Цитата дня: 'Власти Грузии целенаправленно спекулируют темой 'российской угрозы'' Нино Бурджанадзе 'Комсомольская правда'
_________________________________
Вчера в Тбилиси прошел День советской оккупации - 'отмечалась' годовщина занятия Тбилиси Красной армией в 1921 году.
'Для грузинских властей война с Россией, как известно, в самом разгаре. Размахивая кулаками после драки, вчера грузинская власть превзошла себя и впала в совсем уж неприличную истерику. В годовщину вхождения Грузии в СССР в честь вражеской России был организован настоящий 'день ненависти'. Отмечали широко, задорно и даже с намеком на креатив', - оценивает вчерашние мероприятия в Грузии 'Комсомольская правда' в заметке 'Грузины устроили России 'день ненависти''.
'Главной жертвой пиар-кампании стал, конечно, русский язык. Телекомпании и радиостанции дружно отказались в этот день показывать хоть что-нибудь на языке 'оккупантов'', - пишет газета. Также среди акций дня были переименования более десятка улиц, живая цепь из первоклассников на проспекте Руставели, а ровно в полдень весь транспорт по всей стране должен был назло всем русским 'погудеть, свистнуть или побибикать'.
'Задумывалось-то здорово. Да только в Грузии акция... провалилась', - сообщает корреспондент 'Комсомолки' Владимир Волошин. Вот что ему рассказала его грузинская коллега: 'Я ехала в маршрутке, и народ просто плевался от того, что слышал по радио. Люди зло смеялись: 'Если они хотят отказаться от русского языка, пусть отказываются и от русского газа - окоченеем в знак протеста!''.
'У меня нет слов, кроме одного - 'маразм'! - кричал в трубку глава московского Союза грузин Михаил Хубутия. - Там власти что, издеваются над своими же людьми! Как можно оскорблять русский язык, если в Грузии старики говорят друг с другом на русском и плачут на русском!'
'Комсомолка' провела опрос: А вы бы могли без русского языка обойтись?
Вот лишь несколько показательных ответов.
Евгений Валюк, представитель Украинской Национал-трудовой партии во Львове: 'Несмотря на мой патриотизм, мне сложно отказаться от русского языка: все-таки половина Украины разговаривает на нем. Однако считаю, что русский язык - это экспансия на территории государства. У нашей страны должен быть один государственный язык - украинский, а Грузию я полностью поддерживаю'.
Карлис Лейшкалнс, депутат латвийского парламента, Рига: 'Я обойтись бы мог и без русского, но не хотел бы ни в коем случае. Я не вижу смысла молчать и отказываться от того, что знаешь. Лучше без бензина или водки обойтись. Я косо смотрел на русских при Советах, а теперь нет старых обид у меня'.
Александр Рар, руководитель Берлинского исследовательского отдела по России и СНГ: 'Я сам не смог бы никак. Возможно, русский язык не такой влиятельный в мире, как английский, но он стоит на одном уровне с немецким и французским. Мне жалко грузинских интеллектуалов, которые, я уверен, были вынуждены пойти на эту провокацию. Это самоубийство, а не база для нормальных отношений'.
'Устроители 'антирусского торжества' добились только того, что вчерашний день стал еще одним кирпичом в глухой стене между народами', - подводит итог грузинского мероприятия 'Комсомольская правда'.
На фоне 'дня ненависти' к России выделился Михаил Саакашвили. 'Президент Грузии Михаил Саакашвили высказался за нормализацию отношений с Россией, разорванных после военного конфликта из-за мятежных республик Южная Осетия и Абхазия в августе прошлого года. Речь Саакашвили была приурочена ко Дню советской оккупации - годовщине занятия Тбилиси Красной армией в 1921 году после краткого периода независимости от царской России', пишут 'Деловые ведомости' в материале 'Саакашвили уже хочет дружить с Россией'. Отсутствие дипломатических отношений с Россией является ненормальной ситуацией, подчеркнул грузинский президент, но мириться с признанием Москвой независимости двух сепаратистских республик нельзя. 'Выступление Саакашвили совпало с мобилизацией оппозиции, которая все громче требует его отставки', отмечает газета.
Отдельно эстонское издание обращает внимание на следующий пассаж: 'Саакашвили также указал, что никогда не обращал внимание на прямые личные оскорбления в свой адрес из уст российских руководителей (в разгар войны Медведев публично называл Саакашвили "отморозком"). "Я могу заверить всех, что ни разу не оскорблял российских лидеров и никто не слышал из моих уст уничижительных эпитетов в отношении лидеров России", - цитирует Саакашвили российское агентство 'Интерфакс'. В прошлом некоторые СМИ сообщали, что Саакашвили приватно называл премьера и бывшего президента России Владимира Путина "Лилипутин"'.
Тему отношения к русским поднимает латвийский 'Телеграф'. 'Сколько воды утекло со времен обретения Латвией независимости, а политическая элита страны из своего пещерного национализма так и не вылезла, - пишет в статье 'Как нацики русским помогают' Андрей Хотеев. - Когда освобожденный из пиратского плена моряк Евгений Григорьев вернулся в Ригу, его встречали только родственники и журналисты. Ни один представитель власти не пожелал поприветствовать своего соотечественника, за судьбой которого (и других заложников, конечно, тоже) в течение четырех месяцев напряженно следил весь мир. А ведь там, в Рижском аэропорту, должен был как минимум стоять президент Валдис Затлерс с большим букетом цветов. Как это сделал президент Украины Виктор Ющенко, встречавший в Киеве своих пленников с "Фаины". Да что там Ющенко! Когда глава Французской Республики Николя Саркози, благодаря своим связям и настырности, вызволил из ливийской тюрьмы болгарских медсестер, его встречали дома как героя. А ведь речь шла вообще о чужих вроде бы для французов людях! Вспоминается также судьба латвийских летчиков, несколько лет томившихся в индийской тюрьме. Как известно, их спас российский МИД'.
Впрочем, как отмечает в рубрике 'Мнение' журналист, о русских время от времени вспоминают. Перед выборами, конечно. Как сейчас. Например, латвийская праворадикальная партии ТБ/ДННЛ (объединение 'Отечества и свободы' с Латвийской национально консервативной партией ДННЛ, вышедшей из Движения за национальную независимость Латвии), чьи рекламные кампании становятся все агрессивней. 'Перед прошлыми выборами партия просто призывала латышей не сдаваться. Впрочем, все понимали - кому. Теперь враг назван по имени и даже показан во всей его антилатышской брутальности - в нашумевших роликах'.
'Но что при этом забавно: своей резкостью националисты только вредят идеям, за которые вроде бы радеют. Ранее не голосовавшие по национальному признаку русские, в этот раз из протеста отдадут еще больше голосов своим партиям, сделав еще более абсурдным и невозможным игнорирование их интересов на уровне Сейма и правительства', - делает вывод Андрей Хотеев в газете 'Телеграф'.
Кстати, некоторые латвийские политики весьма успешно 'забывают' русский язык. Нынешний президент Латвии, как пишет сегодня газета 'Вести Сегодня' в статье 'Русская тень Затлерса', встречаясь со школьниками, говорил исключительно на госязыке, ни разу не забывая о своем обещании "забыть русский". Кроме этого он об отношениях России и Латвии сказал, что они неопределенные. 'Да и вообще с самой Россией у Латвии достаточно мало общих дел', - процитировала пересказ его выступления перед гостями Рижского замка газета.
Отношения между Россией и Украиной, рассматривает главный редактор журнала 'Политический класс' Виталий Третьяков в статье 'Императив единства' на страницах газеты 'Известия'. 'Следующий ниже текст написан мною в жанре политической фантазии и представляет собой содержательную часть выступления посла России на Украине', - говорит он в преамбуле к статье.
Суть отношений России и Украины Виталий Третьяков видит в том, что следует назвать императивом единства. 'В том, от чего можно отрекаться, если кому-то этого не хочется, но что нельзя игнорировать, что нельзя изжить даже естественным путем, тем более ликвидировать политическими или психологическим методами и средствами'. 'Это многовековой, а общим счетом - более чем тысячелетний единый исторический путь наших народов, точнее одного народа, постепенно разветвившегося в своем разнообразии. Это кровное родство - как генетическое, так и актуальное житейское, объединяющее и сегодня двести миллионов русских и украинцев'. 'Никто и никогда не поссорит нас, если мы СМИ не поссоримся', - считает автор.
'Русские, как и многие другие народы Российской империи и СССР, кстати, как и украинцы, являются разделенным народом. И больше всего русских, живущих за пределами России, оказались гражданами Украины. Поэтому наша внешняя политика не может не ставить своей целью защиту интересов - от политических до языковых - этих десятков миллионов наших соотечественников. И в этом внешняя политика России совсем не экзотична и не экстремальна, а лежит как раз в русле международных традиций и правовых норм'.
'Независимая Украина родилась в лоне Советского Союза и по очертаниям его внутренних границ. Более чем значимым историческим фактом является то, что в 1922 году одним из учредителей СССР была и Украинская Советская Республика. В рамках того союзного государства, наследовавшего Российской империи, в состав которой украинский народ вошел в 1654 году добровольно, воссоединив прежде единую нашу государственность, очертания внутренних границ менялись. И так получилось, что Украина вышла из СССР с землями, в четыре раза превышающими по площади те, с которыми она когда-то с Россией воссоединилась'.
Виталий Третьяков в своем комментарии расценивает это как бескорыстный дар братской Украине, как дар, обремененный только одним и самым естественным условием: 'счетов между братьями быть не может, если подаренное брату кто-то не попытается отобрать у него силой или оно не будет передано под чужую юрисдикцию помимо воли и желания этого братского народа - всего населения Украины'.
'Переданное по-братски, - продолжает главный редактор журнала 'Политический класс', - не может становиться ресурсом, территорией или военным плацдармом, вынесенным из семьи и против брата используемым. Подарки не передариваются. И если кто-то нарушает этот обычай, подарок перестает быть подарком...'
'Итак, у нас всего три условия, естественных и разумных, таких, от которых мы никогда не сможем отказаться: не делать из России врага Украины, из русской истории историю антиукраинскую, а из украинской - антирусскую; не делать из прежних и сегодняшних жителей Украины тех, кем они не хотят, да и не могут быть; не торговать в XXI веке, как в Древние или Средние века, братскими дарами, да еще с 'приписанными к ним людьми''.
Все остальное, считает российский политолог, можно и обсуждать, и разрешать с минимальными потерями как для исторической правды, так и для двухсот миллионов граждан двух наших великих и братских государств.