Темой номер один еженедельные издания единодушно назвали инициативу нового президента США Барака Обамы по сокращению ядерных потенциалов. Стоит ли России доверчиво согласиться с этим предложением или недоверчиво промолчать? 'Для нынешней России сокращение стратегических вооружений равносильно уничтожению последнего рубежа обороны, - пишет газета 'Версия'. - Но и отказавшись от разоружения, рискуешь в глазах всего мира стать агрессором, не готовым к мирным инициативам. Как российскому руководству поступить в сложившейся ситуации?'
Оправдывая свое название, еженедельник предлагает несколько версий нашего ответа Америке. Идеальным вариантом 'Версия' в статье 'Гонка разоружений' называет категорический отказ от предложения США. Вероятность такого развития довольно высока, по мнению издания, 25%.
'Предложенное новой администрацией Барака Обамы сокращение, по мнению ряда военных экспертов, приведет к потере абсолютного превосходства России и США в стратегических вооружениях над другими ядерными державами. В первую очередь - над Китаем. Вашингтон готов пойти на эти меры, так как основу китайских сил стратегического назначения составляют ракеты средней и малой дальности, не способные достать США, в то время как разительное отставание Пекина от Вашингтона по межконтинентальным ракетам сохранится. Российские вооруженные силы теряют какой-либо сдерживающий фактор как перед Китаем, так и перед США'. В связи с этим, считает 'Версия', России может оказаться выгоднее выйти из всех соглашений по ограничению стратегических ядерных сил.
Наиболее вероятным вариантом - 65% - газета считает отсутствие каких-либо действий. Руководству России лучше всего 'затаиться' и никак не отвечать на предложения Обамы. Тем более что такую тактику обычно применяли США.
'Разумных предлогов для затягивания переговорного процесса у России предостаточно. К примеру, потребовать от США не показного, а реального исполнения условий прежнего Договора СНВ-1. Другим камнем преткновения может стать предложение отказаться от размещения ядерных арсеналов в третьих странах, которое, как сообщается, намерена выдвинуть российская сторона. Так у российского руководства сохраняется возможность одновременно демонстрировать стремление к 'миру во всем мире', но в то же время не ставить под удар обороноспособность страны'.
Вероятность того, что Россия согласится на сокращение стратегических вооружений, очень мала - 10%. Но все же эксперты не отрицают, что при всей невыгодности новой инициативы администрации США, России, возможно, придется его принять.
'По словам заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, к предложенной американской стороной конфигурации стратегических ядерных сил Россия движется 'сама по себе, без всяких договоров'. 'Мы сами 'скатываемся' к той самой тысяче боеголовок - если не меньше - независимо от того, будет подписан гипотетический договор с США или нет, - полагает аналитик. - Логичным станет его подписание - тем самым сохраняется хотя бы формальное равенство с США''.
Еженедельное издание 'Эхо планеты' сделало темой очередного номера проблему сокращения ядерных арсеналов США и России. Выгодно ли это сейчас России? - решил разобраться журнал и получил неожиданные мнения экспертов и журналистов. Историю про ПРО напомнил Дмитрий Климов в статье 'Прощай, оружие?'
'Похоже, разоруженческая проблематика, которая без всякого преувеличения была центральной темой наших переговоров с Вашингтоном на протяжении 70-80-х годов прошлого столетия, вновь выходит на авансцену'.
'Новый глава Белого дома Барак Обама, говоря об отношениях с Москвой, заявил: '...для нас важно возобновить обсуждение того, как мы можем начать эффективно сокращать наши ядерные арсеналы'.
Президент Джон Кеннеди, запуская в начале 60-х программу создания ядерной 'триады' - бомбардировщиков, межконтинентальных баллистических ракет (МБР), атомных ракетоносцев, с трудом мог себе представить, чем это может обернуться уже через несколько лет.
Энергичный американский президент был всерьез обеспокоен воинственной риторикой тогдашнего советского лидера Никиты Хрущева, заявлявшего, что ракеты на наших заводах производятся чуть ли не как сосиски'.
Гонка вооружений приобретала бесконтрольный характер. Занимавший в то время пост министра обороны США Роберт Макнамара полностью отдавал себе отчет в порочности такого положения вещей. Именно им была сформулирована концепция 'действие-противодействие', установившая неразрывную связь между стратегическими наступательными и оборонительными системами. Тогда советское руководство приняло доводы американцев, согласившись подписать в увязке с Договором об ОСВ-1 и Договор по ПРО.
В 2002 году отказавшись от договора по ПРО, Буш выдернул стержень, на котором держалась вся система ядерной безопасности, фактически выбросив в корзину. Как ненужный клочок бумаги бессрочный Договор по ПРО. В ответ Россия отказалась от Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).
'Понятно, что оставлять все как есть невыгодно ни одной из сторон, да еще в условиях жесточайшего финансового кризиса. Вполне закономерная инициатива Обамы усилиями британских журналистов стала приобретать даже некоторые черты детектива, - интригует 'Эхо планеты'. - Daily Telegraph сообщила о якобы имевшем место широко не афишировавшемся визите бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера'. Газета высказала предположение, что Киссинджер приезжал в Москву в декабре 2008 года по поручению самого Обамы и обсуждал с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным разоруженческую тематику.
Впрочем, разоруженческие инициативы Обамы не вызвали в США особого внимания. В России к ним тоже предпочитают относиться с осторожностью.
'Сам по себе процесс совершенно необходим. Однако вслед за сокращением ядерных потенциалов России и США к процессу должны подключиться и другие ядерные державы: Великобритания, Франция, Китай, Израиль, Индия, Пакистан, поскольку их потенциал становится сопоставимым я потенциалом двух наших стран', - считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.
Президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов также считает, что нужно идти на переговоры, но 'не на американских условиях'. 'Сегодня американцы в состоянии осуществлять перехват наших ракет и боевых блоков, - говорит он. И с каждым годом наращивают свой потенциал. Мы по этим компонентам кардинально уступаем США, поэтому и при видимых одинаковых количественных показателях - одна тысяча боеголовок у каждой стороны - условия для нас получаются далеко не равные'.
Однако у проблемы разоружения есть еще один аспект, возможно, главный - финансовый. Он легко может скорректировать любые военные планы США и России. 'Оборонные расходы ждет секвестр - как, впрочем, и весь федеральный бюджет', - пишет 'The New Times' в статье 'Финансовая атака'.
Хотя замглавы комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что 'нынешний секвестр - явление временное, гораздо важнее исправлять системные недостатки бюджета'. Так или иначе, оборонные расходы в этом году урежут на 15%, и для армии это серьезные потери.
'Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил вчера по итогам своего визита в США, что Вашингтон не принял решения о размещении системы ПРО в Восточной Европе, но в любом случае передаст Варшаве ракеты Patriot. Это заявление стало первым прямым подтверждением того, что США готовы заморозить проект ПРО', - пишет сегодня 'Коммерсант' в публикации 'Упрощенная ракетная оборона'.
'К изменению планов по ПРО Вашингтон, судя по всему, подталкивают глобальный экономический кризис и необходимость увеличивать расходы на спасение американской экономики, а также надежда наладить диалог с Россией. Как подтвердил вчера источник "Ъ" в госдепе США, Вашингтон не будет принимать решения по ПРО до обсуждения этого вопроса на встрече Барака Обамы с президентом РФ Дмитрием Медведевым - познакомиться они смогут уже в апреле на саммите G20 в Лондоне', - сообщает газета.
'Польские политики не раз заявляли, что комплексы Patriot необходимы для защиты страны "от угрозы с восточного направления", которая, якобы, особенно усилилась после войны между Россией и Грузией. Тем не менее Москву согласие Вашингтона передать Польше комплексы Patriot не задело. Как пояснил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров, Россию не волнует военно-техническое сотрудничество Польши с какими-либо другими странами, "если оно вписывается в международные нормы". "Другое дело, нас действительно интересуют планы развертывания третьего позиционного района ПРО, поскольку эти планы затрагивают нашу безопасность,- продолжил министр.- На эту тему мы ведем консультации с нашими американскими, польскими и чешскими коллегами"', - пишет в коммерсантовской статье Андрей Одинец.
На страницах 'РБК daily' Анатолий Поморцев в материале 'Американские ракеты летят в Польшу' приводит мнение экспертов, которые уверены: поставки американских зенитных ракет указывают на то, что отказываться от своих планов Вашингтон не намерен.
'США создают глобальную систему ПРО, и отказ от европейского звена лишает ее смысла. Барак Обама пока не говорил о том, что готов отказаться от баз в Польше и Чехии. Зенитные ракеты в Восточной Европе направлены исключительно против России - тут рассказы о КНДР и Иране теряют всякий смысл. Поставка 'Пэтриотов' - требование самой Варшавы, плата за возросшие в связи с программой ПРО риски', - считает директор минского Центра проблем евроинтеграции Юрий Шевцов. 'Кризис отложил развертывание ПРО в Чехии и Польше, но вовсе его не отменил. Какие бы ракеты в итоге там не оказались, ясно одно - администрация Обамы показала, что готова продолжить прежний курс на инсталляцию военной инфраструктуры в прилегающих к России странах. Непонятно, о каком 'чистом листе' в отношениях с США после этого можно говорить?' - задается вопросом глава Центра политической информации Алексей Мухин.
Тем не менее, элемент неопределенности сохраняется. Во-первых, отношения между Россией и НАТО, замороженные по инициативе альянса летом прошлого года, могут быть восстановлены уже в начале марта. 'Фактически же сотрудничество между Москвой и Брюсселем возобновилось уже давно, - констатирует 'РБК daily', статья 'Не время выяснять отношения'. - Подготовка к новой операции в Афганистане, которую НАТО не в состоянии провести без содействия России, вынуждает альянс отложить выяснение отношений с Москвой до лучших времен. Официально работа Совета Россия-НАТО может быть возобновлена уже в начале марта, по результатам встречи министров иностранных дел альянса'. Издание приводит слова постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина о том, что 'постпредство России в НАТО уже давно работает с полной нагрузкой'.
И, во-вторых, госдепартамент США опубликовал ежегодный отчет о состоянии прав человека в мире. Особенно жесткой критике в нем подверглись Китай, Россия и Северная Корея. 'Впрочем, на сей раз досталось и вполне респектабельным странам, - замечает Артем Опарин в публикации 'США опять качают права' на страницах 'РБК daily'. - Эксперты считают, что данный документ вряд ли повлияет на российско-американские отношения'.
'Без такого доклада Госдеп не будет Госдепом. Но вот усугублять ситуацию в Вашингтоне сейчас явно не желают. У России и США сейчас общие проблемы, в частности афганский и иранский вопросы и проблема ядерного нераспространения. И это важнее разногласий', - заявил газете заместитель председателя ассоциации 'Россия - США' Сергей Ознобищев.
'Россию критикуют ровным голосом', оценивает 'Коммерсант' доклад о ситуации с правами человека в мире. 'России в нем уделено очень пристальное внимание - по количеству обнаруженных нарушений она занимает второе место после Китая. Скрупулезно перечислив почти все происшедшие в прошлом году в России события, авторы доклада все же не стали возлагать на Москву вину за войну в Грузии, разделив ответственность между обеими сторонами. Развитие событий в России признано "негативным". При этом "авторитарными" госдеп считает лишь три страны бывшего СССР: Туркмению, Таджикистан и Узбекистан'.
'Тональность нынешнего доклада очевидно говорит о том, что администрация Обамы пока заняла выжидательную позицию и не собирается с порога обижать всех своих будущих партнеров по переговорам', - делает вывод Михаил Зыгарь в своей статье.
'Осложнят ли подобные формулировки отношения России и США в преддверии двусторонних встреч на высоком и высшем уровнях? Второго марта в Шарм аш-Шейхе состоится встреча главы МИДа Сергея Лаврова и госсекретаря Хиллари Клинтон, а еще через месяц ожидаются переговоры президентов Медведева и Обамы в Лондоне. Наблюдатели отмечают, что Москва и Вашингтон попытаются спустить все на тормозах. Тем более что на предстоящих встречах доминировать в повестке, как ожидается, будут не проблемы прав человека и демократии, а иные вопросы - сотрудничество в нераспространении ОМУ, будущее контроля над сокращением ядерных арсеналов России и США и др. В Москве обращают внимание на то, что доклад был подготовлен еще прежней администрацией Джорджа Буша', - пишет 'Независимая газета' в материале 'МИД впервые раскритиковал администрацию Обамы'. - Интересно, что в день публикации доклада в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США проходили слушания, посвященные проблеме укрепления российско-американских отношений, передает РИА Новости. В качестве приглашенных спикеров на первых слушаниях присутствовали бывший посол США на Украине, эксперт Института Брукингса в Вашингтоне Стивен Пайфер и экс-советник президента РФ Андрей Илларионов'.
'Первый открытый противник появился у провозглашенного администрацией Барака Обамы курса на наведение мостов с Россией. Выступая на слушаниях в конгрессе США, бывший советник президента сравнил такую политику с попыткой Запада умиротворить Гитлера в 1938 году. Русофобов в Америке, как известно, пруд пруди. Но фокус в том, что речь идет об экс-советнике не Обамы или Буша, а... Путина: известном экономисте Андрее Илларионове', - пишет Михаил Ростовский в Московском комсомольце'.
Андрей Ростовский решил посмотреть текст выступления на сайте Илларионова.
'Итак, слово самому Андрею Илларионову: 'Провозглашенная политика 'сотрудничества' с нынешним политическим режимом в России имеет вполне очевидные последствия. Такой тип поведения со стороны американской администрации нельзя назвать даже отступлением. Это даже не политика умиротворения, которая так хорошо известна всем нам по другому решению - в Мюнхене в 1938 году. Эта полная и безусловная капитуляция перед режимом офицеров секретной полиции, чекистов и мафиози-бандитов. Это полная сдача всех надежд и усилий российских демократов'.
Сильный абзац, не правда ли? Но на фоне других перлов речи Илларионова эта цитата чуть ли не верх добродушия по отношению к официальной Москве. Экс-советник ВВП сообщает нам, что даже гестапо в нацистской Германии не обладало в своей стране такой 'верховной властью', как 'орден чекистов' в сегодняшней России. По подсчетам Илларионова, с 2004 года 'российский политический режим' затеял целых 11 (!) 'войн различного плана' против зарубежных наций. После этого уже не вызывает удивления, что 'агрессию' России против Грузии бывший кремлевец ставит в один ряд с 'переделом границ' конца 30-х годов. Или что он деланно изумляется: почему это против режима Лукашенко Запад ввел санкции, а против режима Путина - нет?
'Государство - это я' - принцип французского 'короля-солнце' Людовика XIV до сих пор жив во многих российских (и не только) чиновниках. Любую критику в свой адрес они искренне считают проявлением антигосударственной деятельности. Многим 'борцам с режимом' свойственен очень похожий порок. Они не способны отделить отдельных политиков от государства, правительство страны от страны как таковой.
Претензии Илларионова в адрес Путина кто-то сочтет гротескными. Кто-то - нет. Но их справедливость или несправедливость в данном случае не имеет ровным счетом никакого значения. Лидеры страны приходят и уходят, а государство и национальные интересы остаются'.
'Если бы жизнь была компьютерной игрой, где все можно стереть и начать сначала, это было бы правильно. Но мы живем в реальном мире, где принцип 'чем хуже, тем лучше' не действует. Если кто не верит, пусть вспомнит 1917 год и то, что за ним последовало, - считает М.Ростовский в публикации 'Язык до Гитлера доведет'. - Пора наконец отделить мух от котлет, как призывал ВВП. Или, если такого желания нет, есть эти котлеты самим, а не пытаться кормить ими всех'.
И вернемся под конец к докладу по соблюдению прав человека и продолжим использование компьютерной терминологии.
И все-таки раздел о России выдержан в традиционных для последних лет критических выражениях. 'Вы спросите: что это? А где широко разрекламированная новой американской администрацией и с ожиданием подхваченная в Москве "перезагрузка" российско-американских отношений? Как, действительно, относиться к этому докладу? - задает вопросы на страницах 'Коммерсанта' бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов в традиционной рубрике 'Цена вопроса'.
И сам же пытается на него ответить: 'Однако вернемся к разговору о "перезагрузке". Прежде всего надо исходить из того, что двусторонние отношения - это не компьютер, где нажал кнопку, и тут же грузится программа. Ее в случае с Россией и США программисты еще не написали.
Отношения между государствами, особенно между такими, как Россия и США, имеют свою очень сложную механику. Требуются огромные усилия, чтобы расчищать накапливающиеся годами завалы. Нельзя забывать и о человеческом факторе, то есть попросту о мышлении. Не так-то просто изменить культивировавшиеся годами представления. В США сменилась администрация, но в госдепе работают в основном те же чиновники. И в России они в основном те же. Обратите внимание, "перезагрузка" фактически еще не началась, а в Вашингтоне и Москве тут же появились скептики с разрушительным менталитетом, которые предрекают нашим отношениям неудачи.
Мы, конечно, должны ясно представлять себе: до реального потепления в российско-американских отношениях еще далеко. Впереди тернистый путь, и надо быть готовыми и к взлетам, и к спадам'.
И в завершении статьи Игорь Иванов дает совет: 'А что касается нынешнего доклада госдепа, то лучше оставить его на совести авторов и заняться реальными проблемами российско-американских отношений'.