Ссоры между центральноазиатскими государствами ведут к нехватке энергии и воды. Проблемы можно решить только путем переговоров. Центральноазиатский район уже давно находится в сфере пересечения интересов множества мировых игроков. Что же удивляться тому, что проблемы региона вызывают пристальный интерес? А одна из наиболее существенных проблем здесь - серьезная нехватка воды и электроэнергии.
Ссоры между центральноазиатскими государствами ведут к нехватке энергии и воды. Проблемы можно решить только путем переговоров. Центральноазиатский район уже давно находится в сфере пересечения интересов множества мировых игроков. Что же удивляться тому, что проблемы региона вызывают пристальный интерес? А одна из наиболее существенных проблем здесь - серьезная нехватка воды и электроэнергии. Этой теме посвящена статья, опубликованная в ирландской газете The Irish Times.
Отключение электричества - слишком частое явление в Республике Кыргызстан, которая нормирует подачу энергии, поскольку не может произвести ее в достаточном объеме. Однако в этом году жителям, изрядно намерзшимся зимой 2008 г., было все-таки чуть полегче: обошлось без сверхнизких температур. Однако это слабое утешение для 5-миллионного населения республики, которому власти постоянно обещают решить энергетическую проблему. Ожидается, что замороженный проект 'Камбарата-1' возобновится после предоставления Россией 2 млрд. долл. для завершения строительства на реке Нарын электростанции мощностью 1200 МВт. Вероятным условием перечисления столь крупной по нынешним временам суммы стало согласие Бишкека выселить американских военных с базы 'Манас'. 'Если деньги будут выделены, эта электростанция может 'перекроить" всю энергетическую карту региона и удовлетворить все энергетические запросы Киргизии', - считает Пол Куин-Джадж, директор центральноазиатского проекта 'Открытое общество'.
Великие гидроэнергетические проекты чрезвычайно важны для правительств Киргизии и Таджикистана, которые вечно испытывают недостаток денежных средств. Китай, в свою очередь, также хотел бы участвовать в строительстве ГЭС, причем не только в вышеупомянутых странах, но и в других частях Центральной Азии. И делает серьезные шаги в этом направлении. Например, компания Sinohydro уже начала было строить одну подобную станцию на реке Зеравшан в Таджикистане. Средства на строительство - 200 млн. долл. - были выделены Пекином в качестве льготного кредита. Компания готова была поучаствовать и в строительстве ГЭС на реке Хингоб в Восточном Таджикистане, на что власти КНР были готовы предоставить кредит в размере 300 млн. долл., но эта идея застопорилась из-за региональных ссор между центральноазиатскими государствами по поводу водных ресурсов.
Богатый ресурсами Узбекистан, союзник Китая, жалуется на то, что плотины в Киргизии и Таджикистане не пропускают воду, которая необходима для орошения измученных жаждой полей, засеянных хлопком и зерновыми культурами. В связи с этим компания Sinohydro была вынуждена приостановить строительство ГЭС на реке Зеравшан и ждать проведения исследований, доказывающих, что плотина не повредит ирригационным интересам Узбекистана.
Существование миллионов узбеков в плодородной Ферганской долине зависит от наполовину разрушившихся оросительных каналов советской эры, питающихся водами Амударьи, которая течет по территории Таджикистана и истоки которой находятся в горах Тянь-Шаня в Киргизии. Необычайно суровая зима 2007/2008 г. стала причиной серьезного регионального кризиса. Тогда правительства замерзавших республик - Таджикистана и Киргизии - приняли решение выпустить воду из водохранилищ, чтобы произвести больше электричества. В результате летом того же года Узбекистан и Казахстан испытали серьезную нехватку воды.
Проблема эта весьма серьезная. После краха Советского Союза новые независимые государства оказались не готовыми к разделу водных ресурсов и с тех пор руководствуются несистематизированными, неэффективными и полуофициальными двусторонними соглашениями. Самыми острыми являются проблемы между Узбекистаном - газовым производителем - и его двумя соседями - Киргизией и Таджикистаном, которых Ташкент регулярно обвиняет в том, что они перекрывают ему воду. С не меньшей регулярностью Узбекистан слышит в ответ обвинения в том, что требует слишком высокую плату за газ и недоплачивает за электричество, произведенное на гидроэлектростанциях в Киргизии и Таджикистане.
Как полагают многие европейские эксперты, решение региональной проблемы нехватки энергии и водных ресурсов заключается лишь в совместном и цивилизованном регулировании стока воды и управлении работой плотин. А пока элиты не договорятся, либо в чьих-то домах не будет света, либо кто-то будет регулярно сталкиваться с засухой.