Кто бы ни стал следующим премьер-министром Латвии, он и новое правительство будут на очень коротком поводке Международного валютного фонда и Еврокомиссии. Кредит предоставлен не сразу, а маленькими порциями. Шаг вправо или шаг влево - и очередная порция кредита не поступит.
Данные Годманисом (ушедший в отставку премьер Латвии) и Слактерисом (министр финансов) обещания международным структурам надо будет выполнять. Один из железных пунктов - это запрет на прямую поддержку предпринимательской деятельности. Разрешено закачивать деньги налогоплательщиков в жилы 'Парекс-банка' хоть до последнего вздоха последнего пенсионера, пока будет хоть сантим налоговых денег. Если что-то останется, то можно будет выкупить за счет налогоплательщиков плохие кредиты других частных банков.
Об этом четко сказал в своем письме премьер-министру И.Годманису и министру финансов А.Слактерису комиссар ЕС по вопросам экономики Х.Алмунья, информируя об использовании кредита европейского сообщества: 'Еврокомиссия четко указывает, что внешняя помощь должна использоваться для недопущения кризиса платежного баланса, урегулирования ухудшающейся ситуации в бюджете, восстановления доверия к банковскому сектору и обеспечения валютных резервов для Банка Латвии'. А также: '... финансовая помощь не предусмотрена для предоставления новых кредитов предприятиям и домашним хозяйствам. С учетом этих конкретных целей важно не создавать необоснованных ожиданий в обществе и у социальных партнеров, а также не допускать любых недоразумений в этих вопросах'.
Таким образом, мероприятия правительства по стимулированию экономики закончились. Экономику будет греть черная дыра 'Парекс-банка'. Запрещено напрямую поддерживать предпринимателей, но разрешено оказывать содействие экспорту. Поэтому создаются программы по поддержке экспорта. Именно содействие экспорту - это единственная форма, с помощью которой правительство может стимулировать экономику. Главными мерами по поддержке экспорта будут гарантии государства для экспортных кредитов.
Те, кто ознакомился с этими программами, уже крутят носом. Для участия в программе надо соблюсти тяжелые бюрократические процедуры. Звучат голоса различных лоббистских групп о том, что все бюрократические препятствия надо отменить, надо гарантировать любой экспортный кредит, потому что только это будет способствовать поддержке экономики, стимулированию роста, даст хлеб и зарплаты трудовому народу.
К сожалению, гарантии государства для экспортных кредитов - это не только и единственно поддержка легальному бизнесу. Гарантии государства для экспортных кредитов одновременно могут стать отличной кормушкой для участников схем черного бизнеса и отмывания денег, которые усердно готовятся к новой афере по выкачиванию денег налогоплательщиков.
Схема невообразимо проста. В длинной цепи оффшорных предприятий надо найти очень далекую и трудно просматриваемую из Латвии страну. Самые перспективные - Эквадор, Соломоновы острова или Руанда. С компанией из Руанды заключается договор об экспорте технологических решений для чип-карт (любимый товар для мошеннических схем с НДС в Латвии) небольшого объема, но в котором может быть проставлена любая цена. Оформляются бумаги, заключается договор, чемоданчик с чип-картами вывозится из Латвии, приводятся в порядок бумаги для возврата НДС. В свою очередь, фирма в Руанде расписывается в получении, но присылает письмо, что сейчас у нее нет денег (в действительности их никогда не было и никогда не будет), и возможность заплатить за импорт появится через три года (то есть - никогда, потому что три года в эпоху кризиса, это вечность). Затем с соответствующими бумагами надо идти за государственными гарантиями, и деньги потекут. Фактически продается чистый воздух. За руандийской фирмой скрываются латышские братки, которые после первых успехов снова начнут покупать 'майбахи' и 'порше'.
Ложка дегтя таких схем грозит испортить единственный разрешенный комплекс мер по поддержке экономики.
Латвийские налогоплательщики не должны финансировать и гарантировать черные схемы отмывания денег. И без того скудные ресурсы Латвии надо распределять так, чтобы поддержать тех экспортеров, которые являются главными плательщиками подоходного и социального налога и крупнейшими работодателями в стране.