Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Двадцать лет спустя

15 февраля 1989 г. последняя колонна Ограниченного контингента советских войск покинула Афганистан

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Войти в Афганистан было несложно: вы попадаете в страну так же легко, как мышь в мышеловку на сырную приманку. Девять лет, один месяц и восемнадцать дней - именно столько продолжалась 'афганская война'. Ее уроки, будь они усвоены миром, могли бы быть сегодня полезными и на Ближнем Востоке, и в том же Афганистане

Девять лет, один месяц и восемнадцать дней - именно столько продолжалась 'афганская война'. Ее уроки, будь они усвоены миром, могли бы быть сегодня полезными и на Ближнем Востоке, и в том же Афганистане.

Советские войска были введены в Афганистан 27 декабря 1979 г. после неоднократных просьб руководства Народно-демократической партии Афганистана, вставшей у руля в результате неожиданного для СССР государственного переворота в апреле 1978 г. Это вторжение потрясло мировое сообщество. Президент США Картер в одном из своих первых заявлений по этому поводу сказал: 'Оно изменило мое отношение к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности'.

Почти за десятилетний период через войну прошли в общей сложности 620 тыс. человек. Число погибших на чужой земле советских солдат составило более 15 тыс. Еще 311 человек числятся пропавшими без вести. Не говоря уже о брошенных пленных, на выкуп которых у Родины не нашлось ни средств, ни желания. До и тем воинам-инвалидам, которым посчастливилось вернуться домой, штабные начальники и чиновники нередко потом говорили в лицо: 'Я вас туда не посылал'...

Призыв в спешно сформированную 40-ю армию вели также наспех: многие призывники понятия не имели о том, что их ждет. Резервисты, призванные на трехмесячные сборы, неожиданно оказывались на настоящей войне. Большинство из первых призывников вернулись на Родину в цинковых гробах...

Первые месяцы войны прошли в пропагандистском угаре, что привело к страшному результату: для многих первый бой становился последним, а тот, кто выжил, превращался в совсем другого человека. Особенно тяжкими были последствия для новобранцев. Им не хватало опыта, умения сориентироваться на местности и вовремя применить оружие. К психологическому шоку добавлялась огромная физическая нагрузка - ведь за плечами приходилось таскать 30-50 кг. Выдерживали не все. Даже отлично подготовленных десантников во время боя в горах можно было брать голыми руками - здоровые ребята задыхались в разреженном воздухе, а от частых спусков и подъемов постоянно отекали стертые сбивающимися портянками ноги. Офицеры менялись каждые два года, рядовые - полтора. Душманы не менялись вообще.

Начальный всплеск числа погибших привел к тому, что отбор призывников стал более тщательным, а с 1982 г. отправке в Афганистан стал предшествовать полугодовой тренинг. Но это не изменило ситуацию в корне. Ведь для завоевания страны не всегда важна сила - порой полезнее знать ее внутренние устои. Войти в Афганистан было несложно: вы попадаете в страну так же легко, как мышь в мышеловку на сырную приманку. И тут вдруг выяснилось, что ставка на мгновенный захват центральной власти была ошибочной, поскольку не учитывала полнейшей племенной раздробленности, специфической ментальности местного населения и абсолютного отсутствия законов. Государство, обладавшее в начале нашей эры колоссальным влиянием и высокой цивилизацией, сегодня живет в условиях практически полного отсутствия цивилизации и руководствуется собственной, абсолютно непонятной иностранцам системой ценностей. Не зря же советские солдаты оказались неготовыми к тому, что боевики прикрываются детьми и женщинами, а родители меряют гибель ребенка количеством ящиков продовольствия.

Первое встреча с Афганистаном вызывала у советских солдат настоящий шок: симбиоз войны и религии, остановившееся время, ужасающая грязь, полудикие племена. Глиняные хижины, заставленные новейшей электроникой. Копошащиеся в уличной пыли дети и не помнящие их количества женщины. Днем - мирные дехкане и торговцы, ночью - безжалостные бандиты. Правительство, борющееся за установление социализма, и государственные документы, начинающиеся словами: 'Во имя Аллаха милосердного, милостивого'.

Вы можете представить себе перемирие, которое объявляется на время кинопоказа индийских мелодрам? Пропуск в импровизированный кинотеатр на территории советского военного лагеря осуществлялся при условии отсутствия у местных боевиков оружия. Перед входом сваливались в общую кучу револьверы, гранаты, ножи... Беспощадные до нереальности душманы бледнели при виде разыгрывавшегося на экране бутафорского удушения неверной возлюбленной индийским любовником. А наутро, не дрогнув, вспарывали животы советским солдатам, с которыми вчера сидели рядом в кинотеатре.

Спускающееся с гор племя. На ухоженном верблюде - вождь с магнитофоном 'Шарп' в руках. Из динамиков звучит заунывная восточная музыка. Вождь практически в анабиозе вторит мелодии, наблюдая из-под полуприкрытых век за передвигающейся советской частью. Легкий поворот головы - и 'мирные' члены племени открывают огонь...

Процесс обрезания маленького мальчика приводил в дрожь даже бывалых бойцов: в совершенно неприспособленных условиях, в полнейшей антисанитарии, ржавым ножом, без дезинфекции. Через несколько дней этот мальчик уже сидел голым на земле рядом с отцом и дедом. А еще через год он снайперским выстрелом лишит жизни командира роты. Вообще, ритуал забоя и свежевания барана производил на 10-12-летнего подростка куда большее впечатление, чем всаживание ножа во вражескую спину. Жизнь у афганцев не считается ценностью, поэтому и к человеческой смерти они относятся совершенно спокойно.

Победа над врагом требует умения мыслить его категориями. Советские же войска постоянно двигались 'против ветра', ни на миллиметр не приблизившись к пониманию афганского менталитета. Требование командования устанавливать дружеский контакт с местным населением приводило к печальным последствиям: месть в исполнении афганцев носила куда более зловещий характер, чем итальянская вендетта. Советский воин, установивший хорошие отношения с афганцем, не мог уже разорвать эту дружбу по своей воле. За это смерть грозила не только 'неверному', но и всем его друзьям, знакомым и родственникам.

Обстоятельства и приказы вынуждали их, этих абсолютно разных советских парней, быть равными душманам в жестокости. Жизнь приучала к постоянной, на грани возможного, готовности и концентрации. Они почти не отдыхали. Враг на войне воспринимается прежде всего на идеологическом уровне: приказали видеть в душманах врагов - значит, они враги. Выстрелил первым, нанес удар в спину, метнул нож - значит, враг. Почему, зачем, по какой причине - никто не задавался этим вопросом. Война объединяет объявленной целью и подразумевающейся справедливостью, неизбежные и жестокие жертвы оправдываются разумной необходимостью. В данном случае оправдание создавалось искусственно, жертвы превращались в жертвоприношения, жизнь становилась реальной альтернативой смерти.

...При зачистке кишлака блокировали банду. Во время прочесывания одного из домов с женской половины выскочил душман, прикрывавшийся ребенком.

-  Не стрелять! - закричал командир подразделения. Но и без команды советский солдат не стал бы стрелять в детей. Точным выстрелом снайпер снес голову душману. Но даже после его смерти использовавшегося в качестве щита ребенка с трудом удалось отодрать от тела отца.

...Четверым солдатам и лейтенанту поручили перевезти в другую часть СПС (стрелково-пулеметное сооружение). По дороге у грузовика 'Урал' прокололось колесо, менять которое в горных условиях необыкновенно сложно, особенно при отсутствии необходимого оборудования. По недосмотру старшего не взяли рацию, поэтому в часть о незапланированной задержке не сообщить. Чужие горы на чужой войне - опасная среда для непосвященных. Быстро спустившиеся сумерки спровоцировали настоящую панику. К реальности бойцов вернул шум автомобильных моторов. На дороге появилась колонна советских бронетранспортеров. Как объяснил старший, поскольку машина до места назначения не дошла и назад не вернулась, на спасение однополчан выехала целая рота.

...Во время десантной операции приземлились после многократного зависания вертолета - заметали следы. Перед входом в кишлак произвели перекличку - отсутствовали двое. Операцию мгновенно свернули - их нужно было найти. Они лежали недалеко от дороги. Из располосованного горла у обоих медленно струилась кровь. Вдали молча стоял 11-летний мальчик, держащий в руках окровавленный нож. Хладнокровное зверство ребенка с душой дьявола вызвало страшное чувство мести - он упал под автоматной очередью. Лицо его отражало чувство исполненного долга.

При прощании с погибшими на построение выходил весь полк, даже легкораненые из медсанбата. Парадная форма, торжественное построение, прощальные слова, скупые мужские слезы, залпы прощального салюта... Самым страшным испытанием было вручение родственникам гробов с телами погибших. Какие найти слова, как посмотреть в глаза родным, в которых написан немой вопрос: 'Почему он? Почему не ты?'

Самые сильные эмоции, не только положительные, но и тяжелые, вызывало сообщение о демобилизационном приказе. Пребывание на афганской земле полностью отрывало от цивилизации и требовало при возвращении на 'большую землю' максимальной концентрации. На проводы выходили все: ритуальный поцелуй знамени, сдержанное воинское прощание и нереальное, необъяснимое чувство свободы. А также страх перед встречей со ставшим чужим вчерашним миром, попытка осознания смысла жизни, привыкание к мирным условиям, переоценка человеческих отношений.

Уже потом, в период безудержной свободы слова, появилась далеко не всегда соответствовавшая действительности информация о массовой торговле оружием, о якобы совершенных советскими солдатами организованных актах насилия над афганскими женщинами, о трусости бойцов на полях сражений, о предательствах и воинских злоупотреблениях. Но очень мало писали о том, как выносили с поля боя каждого раненого, о взаимопомощи и взаимовыручке, отсутствии дискриминации по национальному признаку, тупой дедовщины...

Сегодняшние ветераны афганской войны не могут - особенно во имя тех, кто не вернулся, - оценивать те годы как полностью вычеркнутые из жизни. Даже в тех подчас нечеловеческих условиях они стремились выжить и остаться людьми. Для многих из сегодняшнего молодого поколения слово 'Афганистан' ничего не означает - это не их история, не их прошлое. Они не знают, что 20 лет назад жители северной, более развитой, части Афганистана провожали колонны советских бойцов с определенной грустью. Афганцы прекрасно понимали: как только уйдут русские, более отсталый юг опять распространит свое влияние на всю страну, снова погрузит ее в хаос феодализма. Так и случилось. А бойцы Ограниченного контингента советских войск знают: они вошли и вышли, Афганистан же остался таким, как и прежде...

_________________________________

Афганистан: очередной урок ("The New York Times", США)

НАТО увязает в афганском болоте сильнее, чем в свое время Россия ("The Guardian", Великобритания)

Насвистывать, проходя мимо афганского кладбища ("Asia Times", Гонконг)

Выход из тупика: как закончилась война в Афганистане ("BBCRussian.com", Великобритания)

Афганистан: американцы наступают на те же грабли, что и Советы ("Christian Science Monitor", США)

Р.Аушев: уроки афганской войны ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * *

"СССР - это общий тухляк" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Так пусть стоит памятник Сталину или Ленину! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

"Я думал, ты пришел извиниться..." (Общественная палата читателей ИноСМИ)

В поисках фашистов (Общественная палата читателей ИноСМИ)

На помощь челюскинцам (Общественная палата читателей ИноСМИ)