Одним из условий продолжения переговоров по соглашению о партнерстве между ЕС и Россией могло бы стать подписание Россией пакта о ненападении с ее соседями. Эта рекомендация содержится в докладе, составленном депутатом Европейского парламента от Польши Янушем Онышкевичем (Janusz Onyszkiewicz) и опубликованном 8 марта.
'Комитет (комитет Европейского парламента по международным делам) считает, что идущие в настоящее время переговоры по вопросу нового соглашения о партнерстве между ЕС и Россией не должны восприниматься как легитимизирующие статус-кво в Грузии. Согласно условиям нового соглашения, Россия должна дать гарантии неприменения силы против своих соседей. Переговоры о возобновлении соглашения о партнерстве между ЕС и Россией, срок действия которого истек в конце 2007 г., начались 4 июля 2008 г. и были приостановлены после начала войны в Грузии. Решение о возобновлении переговоров было принято на саммите ЕС-Россия в Ницце в ноябре прошлого года, - отмечается в докладе, в котором также содержится призыв к России 'способствовать поиску прочного политического урегулирования в Косово, Приднестровье и Молдове'.
Строгий тон европарламентариев вызвал в Кремле довольно негативную реакцию. Глава комитета российской Думы по международным делам Константин Косачев связал эти рекомендации с грядущими выборами в Европе. 'Такая радикальная точка зрения некоторых евродепутатов обусловлена началом избирательной кампании. В начале июня проходят выборы в Европейский парламент, и многие депутаты с готовностью спекулируют на тему России', - заявил Косачев.
Россия была подвергнута критике со стороны еще одного высокопоставленного представителя ЕС. Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства, заявила, что 'Война в Грузии и газовый кризис серьезно подорвали уровень доверия' в отношениях между Европой и Россией. Однако она также указала на важность продолжения сотрудничества с Москвой. 'В настоящее время мы стоим на перепутье. Россия сильно пострадала в результате глобального экономического кризиса и, в особенности, падения цен на энергоносители. Когда я была в начале февраля в Москве с председателем [Еврокомиссии] Баррозу и восемью другими комиссарами, я отметила растущее понимание уровня нашей взаимозависимости и необходимости сотрудничества по многим вопросам', - заявила Ферреро-Вальднер, выступая 9 марта в Лондоне.
'В ноябре прошлого года Комиссия провела комплексную оценку отношений ЕС-Россия. Мы пришли к выводу о том, что не стоит скрывать определенные разногласия, существующие между нами, - такие, как Грузия и права человека; но также о том, что они не должны мешать нам вести практическое взаимодействие по вопросам, представляющим взаимный интерес. В настоящее время мы ведем переговоры о новом соглашении ЕС-Россия, призванном создать правовые обязательства и эффективные способы разрешения споров. Вместе с приемом России в ВТО, за который мы всегда активно выступали, это самый эффективный способ подтолкнуть Россию в направлении уважения систем, основанных на правилах', - добавила Ферреро-Вальднер.
Еврокомиссар подчеркнула, что новое соглашение с Россией позволит сторонам четко провести 'предельные черты' в своих отношениях. К ним она отнесла 'обязательства России о выводе своих войск из Молдовы и Грузии'. Ферреро-Вальднер также говорила о программе 'Восточное партнерство', распространяющейся на бывшие советские республики Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину. Она назвала этот проект 'амбициозным', заявив, что углубление двусторонних отношений между ЕС и его восточными партнерами будет зависеть от того, насколько продвинутся данные страны в сфере 'демократии, верховенства закона и прав человека'. 'Те страны, где будет отмечено продвижение, смогут претендовать на более тесные политические отношения с ЕС - в форме соглашения об ассоциированном членстве, - заявила комиссар. - Выстраивание отношений с восточными партнерами должно быть двусторонним процессом. Они хотят более свободной торговли и упрощения порядка въезда. ЕС хочет стимулировать реформы. Реального продвижения по соглашениям о свободной торговле мы можем добиться лишь с теми странами, экономика которых действительно готова открыться для конкуренции. А упрощение визового режима может произойти лишь с теми странами, которые выдают защищенные проездные документы, надлежащим образом ведут пограничный контроль, и с которыми подписаны соглашения о реадмиссии', - заявила комиссар.
Заявления европейских чиновников стали 'полной неожиданностью' для России, считает независимый грузинский политолог Сосо Цискаришвили. Он говорит, что инициатива по установлению 'предельных черт' в отношении действий России в Грузии была согласована Вашингтоном и Брюсселем, и Кремль был к ней не готов, поскольку ранее Запад занимал по отношению к России, казалось бы, более терпимую позицию.
'Это стало ответом на бесстыдное предложение российского президента Медведева о создании 'новой стратегической концепции безопасности' с Западом. Думаю, Европа была удивлена такой инициативой от страны, которая сама совершила агрессию в отношении соседа. Россия слишком долго игнорировала слабость своей позиции при объяснении причин войны в Грузии, и теперь у нее еще больше проблем, чем могло было бы быть, поскольку Брюссель наряду с грузинскими вопросами упомянул о присутствии российских войск в Молдове', - считает аналитик.
Сосо Цискаришвили добавил, что решение России принять или проигнорировать требования Запада будет зависеть от 'личной воли' российских лидеров 'развивать Россию как современное государство или оставаться политическими камикадзе'.