После встречи руководителей стран - участниц Организации Договора по коллективной безопасности (ОДКБ) в Москве президент России Дмитрий Медведев заявил о важности создания сил быстрого реагирования в этой организации. В Москве утверждают: новые силы быстрого реагирования будут не хуже соответствующих сил НАТО. И, как можно понять, станут исполнять аналогичные функции.
Возникает вопрос: какими будут эти функции? Ведь для того чтобы силы быстрого реагирования действительно помогали в решении сложных вопросов, нужно реальное взаимопонимание между участниками альянса. Москва многое сделала в последние дни, чтобы обеспечить это взаимопонимание - главным образом за счет финансовой помощи, столь щедрой, сколь и безрассудной, когда сама Россия приближается к апофеозу экономического кризиса, буквально пожирающего и нефтедоллары, и рубль, и иллюзорную путинскую стабильность.
Но, кроме больших денег, есть еще и большая политика. Насколько сильны российские успехи в ней, продемонстрировали метания таджикского президента Эмомали Рахмона. Президент Таджикистана чуть не сорвал победоносный московский саммит. То ехал, то не ехал, то все же прилетел... Удивляться этому не стоит. У Таджикистана очень непростые отношения с Узбекистаном. В Ташкенте без особого восторга отнеслись к самому факту появления Рахмона во главе соседней страны и нередко предпринимали усилия по ослаблению его политического влияния. Решение Узбекистана прекратить транзит туркменской электроэнергии в Таджикистан поставило страну на грань гуманитарной катастрофы. На этом фоне прошедший под фанфары визит Дмитрия Медведева в Узбекистан был воспринят в Душанбе как настоящая пощечина таджикскому руководству. И Рахмон воспользовался возможностью пощекотать кремлевские нервы и продемонстрировать свое раздражение. В Москве дорогой ценой уговорили его приехать. Очень хорошо. А как все же будут совместно реагировать узбекские и таджикские десантники? И как вообще возможно взаимодействие в Центральной Азии при известных непростых отношениях между странами региона?
Таких примеров предостаточно. И касаются они не только собственно непростых отношений между странами - членами ОДКБ, но и их контактов с соседями. Вряд ли можно представить себе, что конкурирующая с НАТО организация может поддержать Армению в ее извечном конфликте с Азербайджаном. Ведь даже когда 'сама' Россия пыталась склонить союзников к признанию независимости мятежных грузинских автономий, ее дружно проигнорировали. Только сейчас вроде бы удается дожать Беларусь, а на других членов ОДКБ и вовсе махнули рукой. Так стоит ли в подобной ситуации создавать очередные паркетные силы реагирования и тратить деньги на лояльность хитроумных соседей? Может, Кремлю лучше задуматься о спасении собственной хиреющей экономики - разумеется, если такая возможность еще есть?