Родильное отделение в больнице болгарской столицы переполнено новорожденными детьми, которых собрали вместе, чтобы хоть как-то согреть.
В магазинах раскупили электрообогреватели, и люди ищут их повсюду, отчаянно пытаясь сохранить тепло в своих домах. Мужчины, женщины и дети у себя дома надевают свитера, кофты и шубы, чтобы хоть как-то прогнать холод в условиях, когда температура за дверью опустилась до 20 градусов ниже нуля.
Это не кадры из фильма ужасов. Это реальная картина, которую сегодня можно наблюдать в Болгарии и других странах Центральной и Южной Европы. Такая ситуация возникла из-за продолжающегося спора между Россией и Украиной по поводу поставок газа, подача которого в эти страны была прекращена в самый разгар зимних холодов. На первый взгляд, спор вызван разногласиями по поводу цен на газ в 2009 году, по которым Украина должна оплачивать поставки из России. Но в нем можно безошибочно разглядеть политический подтекст в виду того, что такая "газовая заморозка" превратилась в ежегодную традицию и с завидной регулярностью повторяется в начале года.
Принадлежащий государству российский газовый гигант "Газпром" в ходе этого энергетического противостояния с Украиной превратил Евросоюз в заложника, перекрыв газовый вентиль и прекратив подачу газа миллионам европейских потребителей. Как и следовало ожидать, Россия и Украина обвиняют в этом гуманитарном кризисе друг друга.
"Газпром" примерно на четверть обеспечивает потребности Европы в природном газе, и это напрямую создает проблемы более чем для половины 27 стран-членов ЕС. Среди пострадавших как небольшие государства, находящиеся вблизи украинских границ, так и крупные страны, такие как Германия.
ЕС подписал с Россией соглашение о возобновлении подачи газа в Европу. Стороны также договорились контролировать поставки топлива через территорию Украины, дабы успокоить Россию, опасающуюся того, что Киев будет откачивать европейский газ для собственных нужд. Но первостепенный вопрос, возникший в связи с кризисом, связан с рисками чрезмерной зависимости от единого поставщика. В ходе кризиса также дало о себе знать отсутствие у Евросоюза сколь-либо серьезной стратегии диверсификации энергоисточников, о которой Европа все эти годы всерьез не задумывалась. С другой стороны, такая ситуация может заставить Европу сосредоточить свое внимание на том, как использовать "большую заморозку" 2009 года для того, чтобы начать активнее искать поставщиков газа в других местах. Идея прокладки южного маршрута для экспорта каспийского газа в Европу впервые появилась после распада Советского Союза в 1991 году с возникновением трех новых и богатых энергоресурсами государств - Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.
Этот план был загнан в тупик в связи с отсутствием финансирования, однако в связи с ростом обеспокоенности Европы по поводу надежности газовых поставок из России он может обрести новую жизнь.
"Газпром" сегодня размышляет о принятии окончательного решения по поводу начала строительства газопровода Nord Stream. Это будет первый газопровод, по которому российский газ пойдет напрямую в самый центр Европы. "Газпром" также пытается построить трубопровод "Южный поток" для снижения своей зависимости от Украины в вопросе транзита газа. Труба должна быть проложена по дну Черного моря, а далее пойти через Болгарию в Евросоюз. Аналитики опасаются, что в этом случае значительная часть европейских государств превратится в энергетических вассалов Кремля.
Вполне приемлемой альтернативой данному газопроводу может быть другой проект - Nabucco, стоимость которого составляет 4,4 миллиарда долларов. Этот 3400-километровый трубопровод, владельцами которого могут стать энергетические компании Болгарии, Румынии, Венгрии, Германии и Австрии, должен быть проложен в обход Украины и России, пройдя из Азербайджана через Турцию в Вену. Европейская комиссия поддерживает идею строительства этого дорогостоящего маршрута, но добиться принятия решения о его прокладке она не может.
Если посмотреть в прошлое, то становится ясно: весь этот российско-украинский спор на самом деле возник не из-за цен на газ. Если бы речь шла только о ценах, ничто не помешало бы Москве заключить постоянно действующие и долгосрочные контракты на поставку вместо того, чтобы каждый год вступать в перебранку по ценообразованию. Следует обратить внимание на то, как "Газпром" срывал поставки на Украину и в Грузию после произошедших там революций, одновременно снижая газовые тарифы для дружественных государств, таких как Белоруссия и Армения. Как только Чехия подписала с Соединенными Штатами соглашение по противоракетной обороне, она тут же обнаружила, что поставки нефти из России сократились на сорок процентов в связи с какими-то "техническими проблемами". Главная цель Кремля заключается в том, чтобы остановить расширение ЕС и НАТО с включением в их состав Грузии и Украины. Недолгий военный конфликт России с Грузией дискредитировал руководство этой страны, по-дружески относящееся к североатлантическому альянсу. А Украину Москва пытается представить в качестве слабого, неустойчивого и недееспособного претендента на вступление в НАТО.
Россия хорошо понимает, что Евросоюз и Соединенные Штаты не в состоянии противодействовать "Газпрому", который запугивает и шантажирует европейских потребителей. Неспособность ЕС найти альтернативные источники газовых поставок для снижения зависимости от России дает Кремлю возможность использовать "Газпром" в качестве политического оружия. Действуя непреднамеренно или со знанием дела, Германия тоже содействует "Газпрому" в реализации его энергетической политики.
Бывший президент России Владимир Путин соблазнил экс-канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) и вовлек его в политику "Газпрома" вскоре после ухода Шредера с поста главы государства в 2005 году. Его назначили председателем комитета акционеров компании, реализующей проект строительства газопровода Nord Stream. Согласие Шредера занять эту должность вызвало определенное удивление в мире.
Поэтому мало кто удивился, увидев бывшего канцлера на экранах телевизоров вместе с его другом Путиным, когда Шредер выступил в защиту кремлевской политики и начал восхвалять преимущества "Северного потока", который должен быть проложен по дну Балтийского моря, чтобы перекачивать газ из Санкт-Петербурга в Берлин. "Газпром" купил себе дополнительное влияние, став главным спонсором немецкой футбольной команды "Шальке". Все эти действия помогают ослаблять усилия ЕС в области энергетической безопасности.
Но не так быстро. "Газпром" не избежал ударов финансового кризиса и оказался в роли крупного должника. Ему даже пришлось обращаться за финансовой помощью к государству. С начала 2008 года объем рыночной капитализации компании снизился на 76 процентов. Руководство "Газпрома" заявляет о пересмотре статей расхода, но не идет на остановку крупных проектов, включая указанные подводные трубопроводы. До банкротства компании далеко, но ей в отношениях с европейскими потребителями следует действовать очень осмотрительно и взвешенно.
Даже если подача газа возобновится, он скорее всего пойдет только в Европу, а не на Украину, поскольку Москва и Киев пока не согласовали контракт на поставку за 2009 год. Пока он не будет подписан, нам остается лишь искренне сочувствовать тем, кто дрожит от холода. При таких температурах чувствовать себя комфортно могут только сибирские тигры.
М. Н. Геббар живет и работает в Берлине
_________________________________
Газовая война 'все сильнее напоминает блокаду Ленинграда после краха блицкрига' ("The Guardian", Великобритания)
Нельзя скармливать украинцев русскому крокодилу ("The Weekly Standard", США)
Зимняя газовая война ("The Wall Street Journal", США)
Это явная победа России по очкам в газовом споре ("Die Tageszeitung", Германия)
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
В чем виноват русский народ? (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Любимые злодеи русского народа (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Кремлевская Иродиада" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Святые или притворяются? (Общественная палата читателей ИноСМИ)