В Грузии опять скандал, связанный с оружием. За минувшие после августа полгода - уже третий. Сначала по поводу поставок вооружений с Украины. Потом из-за обвинений экс-премьером Зурабом Ногаидели главы государства в присвоении средств оборонного ведомства. Теперь в центре внимания оказались оружейные закупки оппозиционной партии 'Демократическое движение - Единая Грузия', возглавляемой Нино Бурджанадзе. До апреля еще нужно дожить. А бряцанье оружием уже накаляет страсти.
Минувший понедельник выдался тяжелым, ночью были арестованы 9 оппозиционеров из партии Бурджанадзе. Никакой политики. Задержанных обвинили в хранении оружия и переговорах о его закупках. Уголовное дело возбуждено по статье 'незаконное хранение оружия'.
Оппозиция считает, что властям ничего не мешает переквалифицировать данное обвинение по милой их сердцу статье - 'подготовка вооруженного мятежа для свержения власти'. По ней в 2006 году обвинили сторонников партии Игоря Гиоргадзе.
Поэтому оппозиция поспешила с ответом. Молодые активисты партии 'Демократическое движение - Единая Грузия' провели акцию протеста у здания специального оперативного департамента МВД и потребовали немедленного освобождения своих соратников. Грузинская непарламентская оппозиция приняла совместное заявление по поводу арестов. Заявление было подписано оппозиционерами в офисе Народного защитника Грузии.
В нем выражены солидарность с арестованными активистами 'Демократического движения - Единая Грузия' и протест против провокационных действий властей.
Оппозиция констатировала начало репрессий. К вечеру ведущие телеканалы страны продемонстрировали видеосъемки, якобы подтверждающие факты приобретения оружия представителями партии Бурджанадзе.
Начальник аналитического департамента МВД Шота Утиашвили заявил: 'Произошла политизация случившегося, поэтому мы распространили эти кадры'. Бурджанадзе провела экстренный брифинг, на котором говорила о готовящихся провокациях против ее семьи и о том, что обвинения против ее сторонников сфабрикованы. МВД, в свою очередь, пообещал обнародовать дополнительные факты. Так что кульминация этого скандала впереди.
Ведь сама Нино Бурджанадзе заявила, что не собирается уезжать из Грузии. Кстати, еще в бытность Нино Анзоровны во власти Тбилиси переполняли слухи о том, что Саакашвили ее шантажирует. Мол, в одной из колоний готова камера для ее отца, который до 'революции роз' был президентом госкорпорации хлебопродуктов и считался одним из 'казначеев' клана Шеварднадзе. А также - для ее супруга Бадри Бицадзе, тогдашнего главы погранслужбы, покажите-де пограничника, который без греха. Так или иначе, но супруг Бурджанадзе недавно опять оказался под 'прицелом' властей. На днях он заявил, что глава МВД
Вано Мерабишвили посоветовал ему покинуть страну. Поскольку пошли разговоры о том, что Бицадзе вместе с экс-министром обороны Тенгизом Китовани якобы планируют создание вооруженных формирований. Так что 'русский след' в рядах оппозиции, а в частности в финансировании партии Бурджанадзе, чему официальный Тбилиси посвятил целую PR-компанию, доказывать не придется. Ведь Китовани живет уже не первый год ни где-нибудь, а в Москве.
Между тем, известный политолог Рамаз Сакварелиде заявил агентству GHN, что 'руководство специально обостряет ситуацию'. Почему власти выбрали конфронтационный сценарий, и куда он может завести?
На этот вопрос корреспондент GeorgiaTimes попросил ответить руководителя Международного центра по конфликтам и переговорам Гоги Хуцишвили: "Имела место закупка оружия или нет, в любом случае действия властей вызывают негативную реакцию со стороны и оппозиционного спектра, и гражданского общества. Это воспринимается как нажим перед массовыми акциями протеста. Такое происходит не первый раз. Как только оппозиция активизируется, власть заявляет, что идет финансирование из Москвы и имеет место попытка госпереворота с применением оружия. Не верю, чтобы кто-нибудь из партии Бурджанадзе готовил вооруженное противостояние. Надо прояснить ситуацию: кто и для чего вел переговоры о закупках оружия. Аргументов арестованных мы не слышали".
Зачем властям все это нужно? По мнению собеседника, так руководство намеренно катализировать ситуацию. Тогда можно оправдать применение силы. Хотя это никому не нужно. Все понимают, что самое правильное - договориться. Но ни власть, ни оппозиция не готовы уступать. Поэтому ситуация накаляется. Правда, Хуцишвили считает, что еще есть шанс для переговоров между властью и оппозицией. На вопрос - как отреагируют за рубежом, если в Грузии начнется гражданское противостояние, политолог ответил, что Запад будет какое-то время выжидать. Более четкую позицию он проявит, только если удостоверится, что за оппозицией - большая часть населения. Но, если оппозиция не сумеет заручиться поддержкой в обществе, за рубежом на многое закроют глаза, поскольку их вполне устраивает лояльная к ним власть Саакашвили.
Так что надежды на то, что кто-нибудь поможет разрешить внутриполитический конфликт, тают с каждым днем. Население Грузии замерло в ожидании часа 'х' - пойдут ли на открытую конфронтацию власть и оппозиция?