Российские ученые пришли к выводу, что 'понт' - это поведенческий стереотип, проникший в российское общество из уголовной субкультуры. Проявлений его невероятное множество. Это и набивание себе цены в глазах окружающих путем покупки дорогой одежды и автомобилей, и безудержное стремление к гламуру, и 'распускание пальцев веером' перед деловыми партнерами. Конечно, нельзя сказать, что в Чехии полностью отсутствует показуха, высокомерие и хвастовство. Но все-таки к основным болезням чешского общества 'кидание понтов' отнести трудно.
'Отсутствие понтов очень упрощает жизнь, - утверждает пражский журналист Ирина Тепина, живущая в Чехии десять лет. - Во-первых, здесь не встречают по одежке. Достаточно быть хорошо и чисто одетым и достойно себя держать. А в России обращают внимание, прежде всего, на одежду. И уже от того, какая на тебе марка сапог и куртки, зависит, как с тобой будут разговаривать. Так что пословица 'Встречают по одежке, провожают по уму', как мне кажется, в России уже не действует. Там и встречают, и провожают по одежке'.
А москвич Борис Когут, переехавший из Москвы в Прагу полгода назад, был приятно удивлен, насколько просты в общении чехи, в том числе, и чешские знаменитости: 'У меня был такой случай - я встретил одну чешскую фотомодель в магазине. Я видел, что ее узнавали, делали комплименты. И меня поразило, насколько вежливы люди друг к другу. Вообще, в Чехии, я считаю, люди более уважительно относятся не только к звездам и знаменитостям, но и к обычным людям. Тут не важно, кто ты - банкир, продавец или телеведущий'.
Россияне, живущие в Чехии, утверждают, что в 'беспонтовом' обществе гораздо проще не только жить, но и работать. Возьмем, к примеру, журналистов.
'В 2006 году, когда в Чехию приезжал президент Путин, мне, как журналисту русскоязычного СМИ, не составило никакой сложности получить аккредитацию на его пресс-конференцию в Пражском Граде. А вот когда я работала в Москве в одной из префектурских газет, я не смогла попасть на инаугурацию Лужкова. Мне сказали, что на инаугурацию Лужкова допущены только журналисты из мэрского пула, а простым смертным там делать нечего. Все познается в сравнении. Через год я вернулась в Прагу, и отправилась на открытие шенгенских границ, за один день оформив аккредитацию на это мероприятие. После торжественного открытия было небольшое угощение, и я ела колбаски вместе с Жозе Баррозу и Ангелой Меркель', - говорит журналист Ирина Тепина.