Властям Грузии и демонстрирующей непримиримость оппозиции почти не остается времени, чтобы обеспечить безопасность проведения акции протеста 9 апреля. Об этом напомнил во время своего визита в Тбилиси представитель комитета мониторинга Совета Европы Матиас Йорш. Свои услуги для переговоров предложил ряд грузинских экспертов. Но оппозиция не хочет иметь дело с главой МВД. Власть проявила готовность говорить с оппонентами обо всем, кроме главного - досрочных выборов.
Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани 27 марта выступил перед журналистами. 'В стране сложная ситуация. Мы видим выход из этой сложной ситуации в том, чтобы состоялся диалог по самым важным для страны вопросам. Скажу о приоритетах. Это - безопасность страны; далее - те экономические проблемы, которые стоят перед Грузией; борьба с безработицей; экономический кризис и все политические вопросы. Но, мы не рассматриваем возможности досрочных парламентских и президентских выборов. Мы должны думать о решении этих проблем, вместо того, чтобы тратить деньги на выборы', - цитирует Мачавариани ИА Civil Georgia.
Между тем, главным требованием оппозиции остается именно отставка Саакашвили и проведение досрочных выборов. После прокатившейся по стране волны компроматов на оппозицию и арестов членов партий 'Демократическое движение - единая Грузия' и 'Движение за спасение Грузии', грузинская пресса писала, что власти, может быть, пойдут на компромисс. Обсуждалась возможность проведения досрочных парламентских выборов вместо президентских. Такое предположение родилось после призыва лидера парламентского меньшинства Георгия Таргамадзе начать диалог по вопросу о переходе с президентской системы управления страной на парламентскую.
Да и председатель парламента Давид Бакрадзе заявил в ходе своего выступления в Брукингском институте в Вашингтоне, что данное предложение может стать предметом обсуждения с оппозицией. Хотя, как сообщили грузинские телеканалы, Бакрадзе считает, что на данном этапе такое изменение было бы неправильным. Оппозиция, в свою очередь, не раз отмечала, что не намерена довольствоваться проведением парламентских выборов.
Неуступчивость власти и оппозиции провела к эскалации напряженности в стране. Посредниками между оппонентами ныне готовы выступать и европейцы, и грузинские эксперты. Европейцам еще только предстоит создать группу поддержки конституционному строю Грузии, а уже есть несогласные с этим планом. Нет согласия, прежде всего, в вопросах обеспечения безопасности для участников апрельской акции. Оппозиция заявила, что не намерена сотрудничать с ведомством Вано Мерабишвили.
Пока ситуацию сглаживают грузинские эксперты. В их заявлении от 26 марта, в частности, говорится: 'В такой обстановке как от руководства, так и от оппозиционных сил, требуется большая ответственность: мы заявляем, что: для нас категорически неприемлемо насилие, в качестве инструмента как сохранения власти, так и прихода к власти; нужно прекратить эскалацию напряженности,... мы подтверждаем нашу готовность, в случае желания руководства и оппозиции, внести скромный вклад в указанный процесс, в этих целях активно сотрудничать с западными партнерами и представителями гражданского общества; мы готовы в этом вопросе учесть мнение его преосвященства, католикоса-партиарха всея Грузии Илии Второго'.
Корреспондент GeorgiaTimes поинтересовался у авторов этого обращения - откликнулись ли на него власть и оппозиция.
Глава внешнеполитического ведомства времен Шеварднадзе, руководитель центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили: 'Пока никакой реакции не последовало. Но мы и не ожидали, что реакция последует незамедлительно. Мы собираемся предпринять практические шаги: начать контакты с властями, патриархией, зарубежными послами. Уже сегодня наши представители беседуют с некоторыми из них. Ведь понятно, что одними призывами вряд ли можно добиться успеха'.
На вопрос - возможен ли конструктивный диалог - Менагаришвили ответил, что это выяснится лишь тогда, когда оппоненты согласятся сесть за стол переговоров. Эксперт отмечает, что заявления о готовности сесть за стол переговоров звучали и раньше из уст власти и оппозиции. Пока все остается на декларативном уровне. Но сейчас ситуация требует именно диалога, иначе она может стать неподконтрольной. Относительно же плана, предложенного европейцами, то Менагаришвили убежден, что решение должны принимать не европейцы. Задача последних - содействовать началу диалога. А за диалог ответственны сами политики.
Другой известный политолог Рамаз Сакварелидзе нам сказал: 'Если по данному вопросу (относительно мер безопасности 9 апреля - И.П.) диалог между ведомством Мерабишвили и оппозицией не состоится, то это будет означать одно: власти действительно что-то замышляют'.