В отличие от других, богато одаренных энергоресурсами среднеазиатских государств, в Таджикистане нет месторождений ни нефти, ни газа. Подлинная причина того, почему эта самая бедная из постсоветских республик страна важна для Латвии и ее западных партнеров, - это нахождение рядом с Афганистаном, с которым у Таджикистана общая граница протяженностью около 1400 километров. Это, наряду с развитием экономических связей, стало главной темой переговоров прибывшего в понедельник с государственным визитом в Латвию президента Таджикистана Эмомали Рахмона с президентом Латвии Валдисом Затлерсом.
В ситуации, когда другая среднеазиатская страна Киргизия поддалась давлению Москвы и в обмен на щедрую финансовую помощь решила закрыть базу военно-воздушных сил США на своей территории, именно Таджикистан может стать жизненно важным опорным пунктом для операций НАТО в Афганистане. Это важно также для Латвии, солдаты которой принимают участие в миссии в Афганистане. Рахмон в Риге в очередной раз подтвердил, что Таджикистан готов предложить НАТО не только воздушный коридор, как до сих пор, но и 'все наземные коммуникации' для доставки невоенных грузов в Афганистан.
Средняя зарплата более семи миллионов жителей Таджикистана не превышает 50 долларов в месяц, свидетельствуют данные ООН. Поэтому в выраженном Рахмоном в Риге желании сотрудничать и создавать совместные предприятия, в которые Латвия инвестирует технологии, а таджики - сырье, к примеру, хлопок и алюминий, можно было услышать искреннюю заинтересованность.
Таджикистан, хотя и поддерживает традиционные для всех среднеазиатских государств хорошие отношения с Москвой, помнит, насколько сложными были для республики годы нахождения в составе СССР. Таджикистан - одна из немногих республик СССР, где в советское время прошли антирусские беспорядки. Рахмон попытался подвести символическую черту под прошлым пару лет назад, запретив введенную в советские годы русификацию таджикских фамилий, и, показав личный пример, сменил фамилию Рахмонов на Рахмон.
Однако в Риге Рахмонов, несмотря на то, что канцелярия президента Латвии отыскала переводчика с персидского языка, перешел на русский язык и называл себя по-старому - Рахмонов. 'Народ ведь доверяет, доверяет Рахмонову. Если бы не доверяли Рахмонову, я бы не посетил на этой неделе с государственными визитами сразу четыре страны', - ответил президент Таджикистана на вопрос латышских журналистов о том, сталкивается ли Душанбе с аналогичными проблемами, что и Рига, где политики не знают, как преодолеть экономический кризис, когда утрачено доверие общества к власти. Этот вопрос был с двойным значением - Таджикистан, как и большинство среднеазиатских государств, подвергается критике за подавление политических свобод и прав человека, там нет оппозиционных партий, и семилетний срок президентства Рахмона продлевался уже три раза.
При посещении Музея оккупации Рахмон расспрашивал своего гида историка Хенрихса Стродса о национальном составе жителей Латвии, спросив, 'сколько в Латвии русских, и как они здесь оказались'. Когда латышские журналисты попросили Рахмона рассказать, узнал ли он в Музее оккупации новые для себя исторические факты, его пресс-секретарь вначале убедилась, что ответ не будет заснят или записан, а потом, проконсультировавшись с президентом, объявила, что он не хочет высказываться. Наблюдая со стороны, создалось впечатление, что Рахмон избегает любого проявления эмоций или комментариев увиденного и услышанного, когда ему рассказывали о том, как советская армия оккупировала Латвию, и о последовавших затем депортациях жителей. Президент постсоветской страны особо не задерживался ни у одной экспозиции, а удивление выразил единственно в тот момент, когда Стродс рассказывал о радости, с которой часть латвийского общества встречала немецкие оккупационные войска в надежде на то, что они принесут лучшее после года советской оккупации.
Посещение Музея оккупации было официальной составной частью государственного визита. В рамках неофициальной части президенты двух стран в воскресенье вечером вместе посмотрели благополучно закончившийся для латышской сборной хоккейный матч с командой Италии, что сблизило Рахмона и Затлерса. 'Вначале я переживал, думал: не дай Бог, в нашем присутствии проиграют, скажут еще, что Рахмонов был, и поэтому проиграли. Так переживал, так переживал. Но знаете, что мне понравилось? Люди настолько дружелюбны, добродушны, люди настолько культурны, настолько образованны, ни одного бранного слова - это так мне понравилось', - с восхищением рассказывал днем позже журналистам президент Таджикистана.
****************
Ей-богу, они опять пропьют Россию! (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Государственная олбанизация (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Волюнтаристский акт братской помощи
"Межплеменные обноски" и предательство России (Общественная палата читателей ИноСМИ)
_______________
Лидер Таджикистана пытается повлиять на Москву ("Neatkarigas Rita Avize", Латвия)
Москва - Душанбе: ситуация накаляется ("Эхо", Азербайджан)