Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Барамидзе: 'Война еще не закончена'

Грузия на линии фронта, по одну сторону которого демократия, по другую - авторитаризм

Барамидзе: 'Война еще не закончена' picture
Барамидзе: 'Война еще не закончена' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
внешнеполитические и внутриполитические вызовы и возможности'. Латвия - одно из тех государств, которые непреклонно поддерживают интеграцию Грузии в НАТО и ЕС. Поэтому в Ригу прибыли многие представители Грузии.

В Риге (3 марта) состоялась организованная Балтийско-Черноморским альянсом дискуссия 'Трансатлантическая интеграция Грузии и консолидация демократии: внешнеполитические и внутриполитические вызовы и возможности'. Латвия - одно из тех государств, которые непреклонно поддерживают интеграцию Грузии в НАТО и ЕС. Поэтому в Ригу прибыли многие представители Грузии.

Как отметили грузинские гости, на дискуссии в Риге с глазу на глаз встретились политики из правительства Грузии и оппозиции, потому что дома, 'где политика напоминает бои гладиаторов, и побежденных не жалеют', разговор не получается. Выяснилось также, что больше пользы Грузии было бы от эволюции, а не от революции. Но так и не стало понятно, почему государство, которое тратило на военные цели миллионы, оказалось не готово к тому, что произошло в августе прошлого года, и не принесет ли весна новые осложнения с Россией.

В перерывах дискуссии я побеседовал с вице-премьером Грузии Гиоргием Барамидзе, который отвечает также за интеграцию страны в европейские и североатлантические структуры.

- Судя по новостям мировых телеканалов, в Грузии сейчас наступил мир.

- О мире мы говорить не можем, потому что часть территории Грузии по-прежнему оккупирована. В Южной Осетии и Абхазии проведена этническая чистка. На линии, которая отделяет оккупированные территории от остального государства, происходят перестрелки, и убито 15 грузинских полицейских. Также мы видим, как Россия укрепляет военные базы на оккупированной территории Грузии. Не утихла и риторика российских лидеров Путина и Медведева о том, что надо свергнуть нашего президента Михаила Саакашвили. Сейчас оказывается серьезное военное и политическое давление, которое дополняет экономическое эмбарго и очень широкая пропагандистская война против Грузии, чтобы повлиять на приток инвестиций в страну, и чтобы мы остались с Россией одни с глазу на глаз.

- Слышны различные прогнозы о том, что весной война против Грузии может даже возобновиться.

- Никто не знает, что произойдет весной, однако Россия не сказала, что она не думает о дальнейших шагах. По крайней мере, укрепление российских военных баз на оккупированной территории не прекращено. Может быть, главная цель не завоевание новых территорий и контроль над ними, а свержение нынешнего правительства Грузии, чтобы с помощью послушного правительства контролировать все наше государство. Возможно, открытого применения силы больше не будет, а будет выбрана другая тактика, которая использовалась в начале 90-х годов. Возможно, будут создаваться внутренние конфликты, которые выльются в демонстрации и беспорядки. Тогда появится причина 'прийти на помощь'. Это вызывает у нас самые большие опасения...

- Но разве антипрезидентская оппозиция не требует, как и Россия, новых выборов и отставки Саакашвили?

- То, что оппозиционеры считают, что президент Саакашвили должен уйти в отставку, еще не означает, что они предатели и сотрудничают с Россией. Однако наши оппоненты, будь они из радикального или из конструктивного крыла оппозиции, должны осознавать, что лучше воздерживаться от громких демонстраций. Россия, которая также хочет свергнуть Саакашвили, - рядом, и она может использовать усилия оппозиции для своей пользы.

- Оставит ли Россия Грузию в покое, если президент уйдет в отставку?

- Конечно, нет. Им нужно не правительство, которое выбрал народ Грузии, а назначенные Москвой люди. И это выглядело бы еще лучше, если бы мы сами хотели таких выбрать. Президент Саакашвили еще год назад ушел в отставку, но состоялись новые выборы, и он вернулся к власти. Сейчас, когда часть государства оккупирована, вряд ли лучшее время требовать смены лидера. К тому же - зачем свергать президента, который хочет, чтобы Грузия стала демократическим государством и интегрировалась с Западом?

У нас за историю было четыре президента: с 1918 по 1921 годы - президент Ноэ Жордания, потом в начале 90-х - Звиад Гамсахурдия, после него - Эдуард Шеварднадзе, и теперь - Михаил Саакашвили. Россия была против этих настолько разных людей. Какие еще примеры нужны, чтобы увидеть, чего в действительности хочет Кремль?

- Может ли Россия замедлить вступление Грузии в НАТО?

- Россия может замедлить нашу интеграцию в НАТО, но совсем остановить ее она не способна. После войны грузинское общество, в том числе и оппозиционно настроенная его часть, в этом смысле стало еще сплоченнее. После войны создана комиссия по сотрудничеству Грузии и НАТО, и принят план действий, предусматривающий усовершенствование наших военных возможностей и управления государства. Это механизмы демократии и развитие экономики, а также борьба против коррупции. Эта домашняя работа потребует от нас, по меньшей мере, два или три года. Когда она будет выполнена, пусть страны-члены НАТО решают, близки мы к альянсу или нет.

- Еще до 8 августа Грузия поставила все карты на готовность к членству в НАТО, но как это закончилось политически?

- Да, мы многое сделали, но результаты саммита в Бухаресте дали России зеленый свет действовать по своему разумению. Хочется надеяться, что продолжение сотрудничества с НАТО окажется намного успешнее, будет больше конкретных планов и дел по нашей интеграции в Североатлантический альянс. Но, как я уже сказал, военная безопасность, образование, развитие механизмов демократии и искоренение коррупции, прежде всего, послужат самому грузинскому народу. То есть, даже в случае отказа мы не проиграем.

- Как Латвия может помочь Грузии?

- С благодарностью могу сказать, что нам полезно все, что нам может предложить Латвия, в особенности после вторжения России в Грузию. К тому же - чем больше у нас союзников, тем сильнее мы будем. Сейчас мы на линии фронта, по одну сторону которого демократия, а по другую - авторитаризм. В этом смысле наша политика ни в коем случае не может быть двуличной. И нас поддерживает не только Латвия, но и Литва, Эстония, Польша, Дания, Норвегия, не говоря уже о США и Канаде. Латвия помогает нам усовершенствовать структуры безопасности, дает советы, как лучше осуществить административную реформу и как лучше сотрудничать со структурами ЕС.

- Как, по-вашему: будет ли Грузия снова территориально единой с Абхазией и Южной Осетией?

- В свое время Латвия тоже была оккупирована, и во многих восточноевропейских государствах правили навязанные режимы. Но это не могло продолжаться вечно, потому что цивилизованный мир это не принимал. Так и в случае с Грузией неприемлемо то, что можно отобрать территорию и производить этнические чистки. Пройдут годы, но при поддержке международного сообщества мы надеемся вернуть свою территориальную целостность и восстановить нормальные отношения с Россией. Нам в этом смысле не надо заново изобретать велосипед.