Из Турции в Тбилиси прибыла делегация, которой руководит президент Турецкой внешнеполитической ассоциации 'Центр политики', член парламента Турции Махмуд Кочак. Конференция состоялась в 'Доме свободной мысли'. В ней принимали участие грузинские политологи, социологи и группа экспертов..Член турецкого парламента, заместитель председателя партии 'Мамули' Махмуд Кочак выступил с докладом на тему: 'Безопасность и сотрудничество на Кавказе', по которому сотоялись дискуссии между грузинской и турецкой сторонами. Господин Кочак готов сделать все для улучшения обстановки и в Грузии, и в целом на Кавказе. 'Джорджиан таймс' побеседовала с участниками этой конференции.
Мамука Арешидзе, эксперт: Не хочу, чтоб кто-нибудь в Тбилиси или хотя бы в Баку подумал, что Турция пользуется сложным положением в Грузии. Турецкая политическая элита должна знать, что у нас свои соображения насчет этой предполагаемой перемены, и мы понимаем, какие она может вызвать последствия. Прозрачные и открытые отношения гораздо лучше. В таком случае для нас будут приемлемы определенные гарантии Турции, как страны-члена НАТО, в вопросах безопасности Кавказа..
- Существует план Эрдогана и Путина, согласно которому будет обеспечено урегулирование конфликтов на Кавказе...
- Этот план был обговорен словесно, но не записан на бумаге. Эрдоган озвучил его в Москве, а также в Баку, но не было сказано точно, как он все это видит. Одно-единственное, что вырисовывалось, - это доминанта России и Турции в регионе, что вызвало раздражение в Баку и удивление в Тбилиси. Даже в Ереване к плану Эрдогана- Путина отнеслись с осторожностью. Главная мысль указанного плана заключалась в том, что две страны- доминанты решают все вопросы на Кавказе, в том числе и вопрос безопасности. Это, конечно же, неприемлемо. И такого типа встречи, как Тбилисская, часто служат не только ознакомлению с позицией своей страны, но и получению отсюда информации о мнении здешнего политологического единства. Турецкая делегация узнала мнение грузинских политологов относительно опять-таки двойных стандартов, а также Абхазии.
- Во время августовских событий со стороны Турции была зафиксирована довольно сдержанная позиция... А в данном случае изменит ли она свою позицию?
- Нынешняя власть Турции выбирает экономическую интеграцию с Россией и видит Россию своим будущим партнером. Турецкая власть хорошо торгуется с Западом. Турцию не принимают в Евросоюз. Поэтому она устраивает подобное государственное демонстрирование, что если ее не примут в Евросоюз, у нее есть и другой выход. Это, конечно, для нашего южного соседа правильная политика, но мы в результате этого плана окажемся между жерновами. Поэтому и мы должны проявить твердую позицию, чего, к сожалению, не вижу. Мы не смогли урегулировать с Турцией вопрос ее торговли с Абхазией. Несмотря на то, что Турция не делает это на уровне власти, она может объявить морское эмбарго Абхазии и блокировать те суда, которые напрвляются туда и ведут с Абхазией торговлю. Хотя надо учитывать и то, что в Турции большая кавказская диаспора, которая может дать много голосов во время выборов. Это очень серьезный электорат, поэтому и осторожничают с ним. Но есть государственная позиция и есть какая-то игра.
Гия Вольский. эксперт:" К сожалению, в Грузии больше превалирует примитивное видение того, что может Турция, Америка или Россия, НАТО или Евросоюз.Важно, как сможем мы использовать ресурсы Турции, чтоб она способствовала урегулированию проблем. Будет лучше, если в экспертных и политических кругах станут больше обсуждать, что мы можем предложить Турции, какие ресурсы может задействовать она сама. Что касается возможностей Турции, они очень велики. Турция, обладающая сильной армией, достаточно крепкая экономически, разумеется, пытается играть свою игру.
Следовало ожидать ту позицию, которую зафиксировала Турция во время августовских событий. Турция рассуждает, исходя из собственных государственных интересов. Тут нет места ни сентиментам, ни каким-то возвышенным чувствам. Не существует государства, которое не играло бы по двойным стандартам. Государственный подход должен быть таким же прагматичным, как у Турции по отношению к нам. Для нас Турция - естественный союзник.
Турецкая сторона не пошла бы на обострение отношений с Россией, поскольку у нее свои интересы. С другой стороны, если взвесить, чем могла Турция нам помочь во время августовской войны, кроме того, что испортила бы свои отношения с Россией?. Военную помощь оказать не могла, дипломатическое давление было небольшим. Турция сыграла свою игру. Если хотим, чтоб Турция эффективно встала рядом с нами, у нас должен быть такой союзник, который сможет разговаривать с Россией'.
Махмуд Кочак, член парламента Турции: Наша главная цель. чтоб обстановка на Кавказе стала стабильной, . а соседские отношения еще более упрочились. Турция не играла и не будет играть по двойным стандартам. Чтобы конфликт был урегулирован, я имею в виду российско-грузинский, непременно должны подключиться к этому процессу очень много политологов. экспертов.
В дни августовских событий, когда в Грузиигорели леса, Турция помогла ей вертолетами, . а также определенной группой врачей. Конкретный шаг Турции заключается именно в том, что сегодня сюда приехала такая большая делегация. У нас будут встречи с экспертами, политическими группами. Президент Турции направит свои делегации и в Россию, и в Азербайджан и потом заиксирует свою позицию. Мы не хотим войны и являемся сторонниками хороших отношений с соседями. Для этого сделаем все. Одна из фирм Турции построит в Гори до ста жилых домов.