'Я не удивлен этим решением суда. В России десятки журналистов были убиты в период нахождения Путина у власти, и ни один убийца не был осужден. Также и в этом случае, основные обвиняемые были лишь фигурами второго плана. О заказчиках нет и упоминания'. Не удивлен Андре Глюксман - французский философ и полемист, который на протяжении длительного времени занимается обличением 'путинского режима' - оправданием предполагаемых сообщников по убийству Анны Политковской. Он не удивлен, но в очередной раз огорчен.
- Что вы чувствуете в этот момент?
- Анна Политковская была моим другом. Она сказала мне, что если она будет убита, то по приказу Кремля, отданному напрямую или косвенно. Каждый раз, когда кто-то начинал заниматься чеченским вопросом, и в особенности цепочкой терактов, которые в 1999 году привели к гибели 400 человек и послужили Путину оправданием для начала второй чеченской войны, он устранялся. Маркелов тоже интересовался этим (убитый месяц назад в Москве адвокат семьи молодой чеченки, изнасилованной и убитой полковником Будановым, который сейчас вышел на свободу - Corriere della Sera). Анна Политковская была убита потому, что ее расследования были неудобны. Но никто на этом процессе не задался вопросом, кто был заинтересован в ее убийстве.
- Бывший президент Путин в свое время принизил значение этого дела, сказав, что Политковская не была 'влиятельной', как будто подразумевая, что он не был заинтересован в том, чтобы она исчезла. Не совсем подходящее демократическому лидеру нормальной страны высказывание.
- Именно в этом и заключается проблема. В России вполне нормально, что журналистов убивают. Общественное мнение считает это нормальным. Как энергетическую войну с Украиной и tout court с Грузией. Анна Политковская сказала мне, что режим не простил ни 'оранжевую революцию', ни 'революцию роз'. Сам Путин однажды сказал, что Украина не является настоящей страной, а Медведев недавно заявил, что Саакашвили заслужил быть повешенным за яйца.
- Однако в том, что касается вопроса войны с Грузией, некоторые аналитики утверждают, что военная поддержка, оказанная Бушем Саакашвили, была контрпродуктивной и подтолкнула последнего к провоцированию российской реакции.
- Но слаженные военные действия, как действия России минувшим летом, не организуются за несколько дней. Тот же Илларионов (бывший экономический советник Путина, сегодня являющийся оппозиционером - Corriere della Sera) сказал, что решение о них было принято за пару лет до самих действий.
- Думаете, что серьезный экономический кризис, который начинается в России, может изменить это положение вещей, модифицируя общественное мнение? Недавно прошел ряд антипутинских манифестаций от Владивостока до Москвы.
- Да, я думаю, что это возможно. Путинский режим до этого держался на сделке: я плачу вам зарплаты и пенсии в нефтедоходных рублях, а вы сидите тихо. Молчание в обмен на небольшой экономический подъем. Но, тем не менее, правительство не будет терпеть другие манифестации и прибегнет к любым репрессивным мерам. Уже сегодня оно использует так называемый антитеррористический закон для ограничения личных свобод. В России закатилось солнце коммунизма и коллективизма, но сегодняшнее лидерство, начиная с Путина, полностью построено на бывших агентах КГБ.
- Как вы оцениваете поведение Запада в отношении России? Председатель Совета министров Италии Берлускони, среди прочих, никогда не скрывал своей симпатии и дружбы с Путиным.
- Запад молчит из-за глупости и страха. Левые или правые - не важно. Буш называл Путина good guy, Ширак даровал ему Орден Почетного легиона, Блэр до дела Литвиненко (бывший секретный агент, отравленный в Лондоне в 2006 году - Corriere della Sera) был довольно дружелюбен, а Шредер просто продался 'Газпрому'.
- Думаете, что с приходом Обамы может что-то поменяться?
- Бжезинский, один из его советников, сказал, что российское руководство только выиграет, если ситуация не будет развиваться в правильном ключе, от Афганистана до Ирана. Поэтому Москва закрыла базу США в Киргизии: потому что таким образом американцы должны переправляться через Россию. То же самое и с ценой на нефть: если бы США договорились с Ираном, России это было бы невыгодно. В Китае тоже дела с правами человека обстоят не очень, но она заинтересована в покупке сырья по низкой цене. Напротив, Россия получает выгоду от мирового хаоса.