Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Камо грядеши, Украина?

К вопросу о системе безопасности и сотрудничества в Европе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В силу целого комплекса геополитических факторов Украина напрямую вовлечена в самые острые конфликты, которые потрясают Европу и угрожают стабильному развитию европейских народов, - войны и вооруженные конфликты на Балканах, война в Грузии, газовые, энергетические споры. Опасность возникновения новых, более весомых угроз европейской безопасности полностью сохраняется, и наша страна - одна из тех, кого можно отнести к "группе риска"

Есть вечные темы. Потребность каждого человека быть в уверенности, что никто не посягает на его жизнь, - выше любых политических интересов. Избирательная кампания в отдельной стране, партийные и электоральные расклады в ней - это мелочи по сравнению с затронутой темой. Другое дело, что занятые текущими вопросами (в том числе и кризисом) политики забывают, что надо оторваться от повседневных дел, поднять голову и определиться: а куда мы движемся? Что нас ждет впереди, какая перспектива у государства, общества, человека? Не станут ли напрасными наши нынешние усилия, если своевременно не позаботиться о главном - о возможности просто жить в безопасности?

К сожалению, необходимо отметить, что в настоящее время одной из самых проблемных зон для европейской безопасности является восточноевропейский регион. В силу целого комплекса геополитических факторов Украина напрямую вовлечена в самые острые конфликты, которые потрясают Европу и угрожают стабильному развитию европейских народов, - войны и вооруженные конфликты на Балканах, война в Грузии, газовые, энергетические споры. Не так уж далеко от Украины и конфликты на Ближнем Востоке. Таким образом, неслучайно, что именно Украина является той страной, для которой инициатива по выработке новых механизмов обеспечения европейской безопасности является жизненно важной. Опасность возникновения новых, более весомых угроз европейской безопасности полностью сохраняется, и наша страна - одна из тех, кого можно отнести к "группе риска".

Более того, в то время как количество угроз увеличивается, традиционные механизмы обеспечения безопасности в различных сферах демонстрируют свою, увы, невысокую эффективность. Только диалог на высшем уровне напрямую, с обозначением стратегических приоритетов и определением методики упреждения и решения вероятных кризисов, должен дать толчок стабилизации политической ситуации. Такие форумы, как показывает европейская история, доказали свою ценность - достаточно вспомнить и Берлинский конгресс в XIX веке, и Совещание 1975 года.

Если Украина не выйдет с такой системной инициативой на международный уровень, мы обречены на продолжение нынешней опасной для государства, хаотичной и непредсказуемой внешней политики.

Я имею право ставить такие вопросы, потому что немало лет и много усилий потратил в поисках ответов на них, на способы их решения. Считаю, что один из этих способов - созыв европейского совещания по вопросам мира и безопасности. На протяжении четырех лет (1994-1998) на каждой встрече с влиятельными политиками в Европе и за ее пределами я настойчиво проводил линию, направленную на поиск условий мира и безопасности и с этой целью - на созыв упомянутого совещания. Наконец Бюро ПАСЕ приняло решение о проведении в 1998 году подготовительной конференции по этому вопросу. Киевской конференции (!), что для нас было крайне важно. Но... какое руководство в стране, такие и решения. Конференция была сорвана.

Десять лет быстро пролетели. Тема мира и безопасности еще больше обострилась. Ее нужно рассматривать, не обвиняя друг друга в различных грехах, а сообща находя выходы из создавшегося положения. Это главная цель, достигнуть которой можно совместными усилиями субъектов международного сообщества, и каждый шанс в этом направлении необходимо использовать. Рассмотрение данной проблемы в украинском парламенте, участие Президента и других государственных и политических институтов и является одним из таких шансов.

Мы обращаемся также к Социнтерну, к европейским партиям, входящим в него (тем более что часть из них - правящие), чтобы и они использовали свой шанс. Задача ведь общая. Суть ее сводится к следующему, о чем я упоминаю, обращаясь к Президенту и парламенту.

О предпосылках

На совещании по проблемам безопасности и сотрудничества в Хельсинки (1975) были приняты документы, которые зафиксировали баланс сил в двухполюсном мире и те принципы, соблюдая которые можно сохранить этот баланс, постепенно снижая пороги опасности. Значение этого совещания огромно хотя бы потому, что проблема мира и безопасности впервые рассматривалась как дело каждого государства, как практическая тема, не допускающая отлагательств.

Прошло уже более 30 лет. Политическая карта мира существенно изменилась. Баланс сил, на основе которого (и с учетом которого) строились отношения между странами, регионами и континентами, нарушен. Последние 15 лет мировой порядок приобрел в целом очертания однополюсной силовой системы, сориентированной в основном на интересы одной супердержавы, против тех стран, которые такую картину мира не считают совершенной. На защиту упомянутых интересов часто ориентируются международные институты и альянсы, становясь, по сути, инструментом достижения узких целей, фактически - целей политической и бизнесовой элиты нескольких транснациональных корпораций. Ярким примером тому становится роль НАТО.

На опыте последних лет мы все больше убеждаемся, что новый миропорядок не решает ни одной задачи в сфере естественных интересов граждан и народов на разных континентах, не защищает права людей, в т. ч. главного права - на жизнь. Наоборот, в условиях развивающейся глобализации появились новые вызовы человечеству, а существовавшие раньше обострились до уровня самостоятельных угроз безопасности и миру. В то же время наблюдается взаимосвязанность старых и новых вызовов, многократно усиливающая их воздействие на состояние мира.

Ответственные политики не могут не искать выхода из этого состояния. Они обязаны это делать не только исходя из интересов стран, которые они представляют, но и, прежде всего, из всеобщих интересов, ибо только в таком случае возможна защита локальных интересов. В силу этого необходимо искать варианты эффективного воздействия на ситуацию, чтобы ее развитие можно было поставить под контроль. Формой такого варианта можно было бы предложить проведение Европейского совещания по вопросам безопасности, в котором самостоятельное значение имели бы:

- инициатива политиков, политических институтов;

- анализ состояния международных отношений, тенденций их развития;

- предлагаемые механизмы предотвращения развития опасных тенденций;

- роль субъектов международных отношений и межгосударственных институтов.

Вызовы безопасности

1. Мировая экономика, конфликтность интересов, потребностей и возможностей. Международное разделение труда, технологий, производств. Дифференциация оценки труда. Истинные стоимости и цены, необходимость перераспределения доходов с учетом реальной стоимости конечных продуктов и промежуточных компонентов.

2. Состояние окружающей среды. Производственная деятельность человека и природа, поиск оптимальных соотношений в соответствии с документами совещания в Рио-де-Жанейро (1992). Эффективные средства локализации техногенных катастроф и природных бедствий. Солидарная ответственность за предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.

3. Энергетическая составляющая безопасности. Ограниченность традиционных ресурсов, их распределение и использование. Совместное создание условий для извлечения энергии из традиционных источников при использовании новых технологий (уголь, гидроэнергетика, атомные станции). Энергосбережение как стратегическое, щадящее направление развития цивилизации.

Альтернативные источники энергии, их масштабное применение (солнце, ветер, био- и другие возобновляющиеся источники). Финансирование исследований и разработок в этом направлении.

4. Религиозный мир, межконфессиональное сосуществование. Государства и религии, веротерпимость и невмешательство в сопредельные сферы отношений. Ответственность за разжигание межконфессиональных распрей. Экспансии религий, способы их ограничения как условие снижения напряжений.

5. Мораль и право. Универсальные ценности жизни и защита их от растления. Роль средств коммуникации. Ответственность за качество кино-, теле-, интернет-продукции, за ее распространение.

6. Здоровье человечества. Совместная борьба против голода и эпидемий. Взаимная ответственность за нераспространение СПИДа, туберкулеза, других болезней. Консолидация усилий для борьбы с сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями. Создание межгосударственных фондов спасения людей, перекладывание тяжести этой заботы (финансовой, прежде всего) с больных, их семей на эти фонды. Доступность медицинской помощи, ответственность за это государств.

7. Борьба с наркоманией. Комплексный анализ проблемы, ее опасность как самостоятельного явления. Выработка средств правового, административного, воспитательного, медицинского и др. характера для устранения этого зла. Объединение усилий государств, общественных движений.

8. Терроризм и его последствия. Адаптация оценок и подходов. Международная солидарность в борьбе с терроризмом. Законодательное сопровождение, правоохранительные меры, уровень ответственности. Превентивные меры, воспитание в обществах нетерпимости к терроризму. Ответственность правительств и всех властных структур, политических партий и религиозных течений.

9. Контрабанда вообще и контрабанда оружия в частности. Обязательства стран, роль международных организаций, синхронизация их усилий. Таможенные стандарты, единообразность преследования и наказаний, их ужесточение.

10. Коррупция как международное явление. Международная система контроля, обмен информацией. Прекращение "отмывки" доходов. Необходимость ликвидации офшорных зон. Обеспечение транспарентности в деловой деятельности. Размежевание бизнеса и власти: общие правила, критерии оценок, законодательное сопровождение.

11. Унификация криминального законодательства, правил его использования. Зависимость экономической среды от криминалитета. Выработка общих правил обеспечения прозрачной экономики и их соблюдение.

12. Трудовая и другая миграция. Тенденция, причины, перспектива. Устранение причин нерегулируемой миграции. Защита прав эмигрантов. Механизм реадмиссии, области его единообразного применения.

13. Межэтнические отношения. Защита прав меньшинств. Языковая политика, ее универсальные принципы и учитываемые особенности. Соотношение прав коренных народностей и, условно, "пришлого" населения, особенно в условиях возвращения на родину насильственно депортированных.

14. Соблюдение принципа территориальной целостности и нерушимости границ. Отказ от двойных стандартов. Пределы прав наций и групп населения на самоопределение. Выработка общих стандартов.

15. Демократия как гарантия защиты прав человека и соблюдения обязательств стран относительно обеспечения безопасности и сотрудничества, реализации внешней политики. Принципы и ценности демократии, обязательные стандарты (избирательное право, свобода слова, условия и уровень получения образования, работы, ее оплаты и пр.).

16. Оптимизация механизмов государственного управления, рамочные положения. Роль и место самоуправления.

17. Военные и оборонительные доктрины государств. Развитие систем вооружений. Оборонный комплекс и экономика, недопущение милитаризации под прикрытием экономических (коммерческих) интересов. Подконтрольность технологий и производств двойного назначения.

18. Ситуация с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом. Причины обострения этих явлений, способы нейтрализации.

Этими темами не исчерпывается весь комплекс проблем безопасности, если их рассматривать как ответственность государств и международного сообщества за жизнь человека. Характерно, что подавляющему количеству упомянутых вызовов невозможно противодействовать традиционными методами, тем более используя военные средства. Нужен поиск новых средств, объединения возможностей разных стран в этом направлении.

Субъекты инициативы

В изложенном выше нет ничего нового. Новизна - в необходимости комплексного решения названных и сопутствующих проблем. Первая задача заключается в том, чтобы остроту ситуации и необходимость снятия этой остроты услышали и восприняли вначале руководители государств, их политическая элита, а затем и мировое сообщество.

Эта задача достижима только в том случае, если инициатива будет исходить от лидеров государств, влияние которых на мировую политику определяющее. (С другой стороны, проявление такой инициативы есть признак влиятельности государства.)

Общая формула достижения цели - созыв нового совещания по проблемам безопасности и сотрудничества. Об этом как о безотлагательной необходимости надо заявлять настолько громко и настойчиво, чтобы идея начала звучать, изучаться, комментироваться, стала предметом различных переговоров и их итоговых документов.

Было бы эффективным по этому поводу обнародование заявления (коммюнике, обращения...), например, лидеров России, Франции, Германии, желательно совместного документа.

С этой же идеей могли бы выступить делегации нескольких стран в СЕ, ПАСЕ, ОБСЕ и других международных институтах на планируемых саммитах, в повестку дня которых стоило бы настоятельно рекомендовать включение вопроса о необходимости рассмотрения проблемы безопасности. Исходить при этом следует из особой роли и ответственности Европы за развитие ситуации в мире. После этого следовало бы добиваться принятия положительного решения руководящих структур международных организаций о созыве первого этапа этого совещания в виде либо совещания министров иностранных дел европейских государств, либо руководителей парламентов. Цель этого этапа - назвать составляющие проблемы безопасности и определить ход подготовки к совещанию. Это предполагает создание рабочих групп по каждой из составляющих для подготовки рекомендаций к совещанию.

По сути, это самая трудоемкая работа, где в каждом ее компоненте надо из массива разных подходов и оценок вычленить общие или компромиссные моменты таким образом, чтобы не потерялась цельность проблемы и ее разрешения. Видимо, варианты решений могли бы стать делом ОБСЕ или СЕ, дополнительно подтверждая тем самым востребованность этих институтов.

После подготовки таких материалов целесообразно подготовить общую Декларацию мира и безопасности, которая может быть представлена на рассмотрение руководителям государств. Логическим завершением этого процесса было бы упомянутое совещание. Местом его проведения могла бы быть столица Финляндии, чтобы демонстрировать тем самым важность совещания, последовательность в подходах к разрешению проблемы безопасности, доверие к такому событию со стороны малых и средних стран.

Итоговый документ этого совещания после подписания лидерами государств-участников должен быть передан для ратификации парламентами всех стран-участниц в сроки, определенные совещанием. Совещание также должно одобрить и институировать механизмы мониторинга по каждому из направлений вызовов (см. выше) во всех странах, а также способы реагирования на развитие ситуаций, несущих угрозу миру и безопасности.

Принципами создания механизмов реагирования должны быть:

- представительство всех стран (или делегирование своих полномочий);

- преимущественно ненасильственное регулирование тенденций;

- образование в каждой стране сил быстрого реагирования с единым координационным центром (возможно, видоизмененное, с участием всех европейских держав, НАТО);

- постоянный контроль за процессами с использованием возможностей общественных организаций и движений.

Речь в целом идет о качественно новом состоянии европейского сообщества. В нем не будет разделительных линий и политических спекуляций о демократии и гуманизме как прикрытии истинных намерений по разделу сфер влияния в мире. При таком развитии процессов можно приблизиться к состоянию, когда каждый человек, независимо от места своего рождения и влиятельности его страны, может почувствовать себя свободным, защищенным от посягательств на его права, прежде всего, на право жить.

О политических последствиях такого процесса, об изменении природы некоторых институтов международного сообщества можно говорить отдельно. Но главное - защита интересов человека, гражданина. С этим акцентом и стоит заниматься важнейшей проблемой, определяющей жизнь на континенте (и в мире) в обозримом и отдаленном будущем.

Надеюсь, что парламент Украины уделит этому вопросу необходимое внимание, тем более что он может стать общей позицией всех политических фракций, демонстрируя их отношение к тем проблемам, которые сегодня беспокоят людей и которые могут стать главными в недалеком будущем.

Здесь равнодушных не должно быть.

Александр Мороз - председатель Социалистической партии Украины

_________________________________

Стратегическое холуйство ("Газета 2000", Украина)

Оранжевое воссоединение на Украине или часть российского плана? ("Stratfor", США)

Нация-государство или государство-нация? ("Россия в глобальной политике", Россия)

Геополитические альтернативы ("Зеркало Недели", Украина)

Украина, НАТО и война цивилизаций ("Киевский ТелеграфЪ", Украина)

* * * * * * * * * *

Анастасия Бабурова: Я не верю восьмому марта (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Orange-band и Жертва Диоксина (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Карта Украинской империи (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Красная чума" vs. "Оранжевая мразь" (Общественная палата читателей ИноСМИ)