Один из лидеров белорусской оппозиции, бывший ректор БГУ и видный политик, баллотировавшийся на президентские выборы в Беларуси в 2006 году, приехал в Прагу, чтобы встретиться с чешским премьер-министром Миреком Тополанеком. Цель его визита - обсудить возможное приглашение на пражский саммит, который состоится 7 мая, президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Сегодня Александр Козулин - в нашей студии.
- И к чему вы пришли? На какой стадии вообще это решение находится?
- Это решение находится в стадии обсуждения, хотя уже фактически, чем и обусловлен мой приезд именно сейчас, он больше находит позитивное решение, нежели негативное. Большая часть склоняется к тому, что господина Лукашенко стоит приглашать в Прагу, хотя для нас это является просто предательством идеалов.
- И как реагируют, как отвечают чешские политики на ваши претензии?
- Это не претензии, это боль и крик души. С председателем комитета сената по демократии, мы, когда обсуждали, у него даже речи нету, он сам возмущен такими подходами. И он задает один простой вопрос - 'Почему сенатор чешский не может приехать в Беларусь, ему не дает визу, а господин Лукашенко может приехать в Прагу?'
- Ну, а кто за этим стоит? Кто это лоббирует, кто это решает?
- Вы знаете, это самый главный вопрос, потому что после заседания министров иностранных дел ЕС видна ясно очерченная позиция МИДа Германии. МИД Польши проявляет повышенную активность. И, конечно, мы бы очень хотели услышать ответ, что стоит на первом месте - мораль, нравственность или прагматический подход?'
- А в чем состоит прагматизм?
- Прагматизм в том, что можно забыть 15 лет диктатуры, что есть и был последний диктатор Европы, простить ему все прошедшие годы - 1996, 1999, 2001 и 2004, простить убитых, пропавших без вести, простить тюрьмы и нарушение законов. Если Европа готова выдать ему индульгенцию (при чем, судя по всему, индульгенция эта покупается), простить все и отпустить ему грехи, тогда демократия капитулирует перед диктатурой.
- Я уверена в том, что европейские политики не трактуют такой шаг как покупку индульгенции и все, о чем вы говорите. Как они его трактуют?
- Вполне возможно, что поляки забыли об идеалах Солидарности, немцы забыли о 30 годах прошлого столетия:
- Но когда вы спрашиваете их: 'Вы, что прощаете 15 лет диктатуры?' Они говорят: 'Нет, не прощаем, это просто в рамках диалога'? Как это происходит? Аргументы меня интересуют.< /b>
- Те, кто занимает моральную позициию, для них это слишком очевидно. Как только переводишь в такую плоскость, никто не может ответить, что прагматизм важнее. Все стоят на правах и свободах граждан'. < /b>
- Практический вывод из вашего посещения Праги, чего вы хотите добиться своим приездом? Достигнуть каких-то практических договоренностей?
- Мы просто очень стремимся к тому, что боль нашего сердца и крик души будет услышан.
- И вы надеетесь на то, что так и случится? < /b>
- Если бы я не надеялся, я не был бы здесь. И потом, в отношении морали все-таки Чехия стоит далеко не на последнем месте. Она много раз демонстрировала в исторических поворотных моментах, на что она опирается. И права и свободы граждан, европейские ценности для Праги все-таки являются определяющими.
- И там не менее, все-таки Лукашенко в Прагу приедет... < /b>
- Я не думаю, что пражская общественность и пражское правительство, поняв весь ужас того, что может быть дальше, когда господин Лукашенко въедет как Юлий Цезарь на расстеленную красную дорожку в Прагу, в 20-летие 'Пражской весны: Это будет означать, что Прага сама отступает от основополагающих ценностей, на которых она стоит. Речь же идет не только конкретно о Беларуси, речь идет о самой Европе, при чем в перспективе очень серьезного будущего.