Маневры и кульбиты грузинских властей и их оппонентов могут сбить с толку любого политолога и аналитика. Так что на сегодняшний день грузинские эксперты воздерживаются от прогнозов и сходятся в одном: нужно сделать все, чтобы не допустить 9 апреля кровопролития. Между тем, и власти, и оппозиция придерживаются проверенного принципа: для достижения цели все средства хороши.
На этой неделе представитель парламентской оппозиции Георгий Цагареишвили заявил, что может оставить партию и фракцию. Впрочем, за последнее время он побывал в стольких партиях, что не совсем понятно: какую именно он имел в виду. Намерен ли он присоединиться к акциям, запланированным на 9 апреля, остается под вопросом. Но Цагареишвили выступил с инициативой - о сборе подписей в парламенте. К слову, сбор подписей среди населения за отставку президента провела Объединенная оппозиция. Она заявила, что набрала 100 тысяч. Плебисцит с аналогичным требованием провел 'Альянс за Грузию'. По предварительным данным, из 402.803 опрошенных граждан на всей территории Грузии за отставку президента страны Михаила Саакашвили высказались 348.509 человек, сообщает GHN. Сколько можно собирать подписей? Тем более, что Саакашвили, несмотря на ультиматум Альянса, отказался даже говорить о каком-либо референдуме по собственной отставке.
Однако парламентская оппозиция не мыслит себя вне 'демократических процедур'. Вот, с приближением апреля, у нее и родилась идея - тоже собрать подписи. Но не среди народа, а среди его 'слуг' - парламентариев. Цагареишвили заявил на брифинге в парламенте, что намерен заручиться одобрением коллег на требование к правительству о проведении до 1 июня 2009 года референдума по конкретному вопросу: 'Хотите ли, чтобы в Грузии не позднее первого января 2010 года состоялись президентские выборы?' Согласно регламенту, право инициирования вопроса имеет одна пятая часть от состава парламента, это - 30 подписей.
Набрать столько подписантов Цагареишвили явно труда не составит. Ведь главная задача правящего парламентского большинства из 'Национального движения' - все спустить на тормозах. А тут получается, что вроде бы и требования оппозиции выполнены, и президент до 2010 года - на месте. А к тому времени ситуация в стране ни один раз изменится. Так что 'парламентский референдум' - очередной маневр то ли власти, то ли оппозиции, кто их разберет. Главное, чтобы и волки были сыты, и овцы - целы. Впрочем, к диалогу непримиримых оппонентов уже призывали и европейские посланники и грузинскиее эксперты, и патриарх.
Согласятся ли радикальные оппозиционеры с идеей такого 'бархатного референдума'? Вот, для парламентского меньшинства, инициатива Цагареишвили оказалась вполне подходящей. Так, лидер Христанско-Демократической партии Георгий Таргамадзе, сообщает ИА GHN, заявил: 'Мы приветствуем любую инициативу, которая способна разрядить ситуацию. Поэтому, я не исключаю ни поддержку, ни корректировку'. При этом Таргамадзе добавил, что 'обсуждение любой инициативы будет иметь смысл только в том случае, если две радикально противостоящие силы увидят необходимость диалога и найдут внутренний ресурс пойти на диалог'.
Нужно отметить, что власти не испытывают никаких сомнений в выборе пути. Так, по сообщению того же ИА GHN, министр по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Дмитрий Шашкин 31 марта выразил надежду, что оппозиция 'завтра же придет в его ведомство для диалога'. Правда, от оппонентов слышится другое. 'Диалог для диалога для нас неприемлем. Если Михаил Саакашвили объявит, что он уходит, и в нормальных условиях будут проведены внеочередные выборы, только тогда мы начнем диалог с властями', - заявил грузинским журналистам лидер лейбористов Нателашвили.
Шашкин, однако, утверждает, что кто-то из оппозиционеров уже, мол, готов прийти. Возможно, это и будет Цагареишвили. Уж очень уверен министр в том, что диалог состоится. По его словам, после встречи будет подготовлена 'конкретная схема', но не конкретизировал какая именно. Парламентское большинство 31 марта повторило, что готово вести диалог с оппозицией по трем важнейшим темам: преодолению глобального экономического кризиса и созданию рабочих мест; безопасности и защите национальных интересов; совместном осуществлении демократических реформ.
Большинство оппозиционных партий эти предложения не устраивают. Они пытаются заказывать свобственную музыку. В тот же день, 31 марта, лидер партии 'Путь Грузии' Саломэ Зурабишвили заявила, что в контексте акций протеста 9-го апреля оппозиция рассматривает вопрос пикетирования национальных телекомпаний. Однако, она подчеркнула, что все действия оппозиции будут мирными. Саломэ Зурабишвили сообщила о готовности прибыть в Тбилиси на акции протеста экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, несмотря на угрозы арестовать его.
Нет сомнений, что до 9 апреля и руководство Грузии, и оппозиция еще не раз предъявят свои 'козыри'. Между тем, в грузинских СМИ появилась информация, что в связи с акциями протеста оппозиции личный состав Минобороны с 5 апреля переходит на казарменный режим. По информации грузинской прессы, президент отдал негласное распоряжение о создании в армии специальных батальонов по разгону демонстрантов. Оборонное ведомство официально опровергло эту информацию. Так что на грузинской политической арене - без перемен.