Опять люди в черном, вооруженные автоматическим стрелковым оружием, бегают по государственным учреждениям. Правда, в Украине они занимаются не поиском инопланетян, нарушающих правила пребывания на планете Земля, а выполняют совсем другие функции. На этот раз люди в черном (спецгруппа "Альфа") сопровождали следователей СБУ, которые пытались осуществить выемку документов в госкомпании "Нефтегаз Украины".
Вполне привычная для нас картина. Периодически отношения между ветвями власти сопровождаются полусиловым выяснением отношений. Меняются только названия спецподразделений (Управление государственной охраны, "Беркут", "Гриффон", "Альфа"), фракционная принадлежность депутатов, участвующих в столкновениях с людьми в черном (Партия регионов, БЮТ) и места конфликтов (Генеральная прокуратура, Печерский районный суд, "Нефтегаз Украины").
Определенную пикантность нынешнему конфликту придает то обстоятельство, что его главные участники - Президент и премьер - накануне резонансных событий подписали пакт о перемирии. Речь идет о так называемом совместном заявлении Ющенко и Тимошенко, направленном руководству МВФ. Цитирую особенно прочувственные места данного документа, буквально берущие за душу: ":Мы не можем позволить предвыборной политике углубить кризис, поэтому обещаем прекратить наши ссоры: Мы подтверждаем нашу готовность решительно действовать вместе для возобновления доверия: Верим, что совместные действия помогут нам преодолеть кризис". Вот так, за очередной транш кредита Международного валютного фонда (примерно $2 млрд.) премьер и Президент взялись за руки и публично помирились.
Менее чем через 24 часа (!) 49 представителей фракции БЮТ проголосовали за отставку любимца гаранта - министра иностранных дел Владимира Огрызко. Именно поддержка "бютовцев" позволила Раде принять соответствующий проект постановления. Юлия Тимошенко объясняет случившееся "проявлением внутрифракционной демократии": "Просила их не голосовать, однако у депутатов столько накипело на душе, что они меня не послушали. И знаете, я их понимаю, поскольку Огрызко оскорбил Кабинет министров". "Свободное" голосование фракции БЮТ - это, безусловно, аномалия, которая бы заинтересовала даже доктора Хауса. Однако не нужно делать биопсию костного мозга Ивана Кириленко, чтобы понять: внутрифракционная демократия здесь не при чем.
Представить себе одного "бютовца", голосующего по велению сердца, вразрез с командой, в принципе, можно. Шел по проходу между рядами в сессионном зале. Упал. Случайно попал карточкой в нужную щель. Начался эпилептический припадок, в ходе которого он в течение десяти секунд удерживал нужную кнопку аккурат в момент голосования по Огрызко. Вполне вероятное стечение обстоятельств. Однако одновременный приступ эпилепсии с последующим попаданием в щель у сорока девяти "бютовцев" не убеждает. Что-то заставляет сомневаться в искренности Юлии Владимировны. Наверное, необоснованное, чисто интуитивное предчувствие.
Последующее развитие событий засвидетельствовало: либо Тимошенко знала о плане Секретариата Президента обвинить ее в "газовой коррупции" (имеются в виду события в "Нефтегазе") и действовала на упреждение, либо сознательно спровоцировала гаранта на обострение ситуации. В любом случае эти два события - парламентская отставка министра иностранных дел и вояж следователей СБУ в компанию "Нефтегаз Украины" - взаимосвязаны. Автографы Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко под пактом о перемирии теперь стоят не дороже бумаги, на которой расписались руководители государства.
Дальнейшее развитие событий возможно по двум основным сценариям. Начнем с пессимистического. Война за 11 миллиардов кубических метров "голубого золота", которая ведется между Секретариатом Президента и Кабинетом министров при более чем активном участии Службы безопасности, - это лишь очередной, почти силовой формат противостояния между премьер-министром и гарантом. Логика развития данного конфликта предполагает обвинение Тимошенко в "сдаче национальных интересов" на базе документов, полученных в результате следственных действий. Не случайно же в офисе "Нефтегаза" искали в первую очередь оригиналы украинско-российских газовых соглашений. Отставка премьера, введение прямого президентского правления - вот конечный итог эскалации напряженности. Естественно, премьер вместе со своей политической силой примет более чем активное участие в этой войне. Набор контрмер достаточно традиционен: назначение парламентом временно исполняющего обязанности главы СБУ (соответствующий проект закона принят Верховной Радой за основу), форсированная подготовка законодательной базы к процедуре импичмента, внесение изменений в Конституцию, цель которых - распределить власть в стране между двумя политическими силами (БЮТ и ПР). Следует учитывать еще и то обстоятельство, что война властей затронула такую сверхчувствительную область, как газовый транзит. Если деятельность "Нефтегаза" окажется заблокированной, то это приведет к сбоям оплаты за поставленный в Украину российский газ. Следствие - прекращение транзита голубого топлива в Европу. Как болезненно реагирует Евросоюз на подобные "нюансы", мы с вами имели возможность наблюдать в январе нынешнего года.
Второй вариант более оптимистичен. На определенном этапе противостояния конфликт будет заморожен. Хотя после последних заявлений премьера - "напомаженное существо с бриолином на волосах" (об одном из заместителей главы СБУ), "Президент и "РосУкрЭнерго" - это одна компашка" - верится в подобный исход с трудом. Но, тем не менее, шанс есть. Не случайно представители БЮТ дают понять, что готовы проголосовать за отмену постановления об отставке Владимира Огрызко. В качестве условия подобного "примирения" выдвигается требование к экс-главе МИД принести публичные извинения за дискредитацию деятельности Кабмина и премьер-министра. В свою очередь сам Огрызко считает для себя невозможным оставаться на посту министра даже после принесения извинений... со стороны правительства. Он обратился к Президенту с просьбой не вносить его кандидатуру в Раду на пост главы внешнеполитического ведомства. Вопрос как бы завис в воздухе. Кстати, БЮТ уже не раз демонстрировал, что может без тени сомнений и сложных внутренних дискуссий голосовать за отмену своих предыдущих решений. Например, 2 октября 2008 года "бютовцы" в порыве мазохизма отменили почти все законы, принятые совместно с "регионалами".
Да и проект закона, предусматривающий назначение Радой временно исполняющего обязанности главы Службы, принят лишь за основу. По всей видимости, Тимошенко оставляет за собой возможность дать задний ход. Но никто не сомневается в том, что на существенные уступки она не пойдет. Отставка Огрызко поставила так называемую псевдокоалицию на грань развала. Имеется в виду та часть фракции "НУНС", которая ориентируется на Тимошенко. В результате премьер может оказаться вообще без парламентской поддержки. Без части "НУНС" она не способна организовать позитивное голосование по бюджетным и кадровым вопросам. Даже при поддержке фракции КПУ. В таких условиях ей остается лишь рассчитывать на Партию регионов, а это уже совершенно другая история.
Пока же война гаранта и премьер-министра развивается довольно быстрыми темпами. БЮТ на полную катушку пользуется отточенными до совершенства юридическими схемами. За пару часов получить на руки решение суда, запрещающее следователям СБУ проводить оперативные действия в отношении "Нефтегаза", для "бютовских" юристов вообще не проблема. И гарант ничего не может с этим сделать. Ликвидировать суды он уже не в состоянии. Юлия Тимошенко очень агрессивно принуждает Ющенко к миру. Причем на своих условиях. Президента настойчиво и последовательно приучают к мысли, что ему лучше спокойно дожидаться завершения срока своих полномочий.