В ответ на вопрос о Европейском Союзе Вячеслав Никонов перечислил три основных слабых места, которые, по его мнению, не позволяют этому альянсу из двадцати семи стран стать сверхдержавой. Это: 1) отсутствие стратегической глубины; 2) нехватка природных ресурсов; 3) неумение мыслить масштабно.
"ЕС не стремится к мировому господству, в отличие от Америки", - размышляет вслух глава московского аналитического центра Polity Foundation и человек прекрасных манер.
По его словам, Россия способна исправить все три перечисленные недостатка. С другой стороны, указал Никонов (он приходится внуком Вячеславу Молотову, бывшему министром иностранных дел СССР), Россия уже отказалась вступать в Евросоюз в 1998 году, когда ею рассматривался вопрос об этом.
"Вывод был сделан такой, что это неприемлемо. В ЕС слишком много социализма - а то и коммунизма: чересчур сильное государственное регулирование, чересчур много социальных программ, чересчур высокие налоги," - пояснил Никонов.
Подобное отношение вполне укладывается в рамки распространенного в Москве скептического отношения к Евросоюзу и его значению. Если сам Евросоюз считает себя флагманом межгосударственной интеграции XXI века, то многие российские политики в этом смысле продолжают мыслить в категориях XIX века (сферы влияния и проч.).
На пятницу назначены переговоры между главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу (Jose Manuel Barroso) и российскими лидерами по таким "мягким" вопросам, как энергетика, торговля и инвестиции. Однако вестись эти переговоры будут на фоне продолжающихся между Россией и Западом дискуссий на такие темы, как военные нападения, ракеты, милитаризация экономики и строительство военных баз.
Предыдущий визит Баррозу в Москву состоялся в сентябре, когда гремел конфликт России с Грузией. С тех пор произошли такие события, как угроза России разместить ракеты в Калининградской области и газовый кризис на Украине, из-за которого значительная часть населения Европы осталась без тепла. А на этой неделе Киргизия (вероятно, под влиянием России) приняла решение закрыть размещенную на ее территории американскую военную базу - спустя пять месяцев после того, как президент Дмитрий Медведев объявил территорию стран - бывших сателлитов СССР "регионом первостепенных интересов".
Или туда, или сюда
Если десять лет тому назад Россия активно стремилась к тому, чтобы ее считали частью "запада", и тогда ее можно было остерегать угрозами исключения из западных институтов, то теперь правительство, аналитики и ученые заявляют, что страна в большей степени руководствуется непосредственными прагматическими соображениями, чем долгосрочными идеологическими вопросами.
"Они вечно говорят с нами о философии," - сказал о европейцах заместитель председателя комитета по международным отношениям при Государственной Думе Андрей Климов.
Что касается "газовой" ссоры с Украиной, то Климов еще на том этапе, когда было неясно, кто прав, кто виноват, категорическим тоном заявил, что никаких сантиментов не будет:
"Мы не собираемся отдавать несколько миллиардов долларов только ради сохранения отношений," - имея в виду предполагаемую кражу российского газа украинцами.
Тем не менее, создается впечатление, как будто Россия никак не может научиться доносить свою мысль до окружающих.
"Они (то есть русские) вечно действуют импульсивно, без генерального плана, да еще и такими методами, которые можно обратить против них - и это постоянно и делается!" - считает глава Никсоновского центра в Вашингтоне Дмитрий Саймс (Dimitri Simes).
Несмотря на то, что для разрешения газового кризиса Россия прибегла к услугам ряда пиар-агентств, виновным была признана именно она. Саймс считает, что виной тому импульсивность и эмоциональность поведения России.
"Не было никакого резона отказываться от консультаций с правительствами (западноевропейских стран), а не принимать решение сразу. Безусловно, это так. Думаю, они (русские) просто не могут нормально организовать процесс принятия решений."
Все игнорируют
Новообретенная "крутизна" России, по мнению московских аналитиков, Западом игнорируется. США не отказались от своих планов построить противоракетные базы в Центральной Европе; НАТО продолжает рассматривать возможность принятия в свои ряды Украины и Грузии, что, по мнению Никонова, представляет "экзистенциальную угрозу" для России.
Но реакция России постоянно оказывается либо плохо продуманной, либо высказанной в неверном тоне. В тот самый день, когда Барак Обама (Barack Obama) победил на президентских выборах в США, Медведев заявил о готовности разместить баллистические ракеты в Калининградской области "в случае необходимости" отразить угрозу, исходящую от предполагаемых противоракетных баз в Восточной Европе. В январе, однако, было объявлено об отказе от этого шага.
Климов признался, что ему надоело, что Запад относится к России как к "сборищу спившихся бездарных империалистов с ядерным оружием".
"Если мы империалисты, почему мы тогда ушли из Грузии? Почему мы ее всю не захватили?".