'До сих пор март для нашего народа был знаменателен двумя датами - 8 марта и 16 марта, - вводит в курс дела своих читателей латвийская газета 'Телеграф' в материале 'В ожидании 32 марта'. - Международный женский день у нас празднуют почти все. День легионера отмечают немногочисленные оставшиеся в живых легионеры, их почитатели из национально-патриотического крыла, группа антифашистов и батальон журналистов, усилиями которых это событие тоже становится международным'.
'Рижская дума в понедельник пошла на радикальный шаг: решила запретить у памятника Свободы публичные мероприятия, посвященные Дню памяти латышского легиона СС 16 марта. Сторонники бывших 'солдат вермахта' забили тревогу и пообещали обратиться в суд. Левая оппозиция ликует: нацизм не прошел!' - продолжает тему в публикации 'Нацизм не прошел' газета 'Час'.
После рижских погромов 13 января власти стали бдительнее, поясняет газета действия Рижской думы, новых беспорядков никто не хочет, а День легионера традиционно считается опасной датой. Ранее радикальная партия 'Все - Латвии' и организация Daugavas vanagi подали заявки на проведение 16 марта в центре Риги шествия бывших участников латышского легиона СС и их сторонников. В свою очередь левая общественная организация 'Родина' подала заявку на проведение в тот же день у памятника Свободы в центре Риги акции протеста.
Решение Рижской думы поддержал член президиума Сейма от 'Центра согласия' Андрей Клементьев: 'Мы давно призывали рижские власти запретить проведение мероприятий, посвященных Дню памяти латышских легионеров СС. Особенно это актуально в период кризиса, когда активизируются различные радикальные силы. Гитлер ведь тоже пришел к власти в период экономического кризиса. День легионеров СС в Латвии традиционно раскалывает общество. Сейчас же важно искать пути к единению'.
'Шествия бывших легионеров СС имеют очень большой резонанс в мире и выставляют Латвию не в лучшем свете, - считает депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ Юрий Соколовский. - Этот шаг свидетельствует о том, что Латвия хочет избежать позора'.
Тем не менее, радикалы без боя сдаваться не намерены. Daugavas vanagi обратилась в Административный районный суд Риги, чтобы оспорить запрет. Похоже, предполагает 'Час', что решение столичных властей нарушило планы многих политических организаций, для которых 16 марта - одна из возможностей заявить о себе в полный голос.
Запретить 9 мая все мероприятия в парке Победы, если этого потребуют соображения безопасности, потребовала фракция 'Нового времени' в Рижской думе. Ее лидер, Олаф Пулкс, выразил сожаление чрезмерной политизацией дня памяти легионеров СС, которая привела к тому, что бывшим солдатам запрещено у памятника Свободы воздать дань памяти своим павшим товарищам".
'Пулкс и команда не разобрались в сути вещей, - заявил председатель парламентской фракции 'Центра согласия' Янис Урбанович. - Нельзя сравнивать 9 Мая и 16 марта - как говорят в Одессе, это две большие разницы. Одно дело мировой праздник, который празднуется, в том числе и у нас, а другое - надуманная дата, которая навязывается крохотной частью населения для внесения раздора во все общество. 9 мая для кого-то конец войны, для кого-то День Победы. Но в любом случае во всем мире это праздник. И 16 марта не идет с ним ни в какое сравнение. 'Новое время' перегнуло палку'.
Негативно инициативу 'Нового времени' оценила и директор Латвийского центра прав человека и этнических проблем Илзе Бранд-Кехре.
На официальную реакцию МИД РФ обращает внимание эстонская газета 'Вести дня' - 'МИД РФ: героизация ветеранов СС компрометирует Латвию и ЕС'. 'По мнению МИД России, когда в какой-нибудь европейской стране можно получить тюремный срок только за скептические высказывания в отношении жертв Второй мировой войны, в другой - полным ходом набирает обороты кампания героизации нацизма. Подобным заигрыванием с историей Латвия компрометирует не только себя, но и весь Евросоюз', - приводит издание слова официального представителя МИД РФ.
'Чем ближе 16 марта, тем плотнее абсурдная муть вокруг этой даты. Позиционирование "титульных" и "меньшинственных" политиков относительно мероприятий памяти легионеров, разумеется, существенно проще осуществимо - нежели поиск недостающих четырехсот миллионов латов в бюджете. Но если уже МИД России выступил с решительным протестом относительно маршей эсэсовцев в Риге - значит, дело серьезно. Что-то будет?' - задается вопросом 'Вести Сегодня'.
'Трещина, разорвавшая латышей в XX веке, должна быть воспринята русскими, нацией Ленина и Керенского, Фрунзе и Колчака, адекватно. А значит, философски, а не через пропагандную призму, - апеллируя к истории поясняет автор статьи 'Нулевая сумма'. - Для всей Европы Вторая мировая была "переигрыванием" всех гражданских, политических конфликтов 1917-1941 годов. Гражданская война - это игра с нулевой суммой, где победитель получает все, а проигравший ничего. В ней по сути невозможно примирение. Пленных любо зачисляют в свою армию - либо расстреливают'.
Газета считает, что гражданская (для Латвии) война и ее мифы продолжают беззастенчиво эксплуатироваться и спустя почти семь десятилетий. 'Порочный круг насилия, перешедший из военно-карательной в агитационно-манифестационную сферу, не меняет сущностности. Это восприятие политического оппонента как Врага, Чужого, НЕ-человека, по отношению к которому все позволено - и коему уготована только одна участь. И мы еще удивляемся, отчего у нас в Латвии все как-то не так', - резюмируют 'Вести Сегодня'.
К историческим понятиям, таким как голодомор, Катынь, 'советская оккупация', которые постоянно присутствуют в информационном поле, являясь камнем преткновения при их трактовке, обращается литовский новостной портал Delfi в интервью с российским историком Алексеем Миллером. Который, впрочем, оговорился, что будет говорить больше об исторической политике России, Украины и Польши, просто потому, что больше о них знает.
Миллер напоминает, что сам термин 'историческая политика' (Geschichtspolitik) возник в ФРГ в 1982, когда ХДС во главе с Гельмутом Колем пришла к власти. Коль, между прочим, по образованию - историк. Он назначил к себе в советники профессионального историка Михаэля Штюрмера и стал проводить политику в области истории, которая должна была закрепить его победу и подорвать влияние социал-демократов. Коль попытался отойти от 'восточной политики' Вилли Брандта, характеризующейся активным обсуждением нацистских грехов, по-новому расставить акценты и заявить о 'моральном повороте'. Но реакция общества и других политических сил была настолько острой, что Колю пришлось быстро от нее отказаться.
Российский историк, преподающий в Центрально-Европейском университете в Будапеште, считает, что историю можно обсуждать так, чтобы когда в прибалтийских постсоветских государствах рассматривалась тема оккупации и преступлений советского режима, а они безусловно были, замечает он, то никоим образом не задевая русских, живущих в этих странах. 'Это возможно, - замечает он. - Вопрос в том, что в Эстонии и Латвии, где значительная часть русских с самого начала отрезана от гражданства, и проводится историческая политика, которая закрепляет это разделение, отчуждение общин напрямую имеет влияние на исход конкретных выборов'.
Алексей Миллер не согласен с Адамом Михником в том, что все проводят историческую политику. 'Это опасно, - считает Миллер в интервью 'Историческая политика уничтожает пространство для диалога'. - Михник считает, что об исторической политике просто начинают говорить тогда, когда один взгляд сменяется на другой. А я считаю, что об исторической политике нужно говорить тогда, когда происходит индоктринация. При этом важно, что может быть и либеральная индоктринация, когда 'разные' точки зрения представляются в вопросе 'Путин сволочь или скотина - выберите правильный ответ''.
И если историческая политика уничтожает пространство для диалога, то иногда неплохо обратиться к поиску понятного для всех сторон общего языка. 'Казус в Женеве, где преемница К.Райс Х.Клинтон вручила министру Лаврову символическую кнопку с надписью 'peregruzka' вместо более подобающего по сюжету 'perezagruzka', вызвал разные толкования. Вообще-то русский язык достаточно сложен', - замечает в своей колонке на страницах 'Известий' Максим Соколов.
По его мнению, расцвет дипломатии старых времен в немалой степени был связан с удачным выбором международного языка переговоров и трактатов. Сперва им был латинский (мертвый язык с выверенной точностью значений и выражений - это вообще идеально), а затем его сменил французский, о котором один английский дипломат писал, что если точность - одно из важнейших качеств дипломатии, то французский - один из самых точных языков, когда-либо изобретенных человеческим умом.
'Воцарившийся ныне в дипломатии американский язык - это все, что угодно, но только не инструмент, 'употребляющий слова почти с геометрической точностью', - пишет Максим Соколов в комментарии 'Заперегрузка'. - Он отличается выдающейся метафоричностью - куда ни глянь, всюду 'решительная сила', 'факел свободы' или что-нибудь еще в этом роде, а все официальные герои беспрестанно 'наслаждаются' и 'испытывают гордость' по поводу любых явлений природы и общественной жизни'. Автор переводит дипломатический вопрос переведенный в лингвистическую область. 'Вопрос скорее в состоянии современного дипломатического языка, изобилующего избыточными метафорами, которые неизбежно порождают различные толкования', - замечает он.
Возвращаясь к женевскому конфузу, обращенному в шутку, Максим Соколов добавляет, что 'в конце концов история дипломатии знает и более интересные казусы. И в пример приводит 60-е годы прошлого столетия, когда в Лондоне задумали устроить перезагрузку советско-британских отношений и растопить былые льды.
'Глава Форин-офис, вняв советам знатоков России, приветствовал своего советского коллегу А.А.Громыко радостным возгласом 'Гей, Андрьюшка!' Вопреки ожиданиям знатоков Андрьюшка не впал в перезагрузку, а всего лишь удивился, но, впрочем, отношения особо не улучшились. Поэтому и в нынешнем случае искать какие-то изысканные намеки не стоит', - делает вывод автор известинского комментария.