Очередной приступ кремлевского гнева вряд ли закончится вчерашней отменой межправительственных консультаций Москвы и Киева. В понедельник в Брюсселе Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и комиссары ЕС заявили о готовности совместно модернизировать нашу 'трубу' - и разбудили то, что вот-вот назовут 'украино-российским газовым конфликтом'. Но это шаблонное определение лишь заслоняет суть происходящего. На самом деле, мы видим не одну схватку, а две - из совсем разных сражений.
Угроза первая: Юля отворачивается от Кремля
Одну кампанию ведет лично Тимошенко. Она напоминает российскому коллеге, что если он не поможет - например, с пятью миллиардами кредита на спасение экономики, которые Юле так и не удалось получить - то она найдет себе других партнеров. Второй бой ведут господа из 'Газпрома', укрепившиеся в Кремле и подсадившие Россию на иглу из 'топливных долларов'.
Угроза вторая: тарифам с потолка приходит конец
Можно понять российского министра энергетики Сергея Шматко, который покинул брюссельский зал заседаний 'в знак протеста'. Европейцы помогут Украине обновить газотранспортную систему, а мы дадим им доступ к нашей технической информации по транзиту. И - о, ужас! - все тарифы, в том числе на поставки газа украинскому потребителю, будут формироваться прозрачно! Шефы Шматко прекрасно понимают, что после этого случится с их золотой рекой.
Угроза третья: перестроив 'трубу', Европа расквитается за 'холодную зиму 2008-го'
По сути, наша ГТС перестанет быть участком всесоюзной системы. Она будет частью системы европейской - о чем и сказано в самом начале декларации. Помните, как в январе 'Газпром' соглашался подать газ лишь через самую неудобную для Украины магистраль? После модернизации такие условия сможет ставить ему Европа. И, натерпевшись в холода, миндальничать вряд ли станет.
Угроза четвертая: Северный и Южный поток повисли на волоске
По большому счету, 'газовая элита' виновата сама. Нечего было прошедшей зимой выставлять Украину как ненадежного партнера с изношенными трубами. Да, Европа могла бросить все силы на строительство альтернативных потоков - Северного и Южного, и тогда мы утратили бы положение транзитера-монополиста - важнейший козырь в газовых спорах. Но европейцы решили навести порядок на Украине - и теперь 'потоки' рискуют навсегда остаться на бумаге.
...Путину, Медведеву и менее публичным персонам из того же круга приведение газовых доходов к 'европейской прозрачности' сейчас особенно некстати. На дворе кризис, социологи предрекают локальные бунты, цены на нефть скачут - и тут еще один удар по кошельку, из которого берутся социальные выплаты.
Кстати, еще вопрос, можно ли считать 'европеизацию' украинской трубы злом для рядового россиянина. Конечно, сейчас его убеждают в этом со всех экранов. Но разве не в его интересах, чтобы Россия перестала быть сырьевым придатком и кормить своими недрами 'Газпром', а взялась, наконец, за высокие технологии?
Знающий человек
Юрий Витренко, экс-советник главы 'Нафтогаза':
- Отказ от межправительственных консультаций - это прямое предупреждение Украине. Затем от нас могут потребовать, чтобы мы выполняли ныне действующий контракт на покупку газа полностью. По его условиям, мы должны платить за весь оговоренный объем - даже за тот, который не можем взять. А это - около 30% поставок. Не так давно Путин сказал, что не будет требовать этих выплат, чтобы не добивать партнера. Теперь может и передумать.
Что будет дальше - зависит от того, как Тимошенко отреагирует на давление. Но эта договоренность - однозначный плюс для Украины. Ведь если в газовом противостоянии России и Европы мы не присоединимся к одной из сторон - то они будут играть против Украины вместе, и это самый неприятный вариант.