Через несколько часов после того, как, невзирая на давление международного общества, Северная Корея осмелилась запустить ракету большой дальности, президент Обама сделал предупреждение: 'Правила обязательны для всех, - заявил он, имея в виду нарушение Севером резолюции ООН от 2006 г., налагающей санкции на Пхеньян. - Нарушители должны быть наказаны. Слова не должны быть пустыми'.
В воскресенье американские дипломаты направились в ООН, чтобы выразить свой праведный гнев. Они и их союзники потребовали от Совета Безопасности решительной резолюции, осуждающей Северную Корею, и введения новых ощутимых санкций против Пхеньяна.
Результат - ноль. На настоящий момент Совбез не выразил свое мнение по поводу запуска даже в виде беззубого, формального 'заявления председателя'. Китайцы и русские подчеркивают, что они не уверены, нарушил ли Пхеньян какие-либо правила.
Добро пожаловать в ООН, господин президент.
Обама, столкнувшись с первым в своей карьере международным кризисом, познает суровую реальность мировой дипломатии.
Оговоримся, что северокорейцы - тяжелые партнеры. Их намерения сложно разгадать, вести с ними переговоры трудно, и они без колебаний мстят самым опасным образом.
Но ООН? Что ж, возможно, это еще более тяжелый случай. Северная Корея запустила ракету, что можно интерпретировать только как угрозу создания ядерного оружия, которое может быть применено против США и других стран. Большинство мировых держав отговаривали Северную Корею от этого запуска. Неужели от ООН нельзя ожидать соответствующей реакции?
Северная Корея несколько недель намекала на готовящуюся провокацию, поэтому у членов Совета Безопасности было полно времени для выработки согласованного ответа. Все, что мы получили, - это три часа заседаний и обещание провести ближайшие несколько дней за обсуждением того, как можно все это расценить. Сказать, что это безрассудство, - ничего не сказать.
Пока с ракетами у Северной Кореи не ладится, но ее гамбит оказался выигрышным.
'Нарушители должны быть наказаны', - заявил президент США. 'Зачем же сразу так?' - говорит ООН.
Отсутствие реакции поставит под угрозу скромный прогресс, достигнутый в приостановлении ядерной программы Пхеньяна. А прогресс имел место: его ядерный реактор частично выведен из строя. Но теперь переговоры зашли в тупик из-за нудных споров о том, как проводить верификацию свертывания ядерной программы Севера.
Итак, скоро мы кое-что узнаем об администрации Обамы. Может ли она сделать так, чтобы со словами президента считались? Может ли она убедить таких упрямых гигантов, как Китай, сотрудничать с нами по северокорейскому вопросу? Сможет ли она подтолкнуть неповоротливую ООН к каким-либо существенным шагам в ответ на этот запуск ракеты?
Ракета, запущенная в выходные, летела примерно 13 минут, после чего упала в Тихий океан в сотнях миль к востоку от японского побережья. Третья ступень, по-видимому, так и не была выведена на орбиту.
Это было не просто испытание ракетного потенциала Северной Кореи. Это было испытание характера нового президента.