union monitoring mission) - миссия наблюдателей Евросоюза, которая патрулирует границу Грузии с Абхазией. Внутренняя граница, часть Грузии, которая вместе с Южной Осетией и знать больше не хочет о вхождении в состав страны, независимой от России с 1991 года. Два автономных региона, 20 процентов национальной территории, которые хотят полной независимости и преследуют ее при поддержке бывшей святой матери России. Защищенные поэтому Путиным, когда президент Грузии Михаил Саакашвили старался забрать их себе обратно, провоцируя злополучную войну, длившуюся с 8 по 12 августа этого года, стоившую две тысячи убитых русских и только 200 Грузии, но последней пришлось принять к себе 100 тысяч соотечественников, бежавших из Абхазии и Осетии. Беженцы, которые в сумме с беженцами 1993 года составляют полмиллиона человек из всего населения в четыре миллиона шестьсот тысяч.

В страну, которая объявляет себя европейской, желающей войти в ЕС и НАТО, Евросоюз направил эти силы, состоящие из безоружных военнослужащих и гражданских лиц, специалистов в области сотрудничества и прав человека. Их задача: наблюдать и докладывать в Страсбург.

День вместе с итальянскими солдатами начинается на рассвете, в холле скромной небольшой гостиницы командующего, с несколькими печеньями и 'Нескафе'. Остальные военнослужащие располагаются в различных домах этого города в 60 тысяч жителей, в одном плевке от абхазской границы. Их всего 69 человек. 35 итальянцев, из которых четверо гражданских лиц из министерства иностранных дел, 25 немцев, четыре чеха и четыре литовца. Итальянцы, офицеры и унтер-офицеры, из ВВС, ВМФ, горнострелковых войск, десантники и карабинеры. Тавелла приехал сюда после охоты на сомалийских пиратов в районе Африканского Рога на борту корабля "Этна". Взяли кого-нибудь из них? - "Нет, но зато догоняли". Бывший правый крайний нападающий кремонской футбольной команды избегает риторики о миротворческой миссии.

Брифинг в 8 утра. Сегодня будет особый день. Контингент переселяется с временного расквартирования на виллу, снятую у частных лиц за две тысячи евро в месяц, а примерно в полдень прибывает папский нунций Клаудио Гуджаротти, посол Святого Престола.

С плотины на реке Ингури мы спустимся до Черного моря. Будет опасно? "Зависит от того, сколько выпили абхазцы. Иногда они стреляют в воздух, но если пьяные, то стреляют без точной цели". В Пакулани, одной из точек "черного треугольника", где сделки уголовников смешиваются с националистическими требованиями, один взрыв чуть не задел итальянцев, а месяц назад был убит грузинский полицейский. "В другой раз мы слышали свист пуль рядом, когда были вместе с полицией и патрулем ООН". Они это делают назло, резюмируют военные.

За 30 лари, примерно 15 евро, беру себе на полдня такси, которое занимает место между двумя бронеавтомобилями автоколонны. Меня сопровождает командующий. Складываем пуленепробиваемые жилеты в багажник машины. Чтобы надеть их на КПП, где кое-кто, может, еще не протрезвился.

Меньше километра разделяет абхазскую и осетинскую милицию от спецподразделений грузинской полиции на различных блокпостах. Военные официально не вмешиваются. Люди противостоящих постов одеты в камуфляжную форму без погон и знаков отличия.

Поднимаемся на плотину. Четвертая по высоте в мире. Вид сверху на вьющуюся над обрывами, как змея, дорогу, захватывает дух. Рабочие бараки, построенные во времена Советского Союза и занятые русскими солдатами несколько месяцев назад, просто пустые скорлупки. Пьем чай вместе с охранниками плотины в пустой гостинице с чувством нереальности. На столах, с незапамятных времен, мисочки с пирожными в форме ореха. Мягкий крем в тесте типа стружки. Почему не бомбили плотину? - "Она обеспечивает электростанцию, находящуюся на абхазской территории, они зависят друг от друга".

Спускаемся к шлюзу, у которого устроен абхазский блокпост. Итальянцы махают руками в знак приветствия и наводят бинокли. Никакого ответа. "Это уже шаг вперед, в первые дни нам показывали, чтобы мы убирались", - оптимистично комментирует Тавелла. Марчелло Леонетти, капитан карабинеров, фотографирует своим компактным фотоаппаратом и показывает увеличение командующему. Под маскировочным тентом, который невооруженным глазом и сверху может показаться кроной дерева, стоит БТР. "Еще одно улучшение, раньше там стоял русский танк".

Люди, входящие в контингент, кроме того, что не имеют оружия, не имеют никаких задач для исполнения. У них дипломатический статус, а если им угрожают, то они могут только отходить. Они - разведчики степени агрессивности сил на поле. Они измеряют ее и направляют рапорты в главную ставку в Тбилиси, которая отсылает их потом в Страсбург.

Спускаемся в долину. Пасутся коровы, частично заброшенные чайные плантации, двухэтажные домики с балконами и узорными деревянными окнами, немного дачи, немного шале, голубое небо и заснеженные вершины первой кавказской горной цепи, обрамляющие пейзаж, кажущийся типично швейцарскими.

Бескрайние посадки орешника. Три тысячи гектар, принадлежат компании "Ферреро". Это отсюда происходит знаменитый "круглый пьемонтский" орешек, стратегический составной элемент знаменитой "Нутеллы".

Пауза на обед. Приходим на виллу точно в момент приезда папского нунция. Он из Вероны, немного за пятьдесят, быстрая карьера, репутация образованного человека, знание пяти языков, в том числе - русского, интеллигентная бородка, венетский акцент (Верона - один из провинциальных центров региона Венето - прим. перев.), и постоянная усмешка, характер монсеньора Гуджаротти напоминает папу Римского Альбино Лучани (Иоанн Павел I, 1978 г., единственный папа Римский происхождением из Венето, умер при невыясненных обстоятельствах всего лишь после 33 дней правления на престоле - прим. перев.). Он приветствует всех, разговаривает со всеми во время скромного обеда стоя, где вместе с хачапури, сырной лепешкой, национальным эквивалентом нашей пиццы, есть спагетти "алла карбонара" и "алла аматричана".

Разговариваю с Вирджинией Антонини. Блондинка, маленького роста, открытая улыбка. Она - туринский адвокат, одна из четырех гражданских, которые находятся вместе с военными. Работает в тесном контакте с командующим Тавелла. Она рассказывает мне, что среди самых обычных злоупотреблений есть требование выкупа с грузинских пенсионеров. Из Абхазии они приезжают в Зугдиди, чтобы получить пенсию, а на блокпосте их заставляют платить дань за пропуск: из 25 лари они должны заплатить десять в одном направлении и десять - в обратном.

Снова пускаемся в путь. На мосту Рухи, построенном при Советском Союзе в 1948 году, снова видим папского нунция. В своем паспорте, полном разными визами, он не хочет визы Абхазии, которую признали только Россия и Никарагуа. Ему дают такую привилегию. С другой стороны реки подъезжает белый ооновский джип, на борту которого черный прелат. Оба ватиканских представителя сердечно приветствуют друг друга, а потом монсеньор Гуджаротти вместе со своим секретарем садится в джип. Он везет с собой длинный черный чемоданчик, отличный футляр для оружия. Шутит: "Это не Калашников, это мой епископский посох". Смотрим, как ооновская машина переезжает через мост и удаляется.

Останавливаемся у комбината, одного из тех чудовищных комплексов, которые в советскую эру комбинировали в себе жилье и социальные услуги с фабрикой, в данном случае бумажной, она поставляла бумагу для производства тетрадей всего Советского Союза. На комбинате - куча беженцев. Одна девочка лет десяти подходит к старшему капралу Миклашевичу: "Ты - Алекс!" Она узнала его, потому что каждую неделю командующий со своими людьми приезжают сюда, чтобы поиграть в футбол с командой беженцев, и обычно проигрывают им.

Оставляем бывшего правого крайнего нападающего на футбольном поле перебрасываться мячом с местными ребятами и обходим разрушающиеся здания. За нами собирается хвост из бедных женщин и стариков, которые хотят показать нам, в каком состоянии они живут, и спрашивают, когда поступит гуманитарная помощь. Уже 15 лет живут они в грязи вместе с курами. От правительства получают 28 лари в месяц, с середины ноября остались без света. "Объясни им, что мы здесь, чтобы записать их жалобы, что мы не предоставляем гуманитарную помощь", - говорит лейтенант-парашюстист Сальваторе Пьяцца, маленького роста палермец, огромному переводчику Дамиано Дзамана из Тренто (город на севере Италии - прим. перев.), старшему сержанту горнострелковых войск. Момент замешательства: как сказать по-русски "monitorare"? (проводить мониторинг - прим. перев.) Объяснения длинные и сложные, но терпеливые. "Гуманитарная помощь проходит долгий путь". Они не понимают. Ведут нас посмотреть поломанные трубы. "Что вы нам привезли?" - спрашивает старик у барака с жалкими фруктами и невообразимыми напитками. "Сделаем что-нибудь конкретное, купим что-нибудь", - отрезает Пьяцца. Покупают сигареты. Мучительная встреча завершается пожатием рук и улыбками.

Едва сдерживаемое волнение прорывается, когда встречаем Гургена Хорава, изможденного учителя танцев с казацкими усами в разрушающемся Доме культуры, осиротевшем без советского великолепия. Он обучает национальным танцам толпу детей, мальчиков и девочек, от трех до тринадцати лет, которые двигаются по деревянному полу в неотапливаемом зале под восторженные взгляды нескольких мам. Перед зеркалом на всю стену маленькие грузины прыгают и делают пируэты на цыпочках, имитируя неистовые воинственные движения с дикой грацией. Это тоже победа, неожиданная и трогательная, над бывшим режимом, который не переносил национальных традиций, разве только разбавленных в фольклорном контексте, в котором все республики СССР были равномерно дозированы. Мы громко хлопаем. Они хотят угостить нас кофе со сладостями.

Они нас.

Уходим, чтобы скрыть слезы на глазах.

___________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Italia

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

___________________________________

Британский наблюдатель усложнил задачу Грузии, пытающейся возложить всю вину на Россию ("The Wall Street Journal", США)

О мониторинге в Грузии ("The Guardian", Великобритания)

Грузинская версия войны с Россией поставлена под сомнение ("The New York Times", США)

Брюссель спорит с Россией из-за Грузии ("The Financial Times", Великобритания)

ЕС - России: уходя - уходи ("Зеркало Недели", Украина)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Непримиримая Россия (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Большевистский дед Мороз (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Суверенные права "чекистов в законе" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Сопли" и "яйца" года (Общественная палата читателей ИноСМИ)