Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стратегическое партнерство на холодном морском ветру

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда осенью 2007 года Дональд Туск занял пост премьер-министра Польши, многие аналитики ожидали, что отношения с Киевом могут стать более прохладными. Эти опасения связывали с провозглашенным новым приоритетом зарубежной политики Варшавы - более тесными отношениями с Москвой.

Когда осенью 2007 года Дональд Туск занял пост премьер-министра Польши, многие аналитики ожидали, что отношения с Киевом могут стать более прохладными. Эти опасения связывали с провозглашенным новым приоритетом зарубежной политики Варшавы - более тесными отношениями с Москвой. Можно ли дружить с Кремлем и вместе с тем и далее последовательно поддерживать проекты, направленные на укрепление независимости Украины и Грузии от той же России? Тогда, в 2007-м, уверяли, что одно с другим никак не связано. Доказательством добрых намерений должно было стать назначение этнического украинца депутата сейма Мирона Сыча на высокую должность советника премьера по вопросам Украины. Однако жизнь перечеркнула эти планы: против Мирона Сыча вдруг развернули кампанию черного пиара, а Дональд Туск окружил себя советниками, взгляды которых вряд ли будут способствовать развитию сотрудничества с Киевом.

Как следствие - море громких деклараций, которые так и остаются пустыми, и затягивание важных для Украины инфраструктурных проектов, которые могли бы не понравиться Москве. За это отвечает прежде всего так называемый гданьский двор Туска, не скрывающий своих пророссийских симпатий (или, скорее, интересов) и полнейшего равнодушия к идее стратегического партнерства с чужой для них Украиной.

Северная столица

'У нас живется хорошо, как в столице. И море близко', - шутят иногда жители Гданьска. И не случайно. Ведь неформальный политический центр государства - именно здесь (его роль аналогична роли Петербурга в России). Это связано с феноменом 'Солидарности', возникшей, как известно, именно на побережье. В восьмидесятые годы самые активные действия антикоммунистической оппозиции осуществлялись в Гданьском и соседнем Эльблонгском воеводствах, да и коммунистические наместники были здесь несколько либеральнее. Теперь эти люди являются стержнем двух правых партий, почти полностью поделивших между собой политическую сцену, - 'Гражданской платформы' и 'Права и справедливости'. Достаточно сказать, что с Труймястом связаны президент Лех Качиньский, премьер Дональд Туск, спикер сената Богдан Борусевич, влиятельный политик 'ПиС' Яцек Курски, а также несколько министров и ряд чиновников высокого ранга.

Упомянутая тенденция наиболее прослеживается в политических структурах 'Гражданской платформы', возникшей на базе Конгресса либералов, основанного под конец восьмидесятых годов как раз в городе 'Солидарности'. Это своеобразный феномен: вокруг коммунизм, везде длится военное положение, а здесь группа студентов и выпускников собирается на полуофициальных встречах, чтобы обсуждать идеи государства с либеральной, рыночной экономикой.

Море формирует характер политиков

Каждому тоталитарному государству необходим какой-либо остров нормальности, окно в мир. Для коммунистической Польши таким островом были некоторые курорты (например, Закопаны), где коррумпированная власть не хотела замечать частной инициативы и торговли валютой, сетей магазинов класса 'люкс' - Pewex i Baltona (в которых официально продавали товары за доллары). К тому же там расположены морские порты. Морское хозяйство было тогда особенно сильным и развитым, а порты и пароходные общества значительно интегрированы в мировую экономику. Наполовину обанкротившийся режим должен был как-то зарабатывать твердую валюту. Эта атмосфера открытости и экономического либерализма привлекала на побережье наиболее активных людей со всей страны. Многие из них стали потом активными деятелями Конгресса либералов, позже - Унии свободы и избирательной акции 'Солидарность', а на конец - 'Гражданской платформы'.

Люди из этой среды - прагматики, по характеру немного похожие на немцев. Они активно противостояли коммунистической системе и вместе с тем хорошо в ней устроились. Возможно, поэтому взгляд представителей этой среды на Россию - такой же, как и немецкий. Главное - хорошо жить с большим соседом и эффективно сотрудничать с ним в экономике даже ценой политических уступок. А Украина этих людей совсем не интересует, ведь для них сотрудничество с Киевом является абстрактным и никому не нужным понятием. Эти люди не мыслят представлениями 'исторической необходимости', их не убеждает лозунг 'Без свободной Украины не будет свободной Польши', они привыкли опираться только на собственные силы. Зачем терять время и силы на изучение каких-то абстрактных перспектив делового сотрудничество с Украиной, Грузией или Азербайджаном, поскольку и без того очень много интересных и прибыльных возможностей ведения бизнеса? С теми же россиянами, например.

Свой своего поддержит

Именно из такой среды вышел премьер Дональд Туск. Окружение премьера и люди, занимающие руководящие посты в поморской самоуправе, - это в основном давние друзья со студенческих времен, которым сейчас от 40 до 55 лет. И теперь они создают закрытое политически-делово-товарищеское сообщество, в котором все поддерживают друг друга и лоббируют интересы своего региона. Потому некоторые аналогии с кланом 'донецких' и Партией регионов здесь не случайны - конечно, при полном понимании отличий в мировоззрении, финансовом положении бизнесменов и методах ведения бизнеса.

И так же, как 'донецкие' не имеют каких-либо особых пропольських симпатий, так и гданьские 'платформерсы' полностью равнодушны к Украине. Это равнодушие отражается в польско-украинском сотрудничестве, которое реализовывает правительство Туска, а скорее его бездеятельности на этом направлении.

Есть еще один важный нюанс. Президент Лех Качиньский и партия его брата Ярослава даже не скрывают своего русофобства. Сотрудничество с Украиной и Грузией было для них приоритетом именно для того, чтобы таким образом уравновесить влияние Москвы. Кстати, идентичные мотивы и у шведского министра иностранных дел Карла Бильдта, который также делает ставку на 'стратегический союз' с Киевом. Между тем правила жесткой внутрипольской политической войны требуют, чтобы нынешнее правительство протестовало против всего, что делали (или только пытались делать) предшественники. Качиньский хотел построить 'газопорт' в Свиноуйсце, чтобы диверсифицировать поставки газа? - Значит, мы его так быстро не будем строить, ну разве что в Гданьске. Качиньский хотел строить канал через Висляну косу и развивать порт, в котором свои терминалы будут иметь украинцы и белорусы? - Значит, нам его строить невыгодно, зачем реализовывать идеи противников и таким образом поднимать им рейтинг. От этого страдают государственные интересы? - Забудьте, всеполитического консенсуса вокруг приоритетов зарубежной политики уже не существует. Более того, сейчас модно подвергать сомнениям фундаментальные основы зарубежной политики. 'А почему бы нам не подключиться к близкой нашему менталитету Германии и не проводить политику дружбы с Россией?' - спрашивают гданьские либералы, выросшие в атмосфере почета к немецко-кашубскому прошлому своего города.

Скандинавский козырь, который будет потерян

Что характерно для правящей в Польше команды, так это полнейшее послушание и консолидированность вокруг лидера Дональда Туска и серого кардинала 'Платформы' - вице-премьера-силовика Гжегожа Схетины. Сегодня все в партии и правительстве подчинены стратегической цели - получить на выборах в октябре 2010 года президентское кресло для Туска, сделать Схетину премьером и в очередной раз победить на парламентских выборах 2011 года. Потому до конца срока парламента 'Платформа' избегает каких-либо решений. Она должна только администрировать и пугать народ возвращением 'страшных Качиньских', а в зарубежной политике - скорее идти на уступки, но ни с кем не конфликтовать, не поднимать проблемных вопросов, особенно в отношениях с Россией и Германией. 'Подождите, после 2011 года мы будем более решительными и все изменится, а теперь мы даже хотели бы что-то сделать, но братья Качиньские не дают', - объясняют народу пиарщики 'Платформы'.

Между тем такая политика стратегического партнера Украины отнюдь не способствует использованию открывающихся сейчас воз┐можностей. Как мы уже писали ('Северное измерение евроинтеграции Украины: какие перспективы', 'ЗН' ?3 от 31 января с.г.), у Украины появляются определенные шансы наполнить конкретным содержанием евроинтеграционные заявления, связанные с будущим шведским председательством в ЕС. Короче говоря, шведы крайне заинтересованы в налаживании новых транспортных путей в юго-восточном направлении и оживлении экономического сотрудничества с Ук┐раиной и странами Черноморья и Каспия. Речь идет о новых инфраструктурных проектах, к которым можно отнести строительство портовых терминалов и скоростных железнодорожных путей, которые в реальном измерении соединили бы Украину с северо-западной Европой. Их должны обсудить на уровне разных организаций регионального сотрудничества (например, Еврорегиона 'Балтика'), а результаты этих договоренностей записать в 'Стратегии' для Балтийского региона и в 'Восточном партнерстве'. А за этим последуют еэсовские деньги, которые при желании могли бы превратиться в новый 'план Маршалла' для Украины.

Однако для реализации этих шведских планов необходимо активное участие Польши, в частности польского правительства. Между тем, как уже упоминалось, окружение Туска не реализует и не желает реализовывать большинство этих проектов. Потому, скорее всего, шансы для Украины, связанные со шведским председательством и 'Восточным партнерством' будут потеряны, разве что роль 'транзитной' Польши возьмут Литва, Латвия и Беларусь. Учитывая уже существующие проекты (например, контейнерный поезд 'Викинг' или латвийское предложение построить белорусский порт на Балтике) - это самый реальный и целесообразный вариант.

Бывший капитан на министерском мостике

В польском правительстве указанными выше инициативами теоретически должна заниматься вице-министр инфраструктуры Анна Выпых-Наметко, которая при этом не скрывает своих пророссийских симпатий и равнодушия к украинской теме. 'Мы не собираемся ничего строить для Украины - ни канала, ни порта', - сказала когда-то госпожа вице-министр в беседе с корреспондентом 'ЗН', не совсем уясняя, очевидно, что разговаривает именно с украинским журналистом. И хотя это человек далеко не высшего ранга на политическом олимпе Польши, все же о ней, по разным причинам, следует сказать несколько слов.

В Польше ее назначение критикуют, поскольку на фоне предшественников деятельность Выпых-Наметко представляется не самой лучшей. Однако, что характерно, эти отрицательные мнения редко озвучиваются, а причина этого в солидарности гданьской среды.

Что важно, госпожа вице-министр имеет достаточно авторитарный стиль правления, который был уместен во времена, когда она работала капитаном на судне. Она неохотно слушает других и проталкивает не совсем корректные решения. Ситуацию усложняет факт, что госпожа Выпых-Наметко - грамотный специалист, но в узкой области, связанной с морской навигацией. Ей не хватает знаний и перспективного мышления в планировании более глобальных логистических систем, в которых заинтересованы шведы. Поэтому госпожа вице-министр совсем не тот человек, который мог бы реализовать проекты украинского терминала в польском Эльблонге и железнодорожного коридора Украина-Балтика. Вдобавок она неугодна соседней России и некоторым группам российско-литовского бизнеса из Клайпеды, и потому, на всякий случай, старается их не раздражать. Как следствие - ставка на затягивание процесса и такое поведение, словно она впервые слышит об идее 'Балтийской Украины'. И в этом она имеет полную поддержку своей партии.

Недопустимое давление

Кстати, госпожа вице-министр всерьез разгневалась на публикации в 'Зеркале недели', в которых речь шла о тех польско-украинских проектах, о существовании которых она официально якобы ничего не знает. Речь идет прежде всего о статьях 'Северное измерение европейской интеграции Украины: какие перспективы' и 'Украина-Балтика: а Гданьск и Калининград против'. Как следствие, она требовала от маршалка Варминско-Мазурского воеводства поручить своим подчиненным прекратить любые контакты с автором этих строк. По этим же причинам не стоит и говорить об участии подчиненного маршалку Центра восточных исследований в Ольштыне в совместном с 'Зеркалом недели' проекте, результатом которого должен был стать выпуск польскоязычного издания 'Черноморские порты Украины. Сборник статей еженедельника 'Зеркало недели' о морской отрасли Черного моря'. Как раньше намекали поляки, такое сотрудничество будет возможным только в определенных условиях - а фактически речь идет о попытке ввести цензуру в украинскую прессу представителем польского правительства. Об этом давлении мы уже информировали украинского консула в Гданьске, а также соответствующие органы в Польше.

К счастью, это скандальное поведение - лишь личная инициатива госпожи вице-министра, которая не совсем понимает недопустимость такого давления. Это только подтверждает тезис, что в окружении польского премьера есть случайные люди, которые только компрометируют Польшу и дейст┐вуют в ущерб украинско-польским отношениям.