Самый амбициозный план Евросоюза по налаживанию связей с государствами, расположенными на постсоветском пространстве, известный под названием "Восточное партнерство", находится под угрозой. Официальные лица в Брюсселе говорят, что Россия начала массированное контрнаступление с целью разрушить или, по крайней мере, серьезно затормозить данный проект, нацеленный на шесть бывших советских республик.
Понять мотивы Москвы совсем не сложно. Она считает себя естественным гегемоном в данном регионе, а Евросоюз открыто признает, что стремится предложить странам альтернативу российскому владычеству, создав, по сути дела, новую сферу влияния.
Москва оказывает массивное давление на Белоруссию, Молдавию и Армению, считая их самыми слабыми звеньями в программе партнерства ЕС. В ходе пятидневной августовской войны 2008 года произошла серьезная дестабилизация обстановки в Грузии. Не обошла она стороной и Украину, которая в январе этого года вступила в газовый спор с Россией. Азербайджан, играющий важнейшую роль в планах ЕС по обеспечению большей энергетической независимости от России, пока что отвергает предложения Москвы о покупке всего добываемого им газа - хотя отказаться от такого предложения ему будет крайне трудно.
Кошмарный сценарий для Брюсселя заключается в следующем. Когда 7 мая в Праге откроется саммит "Восточного партнерства", туда могут прибыть далеко не все лидеры восточных стран, поскольку большинство из них в настоящее время является марионетками Москвы.
Белорусская неизвестная составляющая
Самую большую опасность в этом плане представляет Белоруссия. Президент Александр Лукашенко отвечает на европейские попытки налаживания отношений, которые предпринимаются последние полгода, однако он по-прежнему непредсказуем. Некоторые из его последних шагов кажутся весьма непоследовательными. Прежде всего, это его отказ от проведения на прошлой неделе встречи с комиссаром ЕС по внешним связям Бенитой Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), о котором он сообщил буквально в последнюю минуту.
Но хотя дипломаты в Брюсселе мало что достоверно знают о побудительных мотивах Лукашенко, чиновники Евросоюза склонны отдавать белорусскому лидеру должное, видя, как тот проводит независимую линию, состоящую в основном из попыток столкнуть лбами Брюссель и Москву.
Однако Минску приходится платить за снисходительное отношение к нему со стороны Москвы. Белоруссия рано или поздно будет вынуждена признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Лукашенко пока выдерживает оказываемое на него давление. Но в европейских кругах существует, как говорит один чиновник из ЕС, "общепризнанное мнение", что Минск со временем сдастся. Высокопоставленный представитель одной из стран-членов Евросоюза на этой неделе сделал свою ставку по поводу признания Белоруссией самопровозглашенных грузинских регионов в качестве суверенных государств. Он сказал, что шансы на это "70 процентов к 30".
Самый худший вариант для ЕС заключается в том, что Белоруссия признает Абхазию и Южную Осетию до майского саммита. Вполне возможно, что в таком случае Евросоюзу придется принимать в Праге Лукашенко в отсутствие одного из главных своих союзников в этом регионе - грузинского президента Михаила Саакашвили, который неоднократно сигнализировал Брюсселю, что при таком развитии событий он бойкотирует данное мероприятие.
С другой стороны, отсутствие за столом переговоров саммита самого Лукашенко из-за какой-нибудь достойной сожаления неспособности оправдать ожидания ЕС вряд ли станет для Евросоюза лучшим исходом. ЕС позволил Белоруссии стать знаковым символом в своей борьбе с Россией за влияние, и потеря Минска станет для блока болезненным провалом.
Но это - лишь верхушка айсберга, если говорить обо всем том, что может пойти не так в рамках "Восточного партнерства" Евросоюза.
Завышенные ожидания
Отдельной головной болью для ЕС стала Украина с ее хронической политической нестабильностью и экономическим хаосом. Что еще хуже - эта страна является своеобразным мерилом, демонстрирующим пределы возможностей ЕС, подающего надежды своим восточным соседям. Причем демонстрирует она эти пределы в самых разных ракурсах.
Во-первых, ее лидеры давно уже жалуются на то, что "Восточное партнерство" не дает Украине ничего нового. Киев уже получал от Евросоюза заверения в том, что он может подписать с блоком договор об ассоциации, который со временем откроет ему путь к свободной торговле и безвизовым поездкам для граждан Украины.
Во-вторых, Киев сам оказался не в состоянии закрепить достигнутый успех во время последнего саммита ЕС-Украина, прошедшего во французском Эвиане в сентябре 2008 года и подтвердившего обязательства Евросоюза. А это значит, что у ЕС нет особых поводов увеличивать шансы на вступление этого главного кандидата с востока. Как говорят брюссельские дипломаты, на следующем саммите, который во второй половине года будет проводить Швеция, положительно относящаяся к идее расширения, Киев получит золотой шанс добиться большего от ЕС. Не исключено, что он даже получит от Евросоюза обещание о вступлении в его ряды в долгосрочной перспективе.
Однако волна от политических и экономических потрясений на Украине ударила в корму украинского корабля и по инерции погасила стремление других стран этого региона к сближению с ЕС. Глянец европейских обещаний потускнел, поскольку эти страны сейчас пытаются понять, насколько далеко готов идти Евросоюз, защищая их от России.
Связано это с тем, что остальные страны региона по сути дела занимают выжидательную позицию. Они учли пожелание ЕС, высказанное им вполне откровенно после войны в Грузии - не признавать Абхазию и Южную Осетию. Им стоило больших усилий отразить попытки России добиться противоположного. Упорство Молдавии, Армении, Азербайджана - не говоря уже о Белоруссии - в противостоянии российскому давлению - это мерило тех надежд, которые они возлагают на ЕС,
Основополагающее решение ЕС
Неспособность Евросоюза ответить на эти надежды чем-то серьезным, кроме откровенно слабого предложения по поводу "Восточного партнерства", является свидетельством того, насколько слаб сам ЕС.
Дело в том, что кончины Евросоюза добивается не только Россия, но и большая часть его "южных" стран-членов, хотя они по разным причинам действуют менее открыто и применяют разные средства. Эти страны, которые традиционно возглавляет Франция, отвергают концепцию расширения блока в восточном направлении, называя ее помехой своим давним устремлениям заниматься средиземноморскими делами.
В определенной мере разногласия в рядах ЕС связаны с деньгами, которых всегда не хватает. Но они также связаны с влиянием, властью и видением перспективы. А на каком-то весьма абстрактном уровне острая внутренняя борьба в ЕС представляет собой битву за душу Евросоюза, и в этой битве друг с другом сталкиваются два разных мировоззрения.
Сторонники первого, за которое выступает восток и север, хотят, чтобы ЕС распространял демократию и реформы. Они ставят свободный рынок превыше политической интеграции в рядах самого блока. Сторонники другого мировоззрения, преобладающие в западной части континента, предпочитают прагматизм и межгосударственный баланс сил во внешней политике, а также выступают за тесный политический союз и солидарность внутри ЕС.
Те недели, которые остаются до 7 мая, окажутся решающими, и они определят исход многих существующих противоречий на долгую перспективу. В Евросоюзе очень мало политиков и чиновников, которым не все равно - и которые способны заглянуть за эту дату в будущее.
Ахто Лобьякас регулярно пишет для "Радио Свободная Европа/Радио Свобода". Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и не всегда отражают позицию "Радио Свободная Европа/Радио Свобода".