Конфликт между Россией и Украиной вокруг поставок газа разгорается. Начиная со вторника, многие европейские страны, такие как Болгария или Греция, больше не снабжаются российским газом. В интервью vorwärts-online знаток России Борис Райтшустер объясняет, почему Германия также в высшей степени уязвима.
vorwärts-online: К началу году произошла эскалация так называемого газового спора между Россией и Украиной. О чем все-таки идет речь?
Борис Райтшустер: Россия упрекает Украину в задолженности по оплате более ранних поставок газа и в накоплении большого долга. Одновременно Москва собирается добиться установления существенно более высоких цен на газ для Украины на 2009 год. До сих пор Украина платила примерно 180 долларов за 1000 кубометров. Сначала 'Газпром' потребовал 250 долларов за 1000 кубометров газа в 2009 году, а после того как Украина не согласилась с этой ценой, Москва захотела получить от 419 до 450 долларов за 1000 кубометров, больше чем платит Западная Европа, где газ в среднем стоит 400 долларов. Украина хочет исключить из двустороннего газового бизнеса подозрительную фирму 'РосУкрЭнерго', которая занимается коммерческим посредничеством: Киев упрекает Москву в том, что через эту фирму доверенные лица кремлевского руководства переправляют деньги на частные счета и таким образом увеличивают цены. Поскольку обе стороны не пришли к соглашению, 'Газпром' 1 января перекрыл Украине газовый кран. Москва обвиняет Киев в шантаже и воровстве транзитного газа, который предназначен для Европы, а Киев Москву - в шантаже и ростовщичестве.
vorwärts-online: Россия использует газ в качестве оружия, чтобы сделать Украину послушной?
Райтшустер: С одной стороны, это совершенно легитимный интерес Москвы добиться максимально возможной цены за свой газ. Правда, если представить себе, что, например, белорусский автократ Александр Лукашенко получает газ за часть той цены, которая сейчас была предложена Украине, невозможно отделаться от впечатления, что Москва использует свои газовые поставки в политических целях. В данном случае последствия конфликта не ограничиваются внутренней политикой Украины: в Западной Европе множатся голоса, которые в точном соответствии с желанием Кремля требуют строительства газопроводов в обход транзитных стран, например, газопровода по дну Балтийского моря. А то, что газовый конфликт вздувает цены на нефть и таким образом наполняет кассу Москвы, также является приятным побочным эффектом. Правда, нельзя не замечать, что у Украины есть свой интерес в конфликте, также по внутриполитическим причинам - Россия в нем предстает в образе врага, а это объединяет. Утрируя можно было бы сказать, что газовый конфликт является большой показательной борьбой среди соседей для публики на Западе.
vorwärts-online: Украина является важной транзитной страной для российского газа, который должен попасть в Западную Европу. Будет ли спор иметь последствия также для газоснабжения Германии?
Райтшустер: Согласно последним данным, количество поставляемого российского газа в Германию в эти часы тоже уменьшается. Следовательно, уже есть явные последствия, пусть даже - слава Богу - пока не драматические. Однако конфликт выявляет, насколько уязвимой является Германия, и насколько было фатальным то, что Федеративная Республика при Герхарде Шредере, который сегодня работает на дочернюю фирму 'Газпрома', так сильно сконцентрировала свое энергообеспечение на российском газе. Для того, кто внимательно наблюдает за методами ведения дел Кремлем и 'Газпромом' в отношении других стран, и не пропустил высказывание Путина о том, что Россия с помощью энергетических поставок вновь должна стать великой державой, должен прозвучать тревожный звонок.
vorwärts-online: Каким может быть решение конфликта?
Райтшустер: Москва вероятнее всего предоставит отсрочку по выплате части украинских долгов, а новая цена, пожалуй, приблизится к 250 долларам, которые Москва первоначально предлагала, прежде чем остановиться на последней названной цене в 450 долларов. Таким образом, конфликт был бы снова заморожен минимум на один год. Долгосрочное решение можно было бы ожидать, если бы обе стороны прекратили превращать газовые поставки в инструмент для достижения политических целей и тем самым 'брать в заложники' Западную Европу. Киев это делает сейчас, прежде всего, из-за того, что ввиду экономического кризиса у него действительно нет денег. В Москве, напротив, в качестве главного мотива я вижу экспансивную великодержавную политику Владимира Путина, который использует газ и нефть в качестве политического оружия. Даже если требования Москвы экономически справедливы, перекрывать газовый кран в самый разгар морозной зимы и тем самым передавать во власть холода школы, детские сады, дома престарелых и частные квартиры, не является достойным методом для ведения бизнеса и реализации своих интересов.
Борис Райтшустер - журналист, руководитель московского бюро Focus. Наконец вышла его книга 'Новый хозяин в Кремле?' о президенте России Дмитрии Медведеве.
_________________________________
Россия и Украина начинают зализывать раны ("The Guardian", Великобритания)
Швейцария в газовом конфликте ("Le Temps", Швейцария)
Политическая шахматная партия: под давлением газа ("Diario de Noticias", Португалия)
Газовый кризис должен способствовать реформам в ЕС ("The Financial Times", Великобритания)
Борис Райтшустер: Русские живут в мире пропаганды ("Focus", Германия)
Борис Райтшустер: Холодная война в Интернете ("Focus", Германия)
* * * * * * * * * * * * * * *
Любимые злодеи русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Год крысиного короля (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Теперь я греюсь у костра... (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Клятва президента (Общественная палата читателей ИноСМИ)