Отечественные дипломаты, политики, журналисты и эксперты которую неделю подряд пытаются оценить последствия для нашего государства декабрьской (2008 год) встречи министров иностранных дел стран - участниц НАТО и Украины и смоделировать перспективы ее евроатлантического будущего. Большинство украинских и иностранных аналитиков считают, что чрезмерная политизация вопроса предоставления Украине и Грузии ПДЧ в НАТО стала причиной разногласий среди союзников Альянса. Франция, с которой у Украины в последнее время наблюдается динамичное развитие отношений, поддержала Германию и Италию в вопросе непредоставления ПДЧ. Для поиска ответов на стратегические вопросы в отношениях с Парижем известный французский философ, интеллектуал Андре Глюксман вместе с сыном-документалистом Рафаэлем позволили группе украинских экспертов и журналистов заглянуть за кулисы французской политической кухни.
Накануне бухарестского саммита в апреле 2008 года Андре Глюксман (которого за критику российской политики на Кавказе Кремль внес в списки персон нон грата на несколько тысяч лет, а французская элита нередко принимает решения после его советов) вместе с еще одним "новым философом" и его другом Бернаром-Анри Леви обратились с открытым письмом к руководителям Франции и Германии. В послании два интеллектуала, выражая симпатию к Украине и Грузии, отметили, что непринятие "старой Европой" тех, кто всеми силами стремится к ней присоединиться, будет означать предательство идеалов и ценностей, которые позволили победить нацизм и создать процветающую политическую демократическую модель. События последних лет в этих республиках стали моментом триумфа демократических идей, еще раз доказали, что история человечества - нечто большее, чем сборник плохих новостей, убеждены философы. Поэтому неприсоединение этих республик к НАТО продемонстрирует россиянам, что европейцы слабые, немощные, а эти страны (Грузия и Украина) - земли, предназначенные для завоевания, и что европейцы готовы положить их на алтарь возрожденных имперских амбиций России...
Оказалось, что совесть французской нации, как называют Андре в его стране, живет в арабском квартале столицы в квартире, которую можно смело использовать для съемок сериала о жизни парижской богемы прошлого века. Многочисленные полки с тысячами книг, изысканные картины, антикварная потертая мебель, бронзовые люстры, зеркала на потрескавшихся от возраста стенах, ковры ручной работы, сладости на столике вдохновляли гостей и хозяев квартиры на искренний и откровенный разговор. Андре вспоминал свой первый приезд в Украину в 70-е годы прошлого века. Тогда он писал о диссидентском движении в СССР, но при этом исповедовал левые идеи и пафосно отмечал многочисленные портреты классиков марксизма-ленинизма, которым такая его работа вряд ли нравилась бы. Но что они могли поделать?
Философ начал диалог с собственной оценки французского общества, являющегося неоднородным, но достаточно осведомленным и влияющим на поведение элиты. Глюксман вспомнил эпоху Ширака и его единомышленника де Вильпена, голлистов, которые имели общие с социалистами взгляды (а значит, Франция отдавала преимущество России перед США). При этом сохранение интересов в геополитическом треугольнике Париж-Москва-Берлин было настолько важным, что интересы новых десяти членов ЕС, освободившихся от зависимости от СССР, не принимались во внимание вообще. Поэтому длительное время среди политических элит Франции (социалистов и немногочисленных коммунистов) доминировало мнение, что евроатлантическая ось не будет влиять на геополитику Европейского континента. "Даже полтора года назад, во время неофициального брифинга для профессиональных журналистов, французские дипломаты утверждали, что мир с 1944 года не изменился (тогда Шарль де Голль заключил альянс с Москвой в противовес англосаксам. - Авт.), поэтому критика российской власти и ее амбиций неактуальна", - рассказал Глюксман.
Однако с тех пор политические элиты во Франции изменились. Николя Саркози проводил президентскую кампанию, вспомнив Чечню. Он говорил о членстве Украины и Грузии в НАТО, и его оппонент - Сеголен Руаяль - также вынуждена была говорить о России. И это стало символичным, поскольку впервые в Европе прошли президентские выборы, во время которых речь шла о возможном давлении на Россию в связи с ее политикой на Кавказе. Французские элиты остаются разрозненными, констатировал Андре. Простой пример: когда возник вопрос по приватизации национального сталелитейного гиганта "Арселор", тогдашний президент Ширак договорился с Путиным о поглощении его российской компанией. Однако французские банки и мощные финансовые круги выделили средства конкуренту - англосакскому "Митталу", и тот приобрел "Арселор".
Если сравнить Францию с Германией, то там намного больше политических партий, финансируемых промышленниками, которые выступают за союз с Россией. Хотя во Франции также появилась определенная группа среди политиков и дипломатов, которые считают, что союз с Россией очень важен.
Вместе с тем во Франции общественное мнение не на российской стороне, считает Рафаэль Глюксман, добавляя, что оно не является ни проукраинским, ни прогрузинским. Во-первых, общество не знает достаточно об этих странах. Во-вторых, наверное, потому оно им не доверяет, что простые люди во Франции считают: в Украине много коррупции и она настроена проамерикански...
С политической сцены ушли идеологи-голлисты, и бал во Франции правят прагматики, отметил Рафаэль. Саркози уже забыл предвыборные обещания о НАТО, и с Россией он постоянно ведет переговоры. Он сказал однозначно "нет" Украине и Грузии относительно присоединения к ПДЧ в декабре, но эта позиция не является принципиальной. "То есть если для Ширака и де Вильпена это был принцип, то для Саркози - это вопрос, сколько американцы готовы выложить для того, чтобы он изменил свою позицию. В Бухаресте во время саммита НАТО французские дипломаты и политики говорили, что у Буша нет кредитной карточки. Увидим сколько сможет заплатить Обама", - подчеркнул Глюксман-младший.
Но на уровне общественного мнения во Франции нет столько сопротивления украинским планам и поддержке России, как в Германии, продолжает Андре Глюксман. "Для французов Россия - это угроза для соседей, других государств и для граждан. Немцы же считают, что Россия играет конструктивную роль, поэтому в Европе существуют две различные позиции относительно России", - подчеркнул философ. По его словам, в Германии доминирует основополагающая идея, что она очень сильна и способна как-то "колонизировать" Россию, то есть, как когда-то в XIX веке, администрировать царскую империю. В этом контексте в основе современного проекта лежит концепция "дальше на Восток", доказательством которой является газовая магистраль "Северный поток" (Nord Stream). Но эта идея очень наивна, уверен Глюксман-старший. "Хотя современная российская элита и не является сторонником прав человека, но среди ее представителей нет идиотов. Если поставить вопрос, кто кем будет манипулировать, то немцы думают, что они самые умные, но россияне более мощные и циничные, они имеют 70-летний опыт коммунистической власти, поэтому способны на все, чтобы получить власть и сохранить ее", - аргументировал философ.
По мнению Рафаэля, Германия в этом смысле, возможно, для Украины и потеряна, но Франция - еще нет. Во Франции нет никакой идеологии у власть предержащих, поэтому для Саркози и его единомышленников поддержка Украины или Грузии сейчас не является такой актуальной, общественность не сосредоточена на этих вопросах. Но на ее мнение, конечно, влияют СМИ. Трудности молодых демократий эффективно используют пророссийские силы во время прений. Малейший спор между Ющенко и Тимошенко - это сразу большая статья, а смерти в российских тюрьмах - никого не интересуют, отметил Рафаэль. Поэтому, по его словам, Киеву нужно вести разумный диалог, приглашать в Украину французскую оппозицию, лидеров общественности, чтобы они понимали, что происходит в стране на самом деле.
Комментируя энергетические основы современной геополитики, Андре Глюксман заметил, что для Франции вопрос российского газа и нефти не столь важен, как для Италии или Германии, потому что она имеет мощную атомную энергетику и алжирскую нефть. Но претензии Франции на руководство Евросоюзом вынуждают ее к компромиссу с Германией, и это "весит" больше, чем интересы украинцев или грузин, убежден французский философ. Он признал, что во Франции еще не совсем совершенная демократия, поэтому устоявшиеся точки зрения важно ломать, развивая контакты. Для этого стоит сыграть на конкуренции: когда при власти правые, нужно приглашать в Украину левых. И тогда правые скажут: подождите, может, там, в Украине, что-то интересное происходит? "Нужно также приглашать молодых лидеров, на которых не оставила отпечатка 'холодная война', людей в возрасте 30-40 лет, у кого есть время и возможности. Нужно завоевывать симпатию французских политиков, ведь поддерживать Украину - это никогда не будет электорально выгодно", - прибавил Глюксман-младший.
Говоря о дальнейшем расширении ЕС за счет Украины и Турции, отец и сын были единодушны. Они полагают, что во Франции среди населения пока много (44%) евроскептиков, которые думают, что со вступлением Украины и Турции в Евросоюз связаны дальнейшие проблемы. И тут даже не вопрос религии, на самом деле люди считают, что Украина - это еще почти 50 миллионов, а Турция - и того больше. Есть проблема худшая, чем расширение. Существует мнение, что развитие Европы возможно на различных уровнях. То есть, находящиеся в зоне евро - будут иметь свое развитие, а другие - это второй сорт, они будут развиваться на другом уровне. "Как-то Сильвио Берлускони сказал, что для Европы важно хорошо интегрировать зону евро, а потом можно подключить Россию. Многие политики и журналисты высмеяли его, однако я точно знаю, что в МИД Франции есть люди, которые работают над таким проектом. Это настоящий риск", - отметил Рафаэль Глюксман. Но он добавил, что Франция хочет быть руководителем этого проекта. "Французская мечта - чтобы Европа была реально Францией и Германией, где Париж решал бы все, а Берлин подписывал чеки", - подытожил он...
__________________________________
А.Глюксман: "Русские - чемпионы в области лжи" ("Dziennik", Польша)
Aндре Глюксман: И все таки на этот раз Европа смогла противостоять Путину ("Corriere Della Sera", Италия)
A.Глюксман: Доктрина Путина ("Forbes", США)
Украине в игре против России уделена особая роль... ("Газета 2000", Украина)
Следующей целью России может стать Украина ("The Wall Street Journal", США)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Непримиримая Россия (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Большевистский дед Мороз (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Суверенные права "чекистов в законе" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Сопли" и "яйца" года (Общественная палата читателей ИноСМИ)