'Как всегда, российский народ терпелив и пассивен...', - скептически рассуждает о реакции населения пострадавший от кризиса 60-летний Владимир Кличенко. Как и многие другие, житель Красноярска инженер Владимир Кличенко стал безработным после разорения своего работодателя - местной авиационной компании. Теперь вместе со своими товарищами он регулярно выходит на улицы протестовать против увольнений. А также для выражения своего недовольства антикризисными мерами правительства Владимира Путина.
'Я не вижу никаких конкретных результатов этих антикризисных мер!' - говорит Владимир Кличенко. Демонстрации, которые прошли в Красноярске при 30-градусном морозе и собрали несколько сотен людей, стали явным проявлением растущего общественного недовольства. Как и по всей стране, это свидетельствует больше о молчаливом ожесточении людей из-за увольнений и задержек зарплаты, чем о подлинных вспышках недовольства.
Тем не менее в Красноярске ощущается беспокойство. Жители этого металлургического города боятся того дня, когда 'РУСАЛ' - алюминиевый гигант и одно из основных предприятий города - преобразует всемирное снижение цен в массовые сокращения.
Повышение цен
В Красноярске, как и по всей России, население жалуется на повышение цен на продукты питания, которые уже подорожали на 30%, а это на 2 раза больше, чем указано в официальных документах. Инфляция, ужесточаемая кризисом, еще больше усиливает всеобщее недовольство. В этом и заключается причина медленного, но верного снижения популярности правительства: согласно данным независимого аналитического 'Левада-центра', 43% российского населения не одобряют его действий. В мае 2008 года эта цифра составила 35% (процент одобрения действий правительства снизился с 61% до 54%). Но что касается лично Владимира Путина, экс-президент стал могущественным премьер-министром с 80-процентной поддержкой населения. И эта цифра практически не изменилась.
Любовь населения к Путину очевидна как в Красноярске, так и по всей стране. Для населения Путин символизирует стабильность после беспорядков во время президентства Ельцина.
Но эта популярность активно поддерживается различными финансовыми средствами, 'административным ресурсом' и пропагандой в СМИ.
'Именно из-за этого в России не стоит ожидать массовых акций протеста, таких как в Европе. Средства массовой информации скрывают правду. А из-за местного давления большинство людей боятся протестовать', - рассказывает один из руководителей коммунистической партии Красноярска Андрей Телегин.
Было подсчитано, что в этом регионе лишились работы около 5000 человек. 'Это также русский менталитет: мы ругаемся на правительство, но не трогаем политических лидеров, которым доверяем в любых обстоятельствах', - говорит директор 'Левада-центр' Лев Гудков.
Слабые места 'пакта'
Давление, пропаганда, менталитет - но и это не предел: если в сентябре большинство российских жителей повторяли за должностными лицами и телевидением, что кризис - это всего лишь явление, пришедшее из США, то сейчас все наоборот. Население считает, что причины кризиса в первую очередь нужно искать в России. 'Мнение изменилось, потому что люди прекрасно видят реальность в своей собственной жизни...', - объясняет Лев Гудков. Несмотря на старый миф о добром царе, кризис указал на уязвимые места в 'пакте', который Кремль установил между властью и народом.