5-го марта истек срок ультиматума президенту, выдвинутого новым политическим блоком - 'Альянсом - для Грузии', с требованием назначить референдум. Власть на это никак не отреагировала . Поэтому, как заявил альянс, они начинают собирать подписи населения с требованием отставки Саакашвили. С таким же требованием выступает и бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе. Таким образом, обе части оппозиции преследуют одну и ту же цель. Каковы вообще намерения Бурджанадзе и собирается ли она присоединиться к заявленному новым альянсом плану действий, - за ответом на эти вопросы 'Джорджиан таймс' обратилась к самой Нино Бурджанадзе.
- Вы заявляете, что ваша цель - отставка Саакашвили. Тогда, может, вы присоединитесь к начатым альянсом мероприятиям?
- Вы правильно сказали, действительно, моя цель - отставка Саакашвили, и именно поэтому мы назначили акцию 9-го апреля. К сожалению, акции - единственный путь, поскольку посредством диалога невозможно достичь поставленной цели.. Не знаю, может, вы располагаете какой-либо другой информацией, но мне известен предложенный альянсом только один путь - референдум. А он не ускоряет отставку Сакашвили.
Вообще-то референдум - хороший способ решения проблем, но не для Грузии. Скажем, Саакашвили действительно назначит референдум, но и в этом случае выборы не могут быть проведены до осени. А ведь каждый день нахождения Саакашвили во власти чреват опасностью, так как нет гарантии, что мы не окажемся втянутыми в какую-нибудь очередную провокацию или что такая провокация не будет инспирирована самой властью. По заявлению лидеров альянса, если президент не назначит референдум, они начнут собирать подписи населения. И этот путь также не является гарантией отставки Саакашвили, но если у них есть еще какой-нибудь другой план, мы его рассмотрим.
- Калбатоно Нино, если ваша цель действительно заключается в отставке Саакашвили, почему вам и Ираклию Аласания не удалось действовать согласованно? Хотя бы на начальном этапе? ... Согласитесь, что с тандемом Бурджанадзе- Аласания не справились бы ни правящая команда, ни Саакашвили.
- Абсолютно с вами согласна, и именно поэтому с моей стороны были предложения и Ираклию Аласания, и самому альянсу. Так что, если не удалось достичь согласия, - это не моя вина. Вообще ни о чьей вине я не говорю, просто считаю, что при таких согласованных действиях намного легче было бы достичь нашей общей цели.
- Конкретно, какие предложения у вас были?
- Совместные, координированные действия для достижения общей цели. И это я предложила не только Ираклию Аласания, но и Давиду Гамкрелидзе, Давиду Усупашвили, Левану Гачечиладзе. Хочу подчеркнуть, что пока все мы не достигнем общей цели, не должно быть и речи ни о каких президентских амбициях, кандидатах в президенты. После того как мы придем к цели, каждый может выдвинуть свою кандидатуру или поддержать какого-либо лидера. Для меня согласованные действия не составляют проблемы. Просто батони Ираклий свою стратегию избрал вместе с 'Новыми' и 'Республиканцами'.
- Ваши заявления о начале акций 9-го апреля, фактически, были оглашены р после ультиматума президенту, выдвинутого со стороны лидеров 'Альянса - для Грузии'. Создается впечатление, что часть оппозиции играет, в некотором роде. на опережение...
- Нет, это не так. Я бы скорее сказала, что хронология заявлений - результат плохой координации. Представители альянса присутствовали на совещании, на котором мы обсуждали вопрос об акциях 9-го апреля. Несмотря на это, получилось так. что мы официально не были поставлены в известность об их намерении выдвинуть требование референдума. Мы пришли к согласию относительно действий 9-го апреля, мы также сообща приняли решение, что нашу договоренность озвучит калбатони Саломе (Зурабишвили). Мы покинули зал, а она пригласила журналистов, и оказалось, что в этом же режиме у альянса было запланировано собственное заявление. Практически, все это произошло в параллельном режиме. Уверяю вас, ни о каком опережении не было речи. Практически, мы несколько дней ожидали решения альянса, а то хотели неделей раньше выступить с заявлением об акциях 9-го апреля. Однако альянс тогда еще не определился в своей позиции, поэтому и произошла задержка с объявлением нашего решения.
- После августовской войны и в народе, и от общественных деятелей, и от лидеров оппозиционных партий нередко можно услышать, что сегодня Россию устраивает в качестве президента именно Саакашвили...
- Абсолютно согласна с этим мнением...
- В связи с этим часто вспоминается приезд в Тбилиси во время 'революции роз' Игоря Иванова. Калбатно Нино, вы входили в революционную тройку. Соответственно, должны знать, какая сделка была тогда заключена с Ивановым. Факт, что какое-то соглашение имело место, иначе Россия так мирно не встретила бы смену власти в Грузии. Если вашу цель действительно составляет смена Саакашвили. не пришло ли время, чтоб вы открыто рассказали обществу, какого рода соглашение тогда было заключено?
- Я в самом деле не знаю, какое решение было принято тогда в России и на основании чего; что они встретили мирно, а что - нет! Знаю, что приблизительно за 20-30 минут до приезда Иванова наша тройка разошлась. Я находилась в кабинете - помните, во время революции я там оставалась и отдыхала в кресле. В это время заходит секретарь и, изумленная, говорит, что на митинг приходит Иванов. Визит Иванова действительно был большой неожиданностью. Я срочно позвонила обоим из нашей тройки, и мы спустились на митинг. Там мы встретились и пригласили Иванова в кабинет Уже в кабинете сказали ему, что и мы, и народ настроены очень серьезно и не намерены расходиться. Как я потом узнала, господин Иванов так пошел на встречу с Шеварднадзе и даже после встречи с ним он, видимо, до конца не осознавал, что обстановка действительно была очень сложной. Говорю это потому, что с их (России) стороны были попытки вмешательства, чтобы Шеварднадзе получил какие-то гарантии.
- Какие гарантии - неприкосновенности или сохранения власти?
- С одной стороны, гарантию того, что Шеварднадзе останется у власти, и с другой стороны, что будут проведены новые парламентские выборы. Знаю, что после этого в Крцаниси было еще какое-то обсуждение, но я не в курсе его деталей., так как при этом не присутствовала. Батони Зураб и Саакашвили направились в Крцаниси для переговоров с Шеварднадзе, а я осталась в парламенте. Так что, не могу сказать, почему Россия приняла в принципе правильное и нормальное решение не вмешиваться в происходящие события.
Что касается соображений, что Россию устраивает во главе Грузии именно Саакашвили, я с этим согласна. Действительно, ни один царский наместник не смог бы отдать России столько, сколько президент Грузии: Переви, Ахалгори, Кодори, ИнгуриГЭС. Сейчас идут разговоры и о том, что и железная дорога переходит в руки России. К этому добавляется и то, что президент Грузии полностью дискредитирован как внутри страны, так и за ее пределами. Разумеется, России не нужен новый человек, который будет пользоваться реальным доверием народа и иметь карт-бланш для переговоров не только с ними (Россией), но и с Западом. Это будет предпосылкой того, чтоб отношения перешли в нормальный, цивилизованный режим.
- Калбатоно Нино. эти ваши слова 'лейбористы' могут обернуть против вас как так называемый 'американский проект'. Это, так сказать, их фирменный ход...
- Некоторые обернут как американский, другие - как австралийский, а еще некоторые - как российский. К сожалению, в грузинской политике нередки безответственные заявления . Я ничего особенного в этом не вижу. Напротив, очень даже хорошо, - первое лицо страны должны уважать и в Москве.
- Вообще-то, те идеологи Кремля, кого мы называем великодержавниками, довольно положительно настроены по отношению к вам...
- Да. Как я уже сказала, первое лицо должны уважать и в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Это только плюс для любого лидера. Хотим мы или нет, нам придется с помощью наших западных партнеров иметь отношения с Россией, но не такие, как это видится министру иностранных дел, - мол, закинем Россию на 18-ую полку и вообще забудем о ней.