Едва между Литвой и Россией наметился конструктивный диалог, Вильнюс снова продемонстрировал свою принципиальность. На прошлой неделе в Брюсселе во время переговоров министров иностранных дел НАТО Литва вновь высказалась против возобновления переговоров между Россией и Североатлантическим альянсом. И опять осталась в абсолютном меньшинстве. На доводы Вильнюса о поспешности начала переговоров другие страны НАТО не обратили внимания, а решение о переговорах приняли без Литвы.
'Еще рано'
"Литва хотела бы деловых и конструктивных отношений между Россией и НАТО, однако она не уверена, что время для возобновления формальной работы Совета НАТО-Россия уже пришло, считает министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас", - писали на прошлой неделе литовские СМИ.
"Конструктивные и деловые отношения между НАТО и Россией - в интересах Литвы, и эти отношения нужно развивать. Я подниму перед своими коллегами вопрос, какими они вообще хотят видеть отношения между НАТО и Россией. Я также выскажу сомнения в том, что эта встреча - то время, когда нужно возобновить формальную работу Совета НАТО-Россия", - в интервью BNS говорил Ушацкас.
Столь категоричная позиция Литвы опять была вызвана ситуацией в Грузии и, по мнению Литвы, нарушениями договоренностей о дислокации российских военных в Южной Осетии и Абхазии.
Во время переговоров глав МИД стран НАТО позицию Литвы поддержала только Чехия, все остальные страны восприняли нашу страну как государство с очередной непонятной принципиальностью. Она особенно непонятная в связи с явными попытками нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном и 'перезагрузкой' отношений между США и России, о которой так часто говорили на прошлой неделе.
Как пишет ELTA, "на консультациях министров вспыхнул спор вокруг возобновления отношений с Россией. По сведениям дипломатов, министры Литвы и Чехии Вигаудас Ушацкас и Карел Шварценберг выступили против объявления готовности о возобновлении работы Совета НАТО-Россия". "По словам дипломатов, Ушацкас потребовал повременить с решением хотя бы до саммита НАТО в Страсбурге и Баден-Бадене, который состоится 3-4 апреля". Накануне встречи он заявил, что "на данный момент еще слишком рано начинать официальный диалог".
НАТО Литву не послушало и решило возобновить переговоры. Главе МИД после этого осталось только оправдываться. Мол, меня неправильно поняли и блокировать переговоры на самом деле никто не собирался, просто хотели расставить все точки над 'i'. Поэтому, видимо, и удалились на закрытое заседание, которое проводится только в самых редких случаев, когда переговоры 'не для ушей' даже членов секретариата НАТО и касаются только глав МИД стран НАТО.
'У нас нет друзей на Западе'
Тем временем один из наиболее популярных политиков Литвы, участник президентских выборов, еврокомиссар Даля Грибаускайте, возможно, комментируя именно эти события, в эфире Литовского национального радио заявила, что из-за "немного несбалансированной" внешней политики у Литвы до сих пор нет "хороших друзей" в Западной Европе. По ее словам, внешняя политика Литвы была "очень красивой и результативной" до вступления в ЕС. Потом, по ее мнению, она стала "несбалансированной", поменялись приоритеты: много внимания уделялось странам постсоветского пространства и мало - странам Западной Европы. "В Западной Европе у нас до сих пор нет четких и хороших друзей", - утверждает Грибаускайте. Говоря об отношениях с Россией, еврокомиссар заметила, что "мы ведем себя как неуверенная нация". Кандидат в президенты отметила, что внешнюю политику надо больше сбалансировать.
Причина в Польше?
После брюссельской суматохи Вигаудас Ушацкас отправился в США, где провел переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Глава МИД Литвы практически дословно повторил свои предупреждения, сделанные в Европе.
"За последние месяцы мы не увидели никаких кардинальных изменений в вопросе о территориальной целостности Грузии", - пояснил глава литовского МИД. В беседе с Клинтон литовский министр, по его словам, "поднял вопрос о необходимости последовательно и твердо отстаивать принципы НАТО", передает Associated Press.
Однако на этой встрече появилась новая деталь, которая, возможно, проливает свет на причины столь резкого изменения еще недавно дружелюбной позиции Литвы. Вигаудас Ушацкас заявил, что замораживание проекта "третьего позиционного района ПРО" в Европе под давлением Кремля 'будет воспринято как неверный сигнал'. "Если США остановят проект под давлением третьей стороны, тем самым они продемонстрируют слабость", - сказал литовский министр.
Если вспомнить нервную реакцию Польши на размышления США о возможности приостановить создание ПРО, то несложно догадаться, кто просуфлировал Литве новый тон. Особенно, если учитывать, что именно от Польши Литва в последнее время стала чрезвычайно зависеть. В первую очередь от строительства 'электромоста', который даст столь желаемую энергонезависимость Литве после строительства Игналинской АЭС.
На минувших выходных президент Польши Лех Качиньский очень болезненно отреагировал на потенциальный отказ США от ПРО. Это "не было бы дружественным жестом", - цитирует сказанные польскому телевидению слова Качиньского агентство Regnum. Польский канал TVN сообщил, что, по его словам, "соглашение подписано и, независимо от того, какова администрация США, договор будет реализован". Тем не менее президент Польши не исключил возможности, что причиной отказа от реализации программы может стать российско-американская договоренность. "Но, повторяю еще раз, соглашение было подписано в торжественной обстановке в Варшаве, несмотря на то, что оно еще не ратифицировано ни одной из сторон", - отметил он, добавив, что если бы это произошло раньше, ситуация была бы иной.
По мнению президента, "ПРО существенна для Польши не с точки зрения безопасности, а с политической точки. Это союзническое соглашение", - сказал Качиньский. Комментируя тот факт, что договоренность США с Россией вертится вокруг возможности Москвы помочь в разоружении Ирана, Качиньский заявил, что "Польша не должна становиться жертвой такого рода договоренностей". "Польша должна защищать свои интересы. Только таких уважают в мире, прошу не забывать об этом. Я надеюсь, что наше правительство не откажется от ПРО", - заключил он.