Для подавления возможных 'бронзовых' ночей правительство может расширить полномочия не только полиции, но и армии. Эстонская пресса пишет, что в Рийгикогу находятся соответствующие поправки к законодательству. В частности, для охраны общественного порядка хотят узаконить применение армии, чтобы с ее помощью подавлять беспорядки в случае введения чрезвычайного положения.
Новость? Относительная. По крайней мере для Нарвы это уже своего рода пройденный этап. Вспомним конец апреля 2007 года, когда вслед за пятничными беспорядками в Таллинне, вызванными переносом Бронзового солдата, в Нарве в субботу, 28 апреля, резонансом прошло стихийное выступление подростков и молодежи. Тогда полиции усмирять 'бунтовщиков' помогал Кайтселийт. Напомним, что это ополчение является составной частью Сил обороны. Тогдашним тревожным субботним вечером в полицейский участок при поддержке ополчения было доставлено около 80 подростков. Некоторые из них хорошо запомнили, для чего служат щиты и дубинки, а также пластиковые строительные стяжки, применяемые при дефиците наручников, - об этом школьники, участники событий, откровенно потом рассказали за 'круглым столом', проведенным депутатами Нарвского горсобрания по следам событий и посвященным урокам 'бронзового' апреля.
Но справедливости ради скажем, что порой сами участники апрельского стихийного 'русского бунта' в Нарве давали повод для решительных профилактических действий стражей порядка и их помощников из Кайтселийта - из толпы раздавались провокационные выкрики пьяных. Более того, был случай, когда из толпы полетел камень в стеклянную витрину магазина 'Астри'. Отвозить хулиганствующих подростков полицейским помогал грузовик кайтселийтчиков.
Но вернемся в нынешнее время. Думается, что подстраховаться и заручиться поддержкой армии вынуждают не только возможные вспышки стихийных выступлений, которые могут быть спровоцированы планами некоторых радикальных политиков переместить оставшиеся памятники советским воинам-освободителям. Беспорядки, увы, могут случиться и на почве социально-экономического кризиса. Подтверждение тому - недавние массовые выступления в Латвии недовольных экономической ситуацией. К счастью, уличные акции латышей не переросли в беспорядки и погромы.
Остается надеяться, что эстонские парламентарии объективно оценят предлагаемые министерствами юстиции и внутренних дел поправки к законодательству и позаботятся о таком пакете 'бронзовой' ночи, который будет соответствовать европейским демократическим нормам.
Общество питает надежду и на то, что легендарное ополчение Кайтселийт, на базе которого в годы Освободительной войны (1918-1920) сформировалась регулярная эстонская армия, так же, как и сами армейские части станет выполнять строго отведенные ему законом функции и не будет давать повода говорить, что в республике установлена полицейская диктатура.