Недавнее испытание Ираном спутника 'Омид' вызвало опасения, что в следующий раз может быть запущено нечто менее безобидное. Однако, несмотря на то, что этот запуск действительно вызывает определенную обеспокоенность военным потенциалом Ирана, Соединенные Штаты должны продолжать осуществление честной стратегии по взаимодействию с Исламской Республикой. В частности, необходимо приостановить планы развертывания системы противоракетной обороны в Центральной Европе до возникновения особых условий.
В ответ на запуск иранской ракеты Запад забил в набат и начал вновь проявлять интерес к безрассудному плану администрации Буша по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии. Но, прежде чем мы решимся на реализацию такой программы, администрация Обамы должна вспомнить самый важный урок эпохи Буша - в первую очередь, нужно пользоваться средствами дипломатии. Соединенные Штаты не должны приступать к созданию дорогостоящего и сомнительного с точки зрения эффективности противоракетного щита до того, как будут исчерпаны все дипломатические варианты.
Предлагаемая система ПРО не только подтолкнет Пентагон к неприкрытому милитаризму, но также серьезно навредит нашим и без того напряженным отношениям с Российской Федерацией. После распада Советского Союза в 1991 г. отношения между Россией и ее бывшими союзниками по Варшавскому договору, особенно, Польшей, складывались непросто. Более того, Москва воспринимала продолжающуюся экспансию Организации Североатлантического договора в Центральную и Восточную Европу как свидетельство растущей американской гегемонии.
Мы должны воспринимать русских всерьез. В конце концов, для того, чтобы 'победить' в 'холодной войне', нам понадобилось сорок лет и триллионы долларов расходов на оборону, а этой 'победе' сопутствовал полный экономический коллапс целого региона. Российское руководство очень хорошо понимает, что стоит на кону. Премьер-министр России Владимир Путин обвинил США в инициировании 'нового раунда гонки вооружений', а президент России Дмитрий Медведев предупредил, что Россия 'не боится... 'холодной войны'. Будем надеяться, что угроза Медведева в большей степени основана на браваде, нежели на действительном положении дел, но вряд ли стоит это проверять. Как показал недавний конфликт в Южной Осетии, ради утверждения своего влияния в регионе Россия готова к применению силы.
Этот шаг также угрожает нашим союзническим отношениям с Польшей и Чехией, стоящими в НАТО на самых проамериканских позициях. Более того, большинство поляков и чехов выступает против плана, из-за которого они, вопреки своим интересам, могут подвергнуться угрозе вооруженного конфликта с Россией. В прошлом году президент Дмитрий Медведев объявил, что Россия передислоцирует несколько ракет СС-26 'Искандер' в Калининградскую область, небольшой российский эксклав на побережье Балтийского моря, граничащий с Польшей и Литвой, государствами-членами НАТО. Хотя эти планы временно отложены, нужно всерьез воспринимать угрозу России и не провоцировать ее без надобности.
Помимо катастрофических последствий для российско-американских отношений в постсоветскую эпоху, программа ПРО также приведет к дискредитации обещаний Обамы по возобновлению переговоров с Ираном о его программе ядерных вооружений. В январе этого года на мюнхенской конференции по безопасности вице-президент Джозеф Байден объявил, что Соединенные Штаты 'продолжат разрабатывать системы ПРО для противодействия растущему потенциалу Ирана'. Сложно назвать это языком конструктивной дипломатии. Многие восприняли речь Байдена как прямой сигнал Тегерану: хотя Буш ушел, Иран остается частью 'оси зла'. Не стоит занимать такую позицию, когда в наших интересах предотвратить получение Ираном ядерного оружия.
Действительно, наихудший из возможных сценариев, к которому может привести нынешний дипломатический скандал, - это российско-иранский альянс против Соединенных Штатов. Между богатыми энергоносителями Россией и Ираном завязалась своего рода дружба. В 2000 г. тогдашний президент Путин аннулировал соглашение Гора-Черномырдина от 1995 г. и возобновил продажу российского оружия в Иран. Позже Путин подписал с Ираном контракт на поставку вооружений на 1 миллиард долларов и поддерживал ядерные амбиции этой страны. В ходе визита Путина в Тегеран в 2007 г., который стал первой поездкой кремлевского лидера в иранскую столицу после визита Иосифа Сталина в 1943 г., Путин и президент Ирана Ахмадинежад обсуждали ядерную программу Ирана.
Столкнувшись с этой сложной дилеммой, администрация Обамы, похоже, спрятала голову в персидские пески; наша нынешняя политика обманчиво расплывчата. Государственный секретарь Хиллари Клинтон недвусмысленно намекнула на то, что администрация Обамы пересмотрит планы создания системы ПРО в Европе. Однако до сих пор так и не принято твердого решения, что ведет ко всеобщему неудовольствию и отчуждению всех заинтересованных сторон: Европейского Союза, России и Ирана.
Двусмысленность нашей позиции по этому сложному вопросу лишь усугубляет проблемы. Поэтому администрация Обамы должна однозначно отказаться от плана создания европейской системы ПРО, особенно, если она планирует наладить в будущем конструктивные отношения с Россией и Ираном.
Нафис Сайед (выпуск 2010 г.) - автор редакционных статей Crimson, координатор в Leverett House.