Объявление о грядущем изгнании американских военных с авиабазы 'Манас' в Кыргызстане - это лишь дополнительный элемент ухудшения отношений России с США, которые характеризуются крайней напряженностью, начиная с российско-грузинской войны августа 2008 г. Хотя некоторые наблюдатели надеются на то, что экономический кризис, затронувший Россию, начнет ослаблять ее и в геополитическом отношении, похоже, что кризис парадоксальным образом помогает Москве усилить контроль над соседними странами. По-видимому, Кремль решил инвестировать значительные суммы в укрепление своей сферы влияния в СНГ - речь идет о ключевой для него цели, к которой он до сих пор стремился, невзирая на экономическую конъюнктуру.
ПРЕДЫСТОРИЯ: С начала 2000-х годов России, возглавляемой Владимиром Путиным, удалось восстановить в части 'ближнего зарубежья' влияние такого уровня, что его можно определить как контроль. В западной аналитике это часто воспринималось как внешнеполитическое преломление неожиданного обогащения России: Москва пользовалась своим энергетическим и экспортным потенциалом для укрепления политического и геополитического влияния. Поэтому наступление экономического кризиса в России осенью 2008 г. навело некоторых на мысль о том, что Кремль свернет свои амбиции в регионе и поставит перед собой более скромные цели, давая возможность другим международным акторам, в особенности, Соединенным Штатам, продолжать рассчитывать на присутствие на евразийской сцене. Но, похоже, наступающая рецессия 2009 г. не подтолкнула России к пересмотру внешнеполитических приоритетов. Хотя сегодня Кремль настроен не столь торжествующе, он уже не тот, что в начале 1990-х: несмотря на снижение доходов, внешнеполитические цели и стратегии внутриполитического контроля определены четко и сохранятся.
Ощущение геополитической осады, служащее Кремлю одной из основных призм для анализа, порождает реакцию, над которой не властен кризис. Один из ее аспектов - стратегический. В Абхазии на Южном Кавказе Москва планирует создать три военных базы для противодействия всему американскому присутствию в поддержку Тбилиси, но также для того, чтобы подобраться поближе в маршрутам экспорта энергоносителей, ведущим на Запад и в Турцию. Напомним, что в 2017 г. истекает срок действия российско-украинского соглашения, по которому Москва арендует у Киева военно-морскую базу в Севастополе. Если Киев надеется выпроводить русских, то у тех, разумеется, диаметрально противоположное мнение. Россия сделает все возможное, чтобы сохранить свое присутствие на Черном море, стратегическое значение которого повышается, учитывая его будущую роль как маршрута экспорта углеводородов.
В Кыргызстане давление, оказанное на правительство Курманбека Бакиева с целью закрытия американской базы 'Манас', является, по-видимому, реакцией на противоречащие друг другу интересы. Действительно, Москва сильно обеспокоена ухудшением ситуации в Афганистане, которое может нанести ущерб ее интересам в Центральной Азии; однако приоритет был, по-видимому, отдан краткосрочной цели - изгнанию Соединенных Штатов. Недавнее решение о создании специальной системы противовоздушной обороны в рамках Союза России и Беларуси призвано стать ответом на размещение американского противоракетного щита в Польше и Чехии, несмотря на то, что Москва утверждает обратное. Наконец, в более широком плане, Москва стремится к модернизации Организации Договора о коллективной безопасности путем создания сил быстрого реагирования численностью 15 000 человек, укомплектованных военнослужащими всех государств-членов, включая осмотрительный Узбекистан, который участвует в деятельности организации с большой неохотой. Недавно Москва объявила о поставках Астане нескольких зенитно-ракетных систем С-300 для защиты воздушного пространства Казахстана.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: Радоваться тому, что Россия и другие постсоветские государства подверглись воздействию кризиса, нет причин. Прежде всего, страдает население этих стран. Пауперизация сельских районов Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана интенсифицирует миграционные потоки в 2009 г. Будет ослаблен средний класс России и Казахстана, который теоретически мог бы стать базой поддержки политического плюрализма и прозападной ориентации. Наконец, Кремль сможет восстановить контроль над теми экономическими и финансовыми секторами, которые до сих пор контролировались олигархами, что усилит российский государственный капитализм и даст ему возможность ликвидировать олигархов, воспринимаемых как потенциальных диссидентов.
В Казахстане правящие круги небеспричинно опасаются возможного срыва своих обязательств по общественному договору с населением, которое ожидает выполнения обещаний о повышении жизненного уровня. Их тревогу усиливает перспектива ухода Нурсултана Назарбаева с президентского поста после выборов 2012 г., которая станет фактором политической жизни примерно с 2010 г. Здесь государственный капитализм тоже укрепляется в результате кризиса, поскольку фонд национального благосостояния 'Самрук-Казына' намерен влить примерно 2 млрд. долларов в главные банки страны: БТА, Альянс-банк, Народный банк и 'Казкоммерцбанк', что приведет к частичной - и, возможно, лишь временной - национализации части казахстанской банковской системы.
Наконец - и это самое главное - кризис парадоксальным образом дает России возможность инвестировать крупные суммы в соседние страны и, тем самым, упрочивать свои долгосрочные экономические позиции. Так, несмотря на головокружительное падение курсов национальных валют по отношению к доллару (девальвация украинской гривны составила 73 процента, российского рубля - 54 процента, а казахстанского тенге - 25 процентов), Россия предложила создать стабилизационный фонд в 10 млрд. долларов США, который она обязуется профинансировать на три четверти. Разумеется, российской помощью сумеют воспользоваться те страны, которые идут на необходимые политические уступки: поэтому Кыргызстан надеется получить обещанные 2 млрд. долларов для выхода из экономического тупика, в котором он оказался. Эта сумма включает в себя антикризисную помощь в размере 150 млн. долларов США, кредит на 300 млн. долларов по сниженной процентной ставке, более полутора миллиардов, предназначенных для Камбаратинской ГЭС, и реструктуризацию долга Кыргызстана России в акции ОАО 'Дастан', одного из немногих киргизских предприятий военно-промышленного комплекса.
То же самое относится к Армении и Беларуси. Минску удалось договориться о втором транше кредита в 2 млрд. долларов США и сохранении льготного тарифа на российский газ. Таджикистан также готов возместить убытки: в конце 2008 г. Эмомали Рахмонов напомнил, что на долю России приходится 20 процентов товарооборота его страны и 60 процентов прямых иностранных инвестиций, и что ряд стратегических секторов - таких, как переработка урана - потенциально 'зарезервированы' за российскими фирмами, которые могут быть в них заинтересованы. Несмотря на сближение с Ташкентом в сфере распоряжения водными ресурсами, никто в Душанбе не обойдется без экономической поддержки России.
Крупномасштабная помощь, оказываемая Россией тем странам СНГ, которые о ней просят, гарантирует контроль над определенными высокодоходными секторами. Действительно, даже Астана признала, что она ведет переговоры с крупнейшим российским банком, 'Сбербанком', который по предложению Москвы намерен инвестировать в страну 5 млрд. долларов. В российском министерстве экономического развития создан департамент, задача которого заключается в определении того, какие активы в соседних странах могут быть выставлены на продажу: экономический кризис открывает перед Россией такие инвестиционные возможности, каких у нее не было долгое время.
ВЫВОДЫ: За крупномасштабную помощь, оказываемую Москвой, соседям России приходится платить на политическом и геополитическом уровне. Все решения принимает Кремль - на том простом и законном основании, что он является спонсором. У стран региона ограниченное пространство для маневра: еще ни Европейский Союз, ни Соединенные Штаты, ни даже Китай не предложили финансовой помощи для облегчения стабилизации, что практически не оставляет у правительств стран региона другого выбора, кроме как принять помощь России со всеми вытекающими последствиями, сколько бы они не демонстрировали свой характер.
ОБ АВТОРЕ: Марлен Ларюэль - старший научный сотрудник Института Центральной Азии и Кавказа и Совместного центра программы 'Шелковый путь'; автор ряда книг, последняя из которых - 'Российское евразийство. Идеология империи' Russian Eurasianism. An Ideology of Empire), Woodrow Wilson Press/Johns Hopkins University Press, 2008.