САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия - Этому шпиону всего 20 лет. Она - тихая студентка с надутыми губками и двойной жизнью. На нее работало 40 агентов, а в ее домашнем компьютере скопилась куча досье. Она вербовала людей, раззадоривая их рассказами о врагах, стремящихся свергнуть действующую власть.
Команда юных шпионов Анны Буковской шныряла по городам европейской части России подобно оперативникам времен "холодной войны". Они просачивались в ряды врага, записывали имена и цифры, а порой даже снимали объекты слежки скрытыми камерами.
Буковская говорит, что о результатах своей работы ее шпионская сеть сообщала российским властям. А кто враг? Такие же как и она юные россияне. Но россияне, входящие в состав молодежных организаций, критически настроенных по отношению к Кремлю и власти.
Все это было очень неприятно, говорит Буковская, и в конечном итоге, ее замучили угрызения совести.
"Я очень сожалею, что участвовала во всем этом, - говорит Буковская, сидя за столиком шумного кафе в центре Санкт-Петербурга, - государство эксплуатирует юные и впечатлительные души. Оно контролирует их и соблазняет деньгами. Это некрасиво".
Примерно год Буковская помогала руководить сетью молодых россиян, которые за деньги шпионили за некоторыми оппозиционными движениями, в том числе, за молодежными организациями "Оборона" и "Молодежное Яблоко", а также за Объединенным гражданским фронтом бывшего шахматного чемпиона Гарри Каспарова. Слежка давала возможность властям заранее узнавать о митингах оппозиции, а также получать информацию о том, где живут, учатся и работают члены этих организаций.
Один из агентов Буковской составлял отчеты о походах члена "Обороны" Сергея Разливского в книжные магазины Санкт-Петербурга. "Ему надо было сообщать о том, какие книги я покупаю", - с усмешкой говорит Разливский.
Хотя советская эпоха давно уже стала уделом истории, Россия все еще не распрощалась с традициями стукачества. Да это и не удивительно для страны, где пришедшая на смену КГБ Федеральная служба безопасности обрела непревзойденную политическую власть.
Бывший президент и нынешний премьер-министр России Владимир Путин начинал свою карьеру в качестве агента КГБ. Согласно оценкам российских экспертов, до 78 ведущих политиков страны в то или иное время работали в структурах, связанных с КГБ или ФСБ.
Сегодня самая активная слежка и контроль в российском обществе осуществляются за движением оппозиции.
Оппозиционные организации не являются влиятельными игроками. Они действуют на обочине российской политической жизни. Контролируемое государством российское телевидение их игнорирует, а большая часть населения относится к ним с пренебрежением, считая такие организации бессильными и устаревшими. И, тем не менее, российское государство при Путине так и не смогло освободиться от гнетущего беспокойства по поводу того, что оппозиционное движение в один прекрасный день наберет силу.
Уже несколько лет Кремль с особой тревогой смотрит на молодежные движения, которые могут породить восстания, подобные тем, что смели промосковские правительства в бывших советских республиках Украине и Грузии.
Одним из способов противодействия Кремля стало создание своих собственных молодежных организаций. Эти группы носят названия "Наши" и "Молодая гвардия". Они агрессивны, хорошо финансируются, им гарантировано внимание российских средств массовой информации.
Буковской было семнадцать, когда она вступила в ряды "Наших". Но она так и не прониклась их идеологией. "Мне понравились работавшие там люди, - говорит она, - поэтому я и осталась".
Около года назад ее коллега по движению "Наши" Дмитрий Голубятников рассказал девушке о том, что создает группу юных россиян, которые будут следить за молодежными оппозиционными организациями. По словам Буковской, он хотел сделать ее своим заместителем.
Эта группа передавала всю собранную информацию в российское ведомство под названием Государственный комитет по делам молодежи, а также его руководителю, бывшему лидеру "Наших" Василию Якеменко. Как говорит Буковская, Якеменко затем передавал отчеты первому заместителю главы администрации президента Медведева Владиславу Суркову, который давно уже является ведущим кремлевским стратегом.
Ни Кремль, ни Якеменко на просьбу дать интервью не откликнулись.
Первой задачей Буковской было найти шпионов. Почти в каждом случае кандидатами оказывались бедные студенты, очень хотевшие заработать. Им выплачивали около 570 долларов в месяц. Шпионская сеть действовала по всей территории европейской части России, начиная с Санкт-Петербурга и Москвы и кончая небольшими областными центрами, такими как Калуга, Тверь, Иваново и Воронеж.
"Я говорила им, что оппозиция плохая, что она может навредить нашему правительству и свергнуть его, - заявляет Буковская, - сейчас, когда в это уже не веришь, эти слова трудно произносить".
Сама Буковская получала 857 долларов в месяц. Она заносила данные о работе каждого агента в таблицу, составляла психологические портреты лидеров оппозиции и изучала доклады с мест, прежде чем отправить их Голубятникову. Из этих докладов можно было узнать всю подноготную каждой оппозиционной организации.
Буковская не хотела довольствоваться ролью куратора, и решила сама заняться шпионской деятельностью. Она убедила отделение "Молодежного Яблока" в Санкт-Петербурге в том, что порвала с "Нашими" и намерена уйти от них. "У меня там сразу появились друзья, - говорит Буковская, - вскоре я поняла, что оппозиция не настолько плоха, как о ней говорят".
Этой зимой тайна Буковской была раскрыта. Уйдя к кому-то в гости, она забыла выйти со страницы своей электронной почты. Информация о шпионской сети стала известна лидерам "Обороны", которые в феврале вызвали Буковскую к себе на откровенный разговор.
"Мы попросили ее изложить все в письменном виде, - говорит руководитель санкт-петербургского отделения "Обороны" Разливский, - она согласилась, села за этот компьютер и все написала".
"Больше всего меня поразили масштабы этой сети, - добавляет он, - они говорят, что создают в стране цивилизованное общество, но в действительности они мешают его созданию".
По словам Буковоской, она хотела бы остаться в "Молодежном Яблоке". Девушка надеется, что когда-нибудь они дадут ей второй шанс. "Я счастлива, что все это открылось, - говорит она, - и я рада, что искренне и честно обо всем этом рассказала, что честна перед собой. Но меня тревожит то, что это может повредить моему будущему".
По словам Буковской, она знает, в какой области намерена сделать карьеру. Она хочет получить работу в государственной власти.