В этом году Чехия отмечает 10 лет в составе НАТО. Когда-то большая половина чехов высказывались против присоединения к альянсу, сейчас процент поддерживающих членство в НАТО даже больше, чем процент поддерживающих членство в ЕС - 71 и 70 процентов соответственно. Мы будем говорить сегодня с чешскими и русским экспертами, каковы военные ресурсы НАТО, сравнимы ли они с военными возможностями России, и о том, как чувствует себя Чехия, разменивая второй десяток членства в НАТО?
Не так давно, когда несколько чешских солдат погибли в Афганистане, некоторые военные покидали службу, мотивируя это словами 'Да это же просто война!', что вызвало скандал в обществе и СМИ. В конце прошлого года Чехия даже грозилась отозвать своих солдат из натовских зарубежных миссий, чего в итоге не произошло.
Говорит пресс-секретарь чешского министерства обороны Андрей Чиртек: 'Чехия является средним членом Альянса, если судить по территории и экономике страны. В заграничных операциях мы участвуем не только потому, что это обязанность членов Альянса - иначе нам никак не защитить самих себя. В современном мире опасность исходит от террористов. Эта угроза возникает в тысячах километрах от Европы, но важно противостоять им прямо в очагах, где они появляются. Поэтому - мы в Афганистане. Чехия, как маленькая страна, понимает - она вынесла это из своего исторического опыта - не способна гарантировать себе защиту собственными силами. У Чехии шансы защитить себя только в союзе с кем-то. А НАТО, несмотря на все свои недостатки, самый лучший альянс созданный для таких целей, в целом мире'.
Я напомню еще, что после вступления в НАТО в армиях всех стран-новичков первой волны начался переход на контрактную основу и сокращение численности военных. В Чехии, например, количество сократилось с 200 тысяч до 55 тысяч.
- Каковы человеческие потери Чехии за все время членства в НАТО?
'В прошлом году в Афганистане погибло двое чешских солдат, 10 было ранено. Это было вообще в первый раз, что у нас были в бою человеческие потери, и это, конечно, отражает ухудшение ситуации в Афганистане. Это риск, который нельзя исключить, но гораздо лучше, когда террористам противостоят специально обученные экипированные солдаты, чем, если бы они напали на нас у нас дома, в Европе'.
- На чем специализируется Чехия в НАТО? Есть такая область, в которой чехи - незаменимые профессионалы?
'Мы - специалисты в обороне против оружия массового уничтожения. У нас есть, например, знаменитое элитное подразделение - так называемая 31 бригада по радиационной, химической и биологической обороне. Ее штаб-квартира в городе Либерец, она активно участвует в разных заграничных миссиях. В настоящее время - в афганской провинции Урузган, находится там в составе голландской реконструкционной команды, а также числится в резервных силах быстрого реагирования НАТО.
И еще наша специализация - пассивное отслеживание целей в воздухе и на море. В этой области Чехия располагает и промышленной базой. Компания 'ERA Pardubice', например, выпускает пассивные отслеживающие системы 'VERA'.
- Какую позицию Чехия занимает по поводу гипотетического создания военной структуры ЕС, которая способна бы была противостоять НАТО?
'ЕС, конечно, развивается, и будет еще дальше развивать свою военную составляющую и сотрудничество в области обороны в рамках ЕС. Однако, нельзя допустить, чтобы ЕС создавал двойные структуры, и вычленял разные подразделения для службы в той или иной организации. Должно быть сотрудничество, взаимодополнение, ни в коем случае не конкуренция. Чешская Республика к подобному дублированию относится очень критично. Безопасность Европы и Северной Америки неделима по количеству берегов Атлантического океана, НАТО должен оставаться самым главным инструментом в этой области, у ЕС есть свои функции, которые касаются главным образом экономики'.
У нас есть мнение по этому поводу и российского эксперта по международному вооружению, сотрудника лондонского института Чатхэм-хаус Юрия Федорова:
'Говорить о том, что ЕС может создать военную организацию, сопоставимую с НАТО, пока рано. Да, собственно, ЕС такую задачу перед собой и не ставит. ЕС ставит перед собой задачу создания сил, которые способны выполнять определенные миротворческие операции, в том числе операции по принуждению к миру, и в первую очередь за пределами ЕС. Тут происходит своего рода как бы распределение обязанностей, потому что большинство стран ЕС являются членами НАТО, и НАТО берет на себя заботу о них. Военные подразделения под командованием ЕС предназначены для действия в других регионах'.
- А давайте сравним военные возможности НАТО и России. Есть стереотип про Россию, что там жестяные танки чуть ли не со времен второй мировой войны остались. Насколько современна там система вооружения на самом деле?
'Россия находится в довольно сложном положении. И существует общая точка зрения, как российских военных, таки и зарубежных специалистов о том, что силы общего назначения, то есть неядерные силы в России находятся в очень сложном положении и деградируют. Война против Грузии показала, что с одной стороны Россия при создании численного превосходства, в состоянии нанести поражение армиям небольших стран, находящихся около России. Вместе с тем выявились очень серьезные недостатки в организации, управлении вооруженными силами, отсутствует современная система связи, что очень важно. Существуют большие сложности в системе управления войсками, наведения на цель и так далее. Говорить о том, что российские танки - жестяные, конечно, не приходится. В основном, танковый парк России был создан в 60-70 годы, это основные типы машин, которые сегодня находятся на вооружении. Современных танков очень мало. Но это достаточно мощные силы, если сравнивать их с вооруженными силами таких стран, как Грузия, Армения или Азербайджан, но это силы, которые вряд ли способны реально противодействовать современным войскам, которые есть в большинстве стран НАТО'.
- То есть, если сравнивать состояние вооруженных сил НАТО и России, то Россия однозначно проигрывает?
'Знаете, я бы опять-таки более сложно ответил. Если говорить о состоянии обычных вооруженных сил, вот качественный уровень России и большинства стран НАТО, то - да. Россия проигрывает. По количеству, тут другой вопрос. Но если говорить о военном потенциале, то есть включать сюда и ядерный компонент, то говорить о том, что Россия серьезно уступает, я бы пока не стал. Может быть, даже, и наоборот, если иметь в виду, что у Росси существует довольно большой потенциал тактического ядерного оружия, которое предназначено, прежде всего, для использования против европейских стран'.
Если вернуться к танковому парку России, о котором говорит господин Федоров, то интересно, что именно основной боевой танк Т-72, который находился на вооружении армии СССР с 1973 года, сейчас состоит на вооружении чешской армии в составе НАТО. В модифицированном виде эти танки используются в чешской армии с 2004 года.