17 марта президент грузинского медиахолдинга "Джорджиан таймс" Малхаз Гулашвили провел в Тбилиси пресс-конференцию, на которой заявил, что в знак протеста против давления властей на его семью он принял решение о временном приостановлении выпуска грузиноязычной версии "Джорджиан таймс". Свое решение он обосновал невозможностью "предложить общественности свободную и объективную газету в ситуации, когда свобода прессы в Грузии под большим вопросом". В то же время англоязычное издание "Джорджиан таймс", а также трехъязычная версия www.geotimes.ge продолжили работу.
На минувшей неделе М.Гулашвили находился в Баку. В эксклюзивном интервью "Зеркалу" президент медиахолдинга подробно рассказал о причинах, заставивших его принять решение о приостановлении издания "Джорджиан таймс" на грузинском языке и временно покинуть страну.
- Из выступления на пресс-конференции 17 марта можно сделать вывод, что попытка воздействия на вас через семью была предпринята ввиду вашего участия в конференции в Вене, которую грузинские власти расценили негативно. Что за конференция проходила в столице Австрии, кто в ней участвовал и что обсуждали?
- 13-14 марта в Вене по инициативе Партии свободы Австрии и грузинской диаспоры из семи стран была проведена конференция на тему "Перспективы Грузии". В ее работе приняли участие около десяти политических и общественных деятелей из Грузии, включая меня. В Вене собрались люди, которые обеспокоены сложившейся в Грузии ситуацией. Участники мероприятия считают, что президент Саакашвили осуществляет политику, идущую вразрез с интересами грузинского народа.
Я бы назвал девизом конференции "Грузины всех стран, соединяйтесь!" Мы обменялись мнениями относительно будущего страны после ухода Саакашвили, дискутировали о путях решения проблем, которые созданы нынешней властью. Хочу особо отметить, что никаких решений, резолюций на конференции не принято. Тем не менее, правительственная пресса и "правительственная оппозиция" Грузии говорили, что встреча в Вене была организована со стороны ФСБ России.
- О каких проблемах говорилось на конференции?
- Мы обсуждали вопросы восстановления территориальной целостности, налаживания отношений с братьями абхазами и осетинами, построения связей с ЕС, Россией, вывода страны из экономического кризиса и другие проблемы.
Власть проводит безответственную политику. Все в стране отдано российским компаниям - железная дорога, энергетическая система, даже питьевая вода, а нормальные отношения с этой страной не строятся. Нас обвиняют в попытке госпереворота, в шпионском заговоре с Россией. Я же считаю, что власть находится в шпионском заговоре с Россией. Мы выступаем за достойные, основанные на взаимном уважении отношения с США.
А страной управляют извне. Одни говорят, это армянское лобби США. СМИ писали о негрузинском происхождении президента. Политика власти не должна быть пророссийской или же проамериканской. Она должна быть прогрузинской. Вот в чем главная проблема. Об этом мы говорили в Вене.
- Что произошло с вашим сыном в Тбилиси в период проведения конференции?
- Около 22.30 13 марта (это день открытия конференции) близ дома, в котором мы проживаем, криминальная полиция перекрыла дорогу машине, в которой находился мой 16-летний сын с друзьями - одиннадцатиклассником и второкурсником. Ребят высадили из машины, обыскали их и автомобиль. "Вы обвиняетесь в угоне автомобиля", - сказали полицейские и один из них при этом держал в руке пистолет.
Я бы расценил это как случайность, если бы не узнал, что за три часа до события эти сотрудники криминальной полиции на той же самой машине остановили друга моего сына, отобрали телефон и спросили "где живет семья Гулашвили?" От драматических последствий ребят спасла их выдержка, разумное поведение - они не перечили полиции, без возражений подчинялись ее требованиям, не поддались на провокацию.
- Это первый случай давления на вас?
- С момента создания медиахолдинга в 1993 году мы всегда испытываем давление властей. Так было и при Шеварднадзе, так есть и при Саакашвили. Свобода слова всегда ущемлялась и с этим мы боролись. Ситуация обострилась с 2003 года, когда в результате переворота к власти пришли революционеры. Я считаю, что с этого момента началась борьба "Джорджиан таймс" за выживание в Грузии. Мы тогда были единственной газетой, которая говорила то, что говорит сейчас весь мир, - эта власть не пользуется поддержкой народа, эти люди страну к добру не приведут.
В офис холдинга была направлена финансовая полиция с тем, чтобы обнаружить нарушения и арестовать меня. Нам помогла поддержка наших коллег-журналистов с Запада, международных организаций и власть не сумела осуществить задуманное. Затем была предпринята попытка моего ареста как "вымогателя". Это было при министре Окруашвили. Был задержан мой друг предприниматель Давид Нарсия, его хотели заставить передать мне деньги. "Отдав" мне деньги, он должен был заявить МВД о "вымогательстве" с моей стороны. Но сломать Давида не удалось. Он отказался быть участником грязных интриг. Ныне он находится в политической эмиграции в Австрии. Тем не менее мы работаем и продолжаем критиковать власти.
- А какую цель вы достигли, временно прекратив издание "Джорджиан таймс" на грузинском языке? Когда намерены возобновить выпуск газеты?
- Впервые на протяжении 17-летней беспрерывной работы "Джорджиан таймс" я принял решение о временном закрытии газеты. Это - наш ответ на действия власти. Нас широко поддержала грузинская общественность. Нам удалось привлечь внимание международной общественности к положению со свободой слова в Грузии. Более 250 изданий в мире опубликовали мое заявление. Мир увидел, что в стране существует террористический режим, который угрожает через членов семьи, ребенка. Ситуацию изучают международные журналистские организации.
Выпуск газеты возобновится 9 апреля. На днях я возвращаюсь в Грузию. Во избежание новых провокаций, чтобы переждать бурю я вынужден был покинуть страну. Несколько дней я с сыном нахожусь в Баку среди своих друзей.