Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЕС хочет определиться с Востоком

'Восточное партнерство' - два измерения, один инструмент

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начало и развитие конфликта между Украиной и Россией в газовой сфере обещали испортить наши отношения с европейскими партнерами и отодвинуть не только европейскую перспективу, но и заморозить текущие проекты.

Начало и развитие конфликта между Украиной и Россией в газовой сфере обещали испортить наши отношения с европейскими партнерами и отодвинуть не только европейскую перспективу, но и заморозить текущие проекты. К счастью, худшие прогнозы скептиков не сбылись. Скверные слухи опроверг комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пибалгс. Лично приехав в Киев, он заявил, что "все эти вопросы не повлияют на связи между Украиной и ЕС, в частности на сотрудничество Украины с ЕС в рамках инициативы "Восточного партнерства". Слова главного европейского энергетика подтвердило и чешское председательство в ЕС.

Чехия, которая возглавила ЕС после Франции, наряду со стратегическими направлениями - экономикой, энергетикой и укреплением роли ЕС в мире - особое внимание намерена уделить восточному измерению европейской политики соседства. Об этом 26 января в Киеве заявил посол Чехии на Украине Ярослав Башта. На это в рамках инициативы "Восточное партнерство" ЕС выделит 250 млн евро. В то же время Польша будет выступать за то, чтобы весной 2009 года Совет Европы принял решение о выделении дополнительных 600 млн евро на финансирование этой программы.

Главная цель "Восточного партнерства" - придать новый импульс отношениям Евросоюза со странами региона на восток от его границ. В конце апреля - начале мая в Праге ожидается саммит Евросоюза. Саммит должен положить начало проекту. Он состоится при участии высших руководителей привлеченных к этой инициативе стран - Украины, Молдовы, Азербайджана, Грузии, Армении и, возможно, Беларуси.

В то же время экспертная среда на Украине и за ее пределами уже активно обсуждает возможные конфигурации сотрудничества в рамках проекта. В частности, перспективы "Восточного партнерства" обсудили в Варшаве политики, эксперты и ученые, принявшие участие в работе конференции "Украина как партнер восточной политики Польши и Германии". Большая часть из них считает, что такая инициатива имеет шансы стать эффективным инструментом европейской интеграции Украины. Хотя европейскую и евроатлантическую интеграцию Украины и определили основными направлениями международной активности Украины, ее быстрое продвижение в значительной мере зависит от западных соседей. Польские и немецкие эксперты были единодушны в том, что восточная политика Германии и Польши, да и других стран Евросоюза по отношению к Украине должна формироваться через призму общей европейской политики.

Ключевым вопросом в отношениях с Украиной для ЕС, по мнению депутата польского Сейма Павла Залевского, станет реализация Евросоюзом своей восточной зарубежной политики. По его словам, в последние годы в ЕС активно формируется сфера внешних интересов, но до сих пор сообщество реализовывало их лишь на средиземноморском, африканском или ближневосточном направлениях. А вот Восточная Европа и, в частности, Украина не входили в сферу внешнеполитических приоритетов Запада. Причиной тому стала реакция Евросоюза на внешние вызовы после их проявления.

Очевидная слабость ЕС - в отсутствии четкой перспективы развития отношений со странами Восточной Европы. Этот регион, по убеждению польского депутата, является ключевым с точки зрения европейских интересов, поскольку несет много потенциальных возможностей и одновременно больших угроз. Если ЕС не примет этого вызова, в первую очередь относительно Украины, то должен будет смириться с фактом необходимости постоянного реагирования на угрозы, которые будут возникать на Востоке и которые нужно будет решать, считает политик. Он убежден, что Европа сегодня в широком смысле должна окончательно осознать для себя необходимость расширения сферы безопасности, демократии, благосостояния как можно дальше на соседние территории и интеграции в Европу тех стран, которые культурно, исторически и политически тяготеют к этому. В этом контексте, уверен польский депутат, стержнем политики ЕС по отношению к Украине должна стать польско-шведская инициатива "Восточного партнерства".

Представитель польского Фонда имени Стефана Батория Гжегож Громадский считает, что проект "восточное партнерство" поможет Украине стать примером позитивной трансформации в регионе. В этом контексте задание европейских партнеров он видит в том, чтобы евроинтеграционную перспективу Украины из долгосрочной перевести в среднесрочную. В то же время, подчеркнул он, успех интеграции Украины зависит от уровня поддержки этого курса политиками страны.

Наиболее эффективной в отношениях Запада с Украиной будет прагматичная политика, считают немецкие эксперты. Это возможно при условии внедрения модели сотрудничества с МВФ - когда европейские партнеры будут выделять необходимые материальные, технологические и финансовые ресурсы лишь после стопроцентного осуществления Украиной реформ и повышения стандартов до уровня европейских.

Евросоюзу необходим европейский ответ для Украины, считает депутат немецкого Бундестага Маркус Меркель. Он напомнил, что по настоянию Германии Франция в свое время изменила точку зрения, и теперь внешняя политика Евросоюза не является частичной и предусматривает не только южный, но и восточный вектор измерения. Однако немецкий политик выразил некоторые предостережения относительно членства Украины в ЕС, назвав форсирование этой инициативы "провокационным шагом" - из-за неготовности Киева вступить в Евросоюз. По его мнению, реализация практических направлений сотрудничества сможет приблизить Украину к ЕС. Среди таких шагов Меркель назвал вопрос постепенного смягчения виз для украинцев, обмен студентами, трансграничное сотрудничество.

Эксперт немецкого фонда науки и политики Кай-Олаф Ланг, в свою очередь, отметил, что в инициативе "восточного партнерства" Евросоюза необходимо делать акцент на двусторонние отношения, поскольку "вряд ли удастся объединить разные страны, которые участвуют в этой программе". "Для того чтобы Украина не осталась вне Европы, необходимо определить конкретную цель - членство в Евросоюзе", - уверен и представитель Фонда Конрада Аденауэра в Украине Нико Ланге. Неопределенность европейского будущего Украины он назвал слабостью ЕС.

Для эффективного позиционирования в Европе Украине необходима грамотная информационная политика, считают эксперты. По их мнению, дипломатические усилия она почти исчерпала. Поэтому через каналы неправительственных организаций Украина должна разворачивать работу с немцами, французами и другими и таким образом влиять на общественное мнение европейских стран.

Оценивая результаты конференции, стоит отметить, что такие мероприятия предоставляют возможность сравнить отношение и усилия поляков и ощутить скепсис немцев. Поляки очень четко осознают свой геополитический интерес, они ясно понимают, что наличие мощного государства - члена НАТО или ЕС - между Польшей и Россией - это одно из условий существования свободной и независимой Польши. Поляки последовательны в этом и работают прежде всего для себя, а во вторую очередь - для Украины. Для поляков евроатлантическое будущее Украины - это жизненный вопрос. Осознание этого факта пришло не только с усилением роли Польши в ЕС, но и с опытом соседства с Россией через Украину. У поляков с Украиной наибольшая граница (542 км), они не хотят иметь рядом зоны нестабильности и, следовательно, будут убеждать ЕС в том, что идея расширения Евросоюза за счет Украины намного лучше, чем его замораживание.

Немцами, в отличие от поляков, движут другие мотивы. Они поддержали проект "восточное партнерство" из-за стремления остаться лидерами в ЕС и потому должны предложить странам - соседям России определенную модель сотрудничества с европейскими странами, которое основано на геополитическом подходе. Для немцев Украина - это далеко, и даже если в ней и произойдут катаклизмы, их это не должно коснуться, потому на уровне общественного мнения по отношению к Украине господствует безразличие или превалирует пророссийская ориентация. Политика Германии становится прагматичной. Немцы перестали церемониться и открыто начали лоббировать интересы России в Европе. Они стремятся обратить Россию "в свою веру" и строят расчеты исходя из того, что войны с Ираном не избежать. В случае развития такого сценария Персидский залив будет блокирован, а цена на нефть поднимется до 200 долларов за баррель, что повлечет энергетический кризис, и тогда стабильным поставщиком энергоносителей в мире станет Россия, а не страны Ближнего Востока и Азии.

Одним из выводов конференции можно считать тот, что факт принятия принципиального решения о реализации "Восточного партнерства" формирует группу европейского влияния. Важно также и то, что европейцы понимают: этот проект необходимо наполнять конкретикой. В частности, существует заинтересованность в Черноморском сотрудничестве, в упрощении визового режима и т. д. Немецкие участники конференции говорили, что они предполагают увеличение расходов на реализацию программы втрое.

В свою очередь, Украине необходимо новое качество политики - эффективным аргументом в разговоре с европейскими политиками может стать давление действиями и результатами конкретных действий...