На этой неделе в Женеве состоится очередной раунд международных переговоров по Абхазии и Южной Осетии. А Россия в это время еще больше активизировалась в двух грузинских регионах и собирается превратить их в военные гарнизоны. Более того, российские силы глубоко пускают корни в Ахалгорском районе и в селе Переви, которые не является частью т.н. Южной Осетии, а лишь прилегает к ней. Строительство российских объектов военного назначения имеет важные стратегические последствия не только для Грузии, но также для восточно-западного коридора. На территории Грузии находятся примерно 8 000 российских солдат.
В т.н. Южной Осетии завершены строительные работы на четырех российских военных базах. В их числе Угардантская база, строить которую Россия тайком начала в 2006 году, и это выяснилось в 2008 году во время российского нападения на Грузию. В Абхазии Гудаутская военная база хорошо сохранилась за все эти годы. Россия берет в свои владения также Очамчирскую военную базу и другие сооружения в Абхазии. Ускоренное строительство объектов военного назначения в Абхазии и Южной Осетии свидетельствует о бессовестной заинтересованности России этими грузинскими территориями. Это создает угрозу также восточно-западному коридору. Воздушные и ракетные атаки России в августе прошлого года были первым выстрелом Кремлевского гамбита для уничтожения восточно-западного коридора. То, что этот факт остался незамеченным в высказанных во время российского нападения комментариях, свидетельствует, что Запад оказался погружен в острый стратегический аутизм.
Этот конфликт был посеян еще во время коллапса Советского Союза и восстановления независимости Грузии, а плоды принес в 1994 году, когда президент Азербайджана Гейдар Алиев заключил 'сделку века', что означало эксплуатацию Западом энергоресурсов Каспийского моря. 'Россия не может указывать нам в этом вопросе', - сказал Алиев. В 1999 году Грузия и Турция подписали соглашение, приведшее нас к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан в рамках той же конференции, на которой Россия согласилась на вывод своего военного контингента из Грузии. Путин и его окружение никогда этого не забудут.
Параллельно нефтепроводу, по южно-кавказскому газопроводу к городу Эрзруму для европейских потребителей направляется природный газ из Шах-Денизского месторождения Каспийского моря. А вместе эти маршруты формируют критическое большинство, которое требует поддержки восточно-западного коммерческого коридора. Вместе с тем, железная дорога Карс-Тбилиси-Баку будет обслуживать перевозки многостороннего назначения, что привнесет коммерческое развитие стран этого маршрута и прилегающих территорий. Воздушные и сухопутные вооруженные силы России угрожает восточно-западному пути и железной дороге, а также Потийскому порту. Воздушными и морскими военными базами Россия создает опасность и вводит блокаду грузинских портов Поти и Батуми.
Запад должен учитывать изменение стратегической обстановки на Южном Кавказе. С геополитической точки зрения, войной против Грузии Россия начала воевать с Западом. После августа восточно-западному коридору угрожает гораздо большая опасность, чем до того.
Дэвид Дж. Смит - старший научный сотрудник Института политических наук Потомака (Вашингтон), директор центра анализа безопасности Грузии (Тбилиси)